Стр. 157 - V

Упрощенная HTML-версия

Октябрь, 2015
Россия и Китай: вектор международного права
151
Весьма значимым моментом является призыв сторон egra omnes
придерживаться положений Устава ООН, пяти принципов мирного
сосуществования и других базовых принципов международного пра-
ва и международных отношений. Его присутствие в заявлении логич-
но по многим причинам. В частности, в силу расширения в между-
народном общении практики международно-правового нигилизма,
принижения роли общепризнанных норм во внешней политике ряда
государств (США, Великобритания, Украина, Латвия, Литва, Эсто-
ния) и некоторых международных институтов (НАТО, Евросоюз).
В пользу идентификации основополагающих принципов, обеспе-
чения их авторитета существуют и другие резоны. Например, нере-
шенность ряда проблем, составляющих группу угроз и вызовов для
мировой устойчивости и стабильности. В нее, по мнению авторов
заявления, входят такие проблемы, как распространение оружия мас-
сового поражения, терроризм и экстремизм, трансграничная преступ-
ность, дефицит продовольствия, изменение климата, массовые эпиде-
мии. Регулирование этих и других вопросов общепланетарного или
регионального масштаба диктует использование дипломатических
инструментов, прежде всего переговоров, и разработку международ-
ных юридических договоренностей. Документ называет конкретные
источники международного права, которые востребованы жизнью.
Россия и Китай намерены работать совместно над их формированием
и дальнейшей имплементацией.
Сформулированная ими оферта предлагает несколько правотворче-
ских инициатив. Среди них - заключение международного юридически
обязывающего соглашения на основе российско-китайского проекта
договора о предотвращении размещения оружия в космосе, примене-
ния силы или угрозы силой в отношении космических объектов, при-
нятие решений по развитию режимов рамочной конвенции ООН об
изменении климата и Киотского протокола в целях эффективного и
справедливого урегулирования проблемы изменения климата; рассмо-
трение в Генеральной Ассамблее ООН обновленного проекта (под-
готовлен при участии России и Китая) «Правил поведения в области
обеспечения международной информационной безопасности»; заклю-
чение Соглашения о торгово-экономическом сотрудничестве между
Евразийским экономическим союзом и Китаем; подготовка всеобъем-
лющего соглашения по иранской ядерной программе.
Укреплению международного правопорядка, формированию де-
мократического правосознания служат и другие положения заявле-