Ученые проанализировали возможные осколки тунгусского метеорита

11:48 03.07.2013 •

105 лет назад, ранним утром 17 июня 1908 г. на территории южной части Центральной Сибири многочисленные свидетели наблюдали фантастическое зрелище: по небу летело нечто огромное и светящееся. По словам одних, это был раскаленный шар, другие сравнивали его с огненным снопом колосьями назад, третьим виделось горящее бревно. Его полет сопровождался мощным многократно повторяющимся, как громовые раскаты, грохотом, который был отмечен тысячами очевидцев в радиусе нескольких сотен километров.

Последовавший звук взрыва был слышен на расстоянии 1200 км от места катастрофы. Взрывной волной в радиусе 40 километров был повален лес, уничтожены звери, пострадали люди, возник лесной пожар. На огромном пространстве, начиная от реки Енисея и заканчивая атлантическим побережьем Европы, несколько ночей подряд наблюдались светящиеся облака. Небывалые по масштабу и совершенно необычные световые явления вошли в историю как “светлые ночи лета 1908 года”.

Расчетная мощность взрыва составляет от 40 до 50 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Это приблизительно 2000 бомб, сброшенных на Хиросиму. Было предпринято бесчисленное количество экспедиций, но самое поразительное – это то, что при такой огромной мощности никаких более или менее крупных осколков взорвавшегося объекта так и не было найдено.

Отсутствие образцов  дало почву для процветания множества версий произошедшего события. Естественно, большинство версий весьма экзотичны, как например, аварийная посадка космического корабля внеземной цивилизации. Однако, большинство ученых склоняются к тому, что от астероида, или, возможно, кометы, отломился кусок и упал на Землю.

Тем не менее, в 1978 году была предпринята еще одна экспедиция под руководством украинского ученого Миколы Ковальчука, результатом которой явилась находка микроскопических фрагментов в торфянике рядом с эпицентром взрыва. Дальнейшее их изучение показало, что в них содержится лонсдейлит – одна из аллотропных модификаций углерода, которая обычно формируется в момент столкновения метеорита с землей из графита, входящего в состав метеорита, под действием очень высоких температур и давления. Но найденные частицы содержали намного меньше иридия, чем это обычно встречается в метеоритах. На этом основании был сделан вывод о том, что найденные фрагменты – обыкновенная земная порода, преобразованная в результате столкновения.

Но в наши дни группа ученых, возглавляемая Виктором Квашницей из института геохимии, минералогии и рудообразования национальной академии наук в Киеве, решила по-новому взглянуть на эти частицы, используя все современные достижения в области материаловедения. Так с помощью трансмиссионного электронного микроскопа исследователи установили, что образцы пронизаны минералами на основе железа, такими как троилит, шрейберзит и другие. Это сочетание очень похоже на структуру других метеоритов богатых железом. Работа исследователей опубликована в журнале Planetary and Space Science (http://www.sciencedirect.com/science/article/pii/S0032063313001116).

Однако торф, где были найдены образцы, не был датирован 1908 годом. А вкупе с низким содержанием иридия и осмия (что нехарактерно для метеоритов) выводы исследователей вызывают скептицизм.

Ученые надеются продолжить исследования, в том числе провести измерение соотношения ключевых изотопов гелия и ксенона, которое могло бы дать больше доказательств внеземного происхождения образцов.