ГЛАВНАЯ >

Египет: перспективы развития событий

14:37 15.07.2013 •

В Египте произошел очередной политический поворот. Всего через год с небольшим избранный на пост президента Мохаммед Мурси отстранен от власти. Временным исполняющим обязанности главы государства стал председатель Конституционного суда Адли Мансур. Однако это не привело к спаду волнений, происходящих в крупных городах Египта с июня текущего года. Прокомментировать сложившуюся в Египте ситуацию журнал «Международная жизнь» попросил ведущего научного сотрудника Центра ближневосточных исследований ИМИ МГИМО (У) МИД России А.В.Крылова.

«Международная жизнь»: Внимание мировых СМИ в настоящее время приковано к событиям в Египте. Как известно, египетской армией был отстранен от власти президент М.Мурси. Некоторые эксперты называют произошедшие в Египте события революцией, другие склонны видеть в них реванш египетской армии, которая всегда была значимой политической силой в стране, третьи видят в этом закономерности развития процессов «арабской весны»… Как на Ваш взгляд можно охарактеризовать события, происходящие в Египте? Каково основное содержание произошедших внутриполитических изменений?

А.В.Крылов:  Еще два года Центра ближневосточных исследований Института международных исследований (ИМИ) МГИМО (У) МИД России, подготовил аналитический доклад, посвященный ситуации на Ближнем Востоке, в том числе и в Египте. Тогда мы обратили внимание, что в начале революционных политических процессов на Ближнем Востоке получивших впоследствии название «арабская весна», «Братья-мусульмане» вели себя довольно скромно. Сказать, что они активно рвались к власти, было нельзя. Конечно, за время своего существования «Братья-мусульмане» накопили большой опыт развития идеологии партии, интерпретаций Корана, но опыта управления государством у них не было. Поэтому мы сразу сказали, что «Братья-мусульмане», даже если им достанется власть, долго ее удержать не смогут. Партия, которая никогда не имела опыта государственного управления, тем более в такой стране, как Египет, была с самого начала обречена на провал. Такой вывод был сделан два года назад, и, как видим, очень быстро оправдался на практике. То есть партия «Братьев-мусульман» продолжала заниматься идеологизированием на государственном уровне, хотя в стране оставалась масса нерешенных проблем. Проблем, которые требовали безотлагательного решения, которые подняли египтян на то, что можно назвать революцией, а затем и на выступление против самого Мурси. Однако эти проблемы не решались. Они и не могли быть разрешены. При Мубараке и его предшественниках была создана такая ситуация, когда во власть другие силы просто не допускались. Здесь надо отдать должное тому факту, что сама правящая партия, Арабский социалистический союз, как раз очень хорошо ориентировалась в том, что происходит в Египте, и по мере своих возможностей, несмотря на то, что можно перечислить очень много недостатков, присущих государственному египетскому истеблишменту, пыталась решать проблемы. И понятно, что если сейчас экс-президент Х.Мубарак произнесет одну-единственную фразу: «Вам стало лучше, после того как я ушел?», многие миллионы египтян могут сказать: «Лучше бы ты оставался на своем месте».

 

«Международная жизнь»: Пойдет ли развитие событий в Египте по демократическому пути, состоятся ли новые выборы президента и парламента в этой стране и какие политические силы смогут принять в них участие?

А.В.Крылов: Египет – довольно сложная страна. Еще не известно, состоятся новые выборы или их просто не будет. Насколько понимаю, вновь образованный Временный переходный совет не определился еще с этим вопросом. Сейчас в Египте более трех десятков партий, и новые течения, которые появились политической арене. Среди них, например, молодежное течение «Тамаруд» («Восстание»), тоже исламское, хотя вряд ли и оно обладает каким-либо рецептом разрешения государственных проблем,  или обновленная партия «Вафд». Если рассматривать новое течение, которое создал бывший глава МАГАТЭ Мохаммед эль-Барадеи - «Ад-Дустур» («Конституция») - то у него есть определенные перспективы поддержки со стороны стран Запада, прежде всего США, и нефтедобывающих арабских стран, которые могут дать многомиллиардный кредит для спасения внутриполитической ситуации. Но я не думаю, что Мохаммед эль-Барадеи – та фигура, которая пользуется большой популярностью в Египте. С другой стороны, «Братья-мусульмане» сейчас допускают очередную ошибку. Им явно не стоит сейчас идти на обострение внутриполитической обстановки. Скорее, в их интересах было бы пойти на выборы и обратиться к своим сторонникам с призывом прекратить противостояние с армией. Мне кажется, что они все равно наберут большинство голосов, поскольку те выборы, которые состоялись в 2012 году показали, какой значительной поддержкой пользуются исламские движения внутри страны.

 

«Международная жизнь»:  Реальные доходы военных являются в Египте государственной тайной, но в то же время известно, что вооруженные силы Египта поставляют на рынок большой набор товаров и услуг (армия производит и продает продукты питания и бензин, владеет туристическими отелями и т.д.), а годовая выручка армейских компаний составляет одну пятую ВВП страны.  Насколько правление М.Мурси было опасным для экономических позиций армии Египта? Как представляется, правление М.Мурси не решило многих экономических проблем страны, возможно даже слишком усугубило их?


Александр Владимирович Крылов

 

А.В. Крылов: Египет это необычная страна, и многие вопросы, требуют пространного объяснения. Давайте вспомним, что Египет – это уникальное государство, которое находится в стратегически архиважном регионе. Это фактически стык трех континентов. Об этом свидетельствует многовековая история самого Египта.  За время этой истории у Египта накопилось больше врагов, чем друзей. Трудно сходу перечислить тех, кто претендовал на территорию этой страны. Но достаточно вспомнить 1956 год, период Суэцкого кризиса, когда три несопоставимых государства неожиданно объединились и организовали тройственную агрессию против Египта.

В Египте масса других проблем. Достаточно сказать, что никто и никогда не был заинтересован в его усилении – ни Запад, ни Восток. Во-вторых, это одна из самых чрезмерно заселенных стран мира (85 млн. человек проживает примерно на 6% территории). Причем демографическая ситуация здесь очень опасная, и пока она решалась единственным способом – сотни тысяч египтян в основном находили себе работу за рубежом. В Египте колоссальнейшая безработица: мало кто из специалистов может назвать точную цифру. Но по некоторым оценкам довольно серьезных организаций, в частности Всемирного банка, безработица только среди молодежи составляет 70%. Основная масса населения живет на 2 доллара в день, а главный продукт питания для основной массы египетского населения – это знаменитые египетские лепешки. С учетом того, что мировой кризис привел к повышению цен на пшеницу, увеличилась и цена на лепешку. Справиться с существующими проблемами в Египте будет сложно любой партии, которая будет находиться у власти, и это касается не только «Братьев-мусульман». Более того, какая бы партия у власти не находилась, она будет нуждаться в иностранной, прежде всего финансовой помощи. Кому такая помощь будет предоставлена – другой вопрос. Сами внутренние доходы Египта – не такие уж и большие. Прежде всего, это доходы от туризма, который сам по себе представляет область хрупкую, зависимую от очень многих факторов. Приход к власти «Братьев-мусульман» не мог, естественно, способствовать развитию в лучшую сторону туризма. Природных богатств у Египта не так уж и много. Что касается других областей, в частности, обрабатывающей промышленности, то они не выдерживают сравнения с другими, действительно передовыми странами мира. В этом смысле для Египта важна та помощь, которую оказывали и продолжают оказывать Соединенные Штаты в рамках Кемп-Дэвидских соглашений. Безусловно, для Египта важна та помощь, которая идет из нефтедобывающих арабских стран. Безусловно, Египет был заинтересован в пакете помощи, который ему собирался предоставить Евросоюз. Без донорской помощи Египту сложно решить стоящие перед ним экономические проблемы, которые ко всему прочему, дополняются проблемами нехватки воды, в том числе питьевой, проблемами экологии, продолжающейся засухи.

 

«Международная жизнь»:  Как отреагировали на происходящие в Египте события основные игроки на Ближневосточной геополитической арене, прежде всего США и Израиль?

 

А.В.Крылов: США и Израиль – стратегические союзники в данном регионе, поэтому их точка зрения на происходящие события во многом совпадает. Первое, что приходит на ум, что американцы давно просчитали, что время некогда популярных на арабском Востоке политических движений (а Египет продуцировал многие эти движения в духе панарабизма и был в плане арабской общественной мысли передовой страной) ушло на второй план. Известный американский теоретик по борьбе с терроризмом Эндрю Маккарти написал недавно по этому поводу книгу с примечательным названием «Весенняя лихорадка: иллюзия исламской демократии». Согласно его утверждению,  американцы хорошо уяснили, что после вторжения в Ирак и Афганистан для мусульман главный приоритет – это ислам. В то же время, люди готовые следовать по пути модернизации и продвигать в исламском обществе демократические ценности, составляют подавляющее меньшинство. В Египте доля таких людей составляет около 20%. Отсюда следовал закономерный вывод: исходя из объективной реальности, надо делать ставку на развитие сотрудничества с наиболее популярными исламистскими организациями, в том числе с «Братьями-мусульманами», партией «Ан-Нур», с противниками Каддафи в Ливии, партией «Ан-Нахда» в Тунисе, коалицией антиправительственных группировок в Сирии и так далее.

Самое интересное в том, что эта позиция совпадала с тем, что подавали на стол премьер-министру Израиля Б.Нетаньяху израильские аналитики. Так, известный аналитик Барри Рубин, профессор Междисциплинарного центра в Герцлии, отмечал, что советники по внешней политике подготовили уже в конце 2010 года по распоряжению Б.Обамы документ в отношении ряда арабских стран и, прежде всего Египта, который предусматривал реализацию в интересах США политики содействия исламским оппозиционерам в устранении авторитарных режимов, в том числе, относящихся к американским союзникам. Б.Рубин доказывает, что перераспределение власти в Египте в пользу «Братьев-мусульман» было частью стратегического плана американской администрации.

Мне попалась на глаза еще одна интересная заметка. Это выступление бывшего министра иностранных дел Израиля А.Либермана и официального представителя Израиля в ООН Рона Просора, которые активно поддерживали М.Мурси и говорили, что это тот самый человек, который вполне устраивает Израиль. И это несмотря на то, что оба прекрасно знали о том, что говорил и писал Мурси за два года до того, как он был избран. Как мне представляется, это была своеобразная попытка поддержать и посмотреть, что будет, если где-то радикальная исламская оппозиция окажется у власти. И это получилось. Думаю, что теперь США и их союзнки будут делать ставку на Мохаммед эль-Барадеи и его партию «Ад-Дустур».

 

«Международная жизнь»: Какова позиция Китая по поводу происходящего, учитывая, что у него, как у глобальной мировой державы, тоже есть интересы в этом регионе?

А.В.Крылов: Я думаю, что Китай будет придерживаться той же позиции, что и раньше. Китай как и Россия заинтересован в скорейшем урегулировании конфликта после выхода на политическую сцену «Братьев-мусульман» и замены их на силу, более приемлемую для большей части египетского общества. Можно полагать, что такой же концепции придерживается и Россия. И Запад, и Восток заинтересованы в том, чтобы в Египте была стабильность, чтобы Египет не скатился в состояние хаоса, подобное тому, которое сейчас наблюдается в Сирии. Другого такого источника напряженности никому из крупных региональных игроков не нужно. И в этой связи мне представляется, что наиболее реальной силой в данной ситуации являются либеральные технократы, которые могут получить поддержку от Запада и, возможно, даже благополучно ею распорядиться. В этой связи мне представляется, что хотя Мохаммед эль-Барадеи не пользуется большой популярностью в Египте (за ним укрепилась репутация прозападника), но вместе с тем, он может получить поддержку того же самого Запада. Возможно, что единственный институт, который пока сохраняет стабильность в египетском обществе – армия – может поддержать либералов-технократов, имея в виду их способность адекватно распорядиться теми средствами, которые Запад готов им предоставить.

 

«Международная жизнь»: Как может сказаться развитие событий в Египте на общем состоянии региональных политических процессов, которое принято называть «арабской весной»?

А.В.Крылов: Египет оказался в эпицентре «арабской весны». И отстранение Мурси – это продолжение того процесса, который был вызван «арабской весной». Однако, как мне кажется, в Египте не может произойти того, что произошло в Ливии или происходит сейчас на сирийской территории. Во-первых, нужно учитывать, что в Египте нет вооруженной оппозиции, нет сил, которые могли бы с оружием в руках выступить против власти. В этом случае армия возьмет власть в свои руки и, по всей видимости, тогда уже долгое время страной будет править военная хунта. В то же время Египет – не та страна, которая может войти в состояние гражданской войны, потому что все политическое противостояние развивается на узком участке территории, в основном в Каире, на площади Тахрир, и в центрах крупных городов, например, в Александрии. Слишком мала социальная база тех, кто может выступить против армии, против правящих сил. На мой взгляд, гражданской войны здесь не будет.

 

«Международная жизнь»: Существуют опасения в отношении перерастания столкновений между сторонниками отстраненного президента М.Мурси и его противниками (и египетскими вооруженными силами) в вооруженный внутригосударственный конфликт, проще говоря в гражданскую войну. Возможны ли договоренности между армейскими кругами и «Братьями-мусульманами» и имеются ли сегодня каналы по поддержанию контактов и ведению таких переговоров?

А.В.Крылов: Армия в Египте – очень серьезный институт. По любым существующим экспертным оценкам, армия контролирует до 40% египетских активов и представляет собой мощную экономическую силу. Нужно помнить, что военная служба была единственной возможностью для египтян из трущоб сделать серьезную карьеру не только военного, но и бизнесмена, и политика. Карьера Г.Насера, А.Садата, Х.Мубарака, которые олицетворяют армейскую элиту Египта – тому подтверждение. Поэтому «Братья-мусульмане» не могут не считаться с такой серьезной силой, как армия, да и наверняка среди офицеров есть те, кто придерживается салафитских взглядов. Я в этом не сомневаюсь. Контакты между исламистами и армейскими кругами, безусловно, поддерживаются. Другое дело, что надо отдать должное опыту старого политика Х.Мубарака, который не привлек армию к защите своей власти. Это было мудрое решение, поскольку иначе страна была бы ввергнута в ту же ситуацию, в которой оказалась Сирия.

 

«Международная жизнь»: Как на Ваш взгляд можно сегодня охарактеризовать позицию, которую занимает Россия в связи с происходящими в Египте событиями.

А.В.Крылов: Если говорить об экономических связях, то они ослаблены по сравнению с советским периодом. Таких грандиозных проектов, как построение Асуанской плотины или строительство заводов в Хелуане мы уже не проводим, тем более что за годы правления Х.Мубарака египетская армия была полностью переориентирована на американское вооружение. Насколько мне известно, там осталось не так много техники нашего производства. После подписания соглашений в Кемп-Дэвиде между Египтом и Израилем страна почти полностью переориентирована на Запад, прежде всего на Соединенные Штаты Америки. Что касается политических отношений, то между нашим странами существуют давние связи, и поэтому, конечно, мы не заинтересованы в том, чтобы Египет не шел по пути хаоса, гражданского противостояния и тем более гражданской войны. У нас существует немало политических связей, в том числе по дипломатическим каналам, которые позволяют нам принимать важные решения на двустороннем уровне. Думаю, что мы будем занимать взвешенную, продуманную позицию по отношению к происходящим событиям в этом важном для международной стабильности государстве.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати