Стр. 63 - ОКТЯБРЬ_2014_1

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Владимир Петровский
62
вые интересные возможности, связанные с его реализацией. Крым
- ключевое звено «Экономического пояса Шелкового пути». Зна-
чительная часть соглашений о торгово-экономическом сотрудни-
честве и кредитах, подписанных В.Януковичем в Китае в декабре
2013 года, накануне драматических событий, связанных с его от-
странением от власти, касалась именно Крыма.
Следует напомнить, что в рамках этих соглашений Украина
была готова передать Китаю часть территории Крыма для созда-
ния так называемой крымской зоны экономического развития, ко-
торая должна была войти в зону «Шелкового пути» и включает и
Севастополь, и территорию в районе Евпатории, где предполагалось
строительство глубоководного порта. Кроме того, в рамках ЭПШП
планировалось построить в Крыму новый аэропорт, верфи, нефте-
перерабатывающий завод, терминал для сжиженного природного
газа, учебные центры, пляжи и зоны отдыха.
Строительство глубоководного порта в Крыму позволит Пекину
сократить примерно на 6 тыс. км торговый маршрут КНР в Евро-
пу. Китай сможет отправлять свои грузы в Европу через Суэцкий
канал и Средиземное море, минуя Гибралтарский пролив. Вокруг
этого нового порта будет также построена индустриальная зона на
300 тыс. кв. м. Кроме того, Украина и Китай планировали совмес-
тно заняться реконструкцией и развитием Севастопольского мор-
ского рыбного порта и созданием вокруг него зоны высокотехно-
логичной индустрии.
Китайские инвестиции в портовую инфраструктуру должны были
составить около 3 млрд. долларов. Однако это была бы лишь первая
фаза по освоению Китаем крымской экономической зоны. Вторая
фаза предполагала строительство в Крыму аэропорта, верфи, неф-
теперерабатывающего завода, производственной базы сжиженного
природного газа, учебных центров, а также обустройство пляжей.
На втором этапе китайские инвестиции должны были достигнуть
уже 7 млрд. долларов. Как пояснил представитель китайской сторо-
ны проекта Ван Цзин, в целом срок реализации составлял не более
двух лет, прибыль ожидалась примерно через шесть лет после ввода
всех объектов в эксплуатацию
19
.
В новых условиях, после того как Крым стал частью Российской
Федерации, все вышеперечисленные планы имеют хорошую пер-
спективу реализации. По крайней мере, постоянный представитель
России при ЕС Владимир Чижов отметил, что присоединение Кры-