Октябрь, 2015
Государство должно поддерживать интеллектуальных собственников
87
А.Оганесян
:
Как выглядят позиции России в области защиты
прав интеллектуальной собственности на фоне других государств,
где данной проблеме традиционно уделялось большое внимание, -
США, стран Европы?
Г.Ивлиев:
Больше и лучше всего защищают интеллектуальную
собственность там, где она больше создается. Когда интеллектуаль-
ная собственность в национальном валовом продукте составляет не
два-три процента, а десятки процентов, то механизм защиты стано-
вится необходимым больше, потому что защищаются национальные
богатства. Поэтому существуют законы о защите авторских прав до-
статочно строгие, например, в США, Франции. У нас защита автор-
ских прав выстроена недостаточно эффективно. Но мы идем по это-
му пути и, кстати, сделали очень много. В мае вступил в силу новый
антипиратский закон, мы называем его вторым. Он уже приблизил-
ся к американскому и французскому законодательствам, к модели,
которая наиболее доступна. Но все равно наш рынок считается не-
защищенным. Должна действовать вся система юрисдикции - адми-
нистративной, судебной ответственности, надзорных органов.
А.Оганесян
:
Существуют ли примеры из мировой практики,
показывающие, что интеллектуальную собственность в Интернете
можно успешно защищать?
Г.Ивлиев:
Есть международный опыт, и пытаются его ввести
в области ответственности пользователя. Существует такой жест-
кий механизм, когда пользователь незаконно скачивает какой-то
контент, отключать от Интернета. И если он хочет вновь подклю-
читься, то платит очень большой штраф. Такая мера предлагалась
во Франции и США. Мы по этому пути не пошли. Для нас это и до
сих пор неприемлемо. Регулировать за счет пользователя подобные
взаимоотношения можно проще и жестче, но в нашей ситуации это
неправильно. Нужно создать культурную среду, разъяснить, что ска-
чивание незаконных контентов - это пиратство, нарушение чьих-то
других авторских прав. В сознании многих людей сложилось мне-
ние, что это нормально - украсть фильм у режиссера, ведь не колба-
су в магазине.
Мы должны предложить всеобщий механизм регулирования не
на уровне пользователя, а на уровне интернет-посредника, операто-