Стр. 82 - ОКТЯБРЬ_2014_1

Упрощенная HTML-версия

Октябрь, 2014
«Смена режима» на Украине и проблемы эволюции...
81
выбор». Различия в восприятии ситуаций между российскими и аме-
риканскими политиками, между представителями аналитического со-
общества двух стран существовали всегда
4
. Однако развитие кризиса
вокруг Украины продемонстрировало их наиболее выпукло.
Острый дефицит взаимного доверия России и стран Запада был
усугублен быстрым и сокрушительным провалом компромиссных
и выступавших в глазах Москвы значительной уступкой со стороны
РФ соглашений от 21 февраля, гарантом которых выступали страны
Европы (Германия, Франция и Польша), нелегитимной сменой влас-
ти на Украине (уже 22 февраля, на следующий день после подписа-
ния киевских соглашений, причем «революционеры» не удосужились
даже провести процедуру импичмента действовавшего президента и
просто объявили его «устранившимся от дел»), а также последовав-
шим за этими событиями и вызванным ими глубоким кризисом влас-
ти на Украине стремительным воссоединением Крыма с Россией.
Более того, на протяжении последних 25 лет у России сложилась
плохая предыстория взаимоотношений с западными партнерами по
поводу предоставления политических гарантий (начиная от данных
М.С.Горбачеву обещаний о нераспространении НАТО на Восток).
А после событий 21-22 февраля в Украине рассуждения о неких «га-
рантиях» со стороны Запада (о невключении единой унитарной Укра-
ины в НАТО, например) выглядят особенно проблематично.
Российская позиция по Украине была четко обозначена в мартов-
ском заявлении МИД и сводилась к пяти основным пунктам. Утвер-
ждалась необходимость выполнить обязательства, содержащиеся
в Соглашении об урегулировании кризиса в Украине от 21 февра-
ля 2014 года, по изъятию нелегального оружия, освобождению не-
законно занятых зданий, улиц и площадей, а также по организации
объективного расследования актов насилия в декабре 2013 - феврале
2014 года
5
. Звучал призыв о созыве по решению Верховной Рады Ук-
раины конституционного собрания с равным представительством
всех украинских регионов для подготовки новой федеративной Кон-
ституции и фиксации в ней положений о статусе русского языка как
второго государственного. Затем, после достижения успеха в деле
конституционного строительства, предполагалось проведение сво-
бодных выборов под международным контролем как на региональ-
ном, так и общенациональном уровнях (и президента, и парламента).
Четвертый пункт предполагал уважение права Крыма на определе-
ние своей судьбы в соответствии с результатами свободного волеизъ-