Стр. 179 - ОКТЯБРЬ_2014_1

Упрощенная HTML-версия

«Международная жизнь»
Михаил Якушев
178
шение к ним по мере сокрушительных побед русской армии над
османскими войсками.
Статья написана на базе документальных материалов фондов «Сно-
шения России с Турцией» и «Канцелярия», хранящихся в Архиве
внешней политики Российской империи (АВПРИ).
В султанском дворце устраивались пышные и красочные церемо-
нии по случаю приемов глав иностранных дипломатических предста-
вительств.
Подробные описания аудиенций у великого визиря (садразама) и
султана представлены в реляциях и записках российских дипломатов
конца XVIII века: посла Н.В.Репнина (1775-1776 гг.)
1
, посланников
А.С.Стахиева (1776-1781 гг.)
2
и Я.И.Булгакова (1781-1789 гг.)
3
, посла
М.И.Голенищева-Кутузова (1793-1794 гг.)
4
, посланников В.П.Кочубея
(1794-1798 гг.)
5
и В.С.Томары (1798-1802 гг.)
6
. Кроме того, некоторые
российские посланники прикладывали к своим реляциям описания
аудиенций иностранных дипломатических представителей, в частно-
сти эмиссаров Французской Республики в Константинополе: чрезвы-
чайного посланника Раймонда Вернинака Сент-Мора у великого ви-
зиря (1795-1797 гг.)
7
и посла Обера дю Байе у султана (1796-1797 гг.)
8
,
аудиенций посла Венецианской Республики Гарсони у султана и ве-
ликого визиря
9
и чрезвычайного посланника Испанского Королевства
Болини у султана и великого визиря
10
.
В традиционном османском церемониале особое значение име-
ла замысловатая восточная символика, выражавшаяся в составе и
одежде участников церемоний, маршрутах торжественных процес-
сий, церемониальных подношениях, угощениях, подарках и других
важных атрибутах дворцового церемониала. Именно по этой причи-
не российские дипломаты в своих записках старались фиксировать
детали аудиенции у высших султанских сановников, одновременно
указывая для разъяснения османских реалий и терминов соответ-
ствующие должности и функциональные обязанности чиновников
российского двора.
Следует отметить, что в конце XVIII века вопросами церемониа-
ла занимались несколько османских сановников: «обер-церемоний-
мейстер» (тешрифатджи-баши), «унтер-церемониймейстер» (хали-
фе-и тешрифатджи), «обер-гофмейстер» (чавуш-баши) и др.
Церемонии видоизменялись либо из-за нехватки знаний чинов-
ников, ответственных за протокольное обеспечение мероприятий,
либо ввиду личного вмешательства падишаха в процедуру. Поправ-