Стр. 161 - V

Упрощенная HTML-версия

Октябрь, 2015
Россия и Китай: вектор международного права
155
яса Шелкового пути» - одного из политически значимых, принятых на
саммите РФ - Китай в Москве 8 мая 2015 года.
Такого рода итоги формирования эффективного пула государств
и международных институтов - партнеров Китайской Народной Ре-
спублики обусловлены переплетением в этом проекте триады ин-
тересов - национальных, трансрегиональных, сообщества в целом.
Существенный фактор - провозглашение Китаем (инициатором,
идеологом и спонсором «Шелкового пути») курса на уважение и
применение международного права, современных и классических
технологий из сферы дипломатии. Регулятивной стороне в китай-
ском проекте уделено самое пристальное внимание. Отметим неко-
торые существенные моменты, которые говорят о роли КНР как ме-
ждународном, прогрессивно развивающемся акторе.
Во-первых, концепция «Шелковый путь» опирается на блок сов-
ременных нормативных императивов. В ней говорится о безуслов-
ном следовании целям и принципам Устава ООН. Пять принципов
мирного сосуществования - уважение суверенитета и территориаль-
ной целостности каждого государства, взаимное ненападение, вза-
имное невмешательство во внутренние дела, равенство и взаимная
выгода, мирное сосуществование - составляют юридический фун-
дамент реализации этого геополитического предложения. С ними
совмещены иные регуляторы (политические, социологические, тех-
нико-организационные). Среди них - принципы открытости и со-
трудничества; гармонии и толерантности; функционирования рын-
ка; взаимной выгоды и совместного выигрыша.
Во-вторых, документ среди приоритетов сотрудничества называ-
ет решение конкретных, связанных с правопорядком вопросов. Сре-
ди них - создание совместных и стандартных транспортных правил
в пользу облегчения международной транспортировки; содействие
вступлению в силу и реализации Соглашения ВТО по упрощению
процедур торговли; укрепление двусторонних соглашений о защите
инвестиций, консультации о соглашениях, позволяющих избежать
двойного налогообложения; содействие подписанию двусторонних
меморандумов о взаимопонимании по сотрудничеству в области
финансового контроля и надзора.
В-третьих, существенное внимание уделяется сфере субъектнос-
ти, условиям работы как с государствами (двусторонний трек), так и
многосторонними структурами. Для первой группы ставится задача в
соответствии с международными традициями продвигать подписание