Стр. 39 - ОКТЯБРЬ_2014_1

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Андрей Климов
38
Это при том, что Евразийский союз был, прямо скажем, выстра-
дан его участниками за два десятилетия совместной работы в фор-
матах СНГ и ЕврАзЭС, а наши народы имели опыт совместного
проживания и общей активной деятельности во всех сферах на про-
тяжении столетий. Хотя, думаю, именно последнее обстоятельство
(боязнь призрака СССР представителями ряда национальных элит)
сработало в качестве тормоза на пути развития парламентского из-
мерения евразийского интеграционного процесса.
В отношениях стран - членов БРИКС «советский фактор» не ощу-
щается, однако там есть иные сдерживающие причины. Часть из них
мы уже отмечали выше (включая молодость БРИКС, практическое
отсутствие совместных институтов и проектов, за исключением НБР
и валютного пула, которые лишь только заявлены на бумаге). Этот
список можно было бы дополнить и таким сдерживающим обстоя-
тельством, как значительная величина финансовых издержек.
Конечно, странам «пятерки» нет нужды содержать такое чи-
сло переводчиков, как, например, в Европейском парламенте, там
можно было бы вполне обойтись четырьмя языками (английским,
китайским, русским и португальским). Однако поездки на сессии
гипотетического парламента в любую из стран БРИКС автомати-
чески ведут к многомиллионным издержкам, сопоставимым с за-
тратами на всю остальную межпарламентскую деятельность этих
государств. Тем более затратным явилось бы формирование посто-
янного парламентского центра БРИКС.
Наконец, откровенно говоря, в ближайшем будущем трудно пред-
ставить себе полноценную повестку такого международного органа,
работающего на постоянной основе, взаимодействие партнеров по
БРИКС, скажем так, не вышло еще на такой уровень, который тре-
бовал бы - даже в обозримом будущем - постоянного сопровожде-
ния наднационального парламентского органа. Не думаю, что стра-
ны БРИКС в принципе готовы дать в дальнейшем согласие иметь
над собой полноценный международный законодательный орган
(аналог Европарламента).
Что же нужно и можно сделать в этой сфере в ближайшие три-
пять лет? С точки зрения автора, возможны следующие шаги (их
последовательность может меняться в зависимости от реальных
внешних условий):
- усиление двусторонних парламентских связей. В настоящее
время связи эти, безусловно, есть, но их уровень весьма разнороден