ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Пятнадцать сирийских констатаций

14:28 15.07.2013 • Владимир Разуваев, доктор политических наук

Сирийская проблема – одна из сложнейших и актуальнейших в современных международных отношениях. Возможно, следует ограничиваться в отношении нее только одними констатациями.

Первое. Следует констатировать, что в Сирии идет гражданская война, осложненная международным присутствием и внутримусульманскими религиозными распрями. Воюющие стороны представлены в основном сирийцами. Вовлеченность посторонних сил только усложняет ситуацию.

Второе. Давайте будем откровенными до конца: гражданская война в Сирии во многом объясняется не только внутриполитическими проблемами, но и беспрецедентной засухой, которая привела к резкому падению урожая и гибели основной части поголовья скота. Абсолютно такая же ситуация была в России во время правления Бориса Годунова, когда начавшийся малый ледниковый период привел страну к ужасному голоду и, в конечном счете, Смутному времени.

Третье. Нельзя забывать про международное присутствие в Сирии. Общепризнанно, что основными спонсорами вооруженной оппозиции являются Катар и Саудовская Аравия. Есть сведения, что поддержку антиправительственным силам оказывают некоторые другие арабские страны, в частности, Ливия. О своем участии в действиях против сирийского правительства официально заявили также ЕС и США.  Есть сведения, что, с другой стороны, власти Сирии активно поддерживают Иран и «Хезболла». 

Четвертое. Западное участие в арабских революциях не привело к желаемому для США и ЕС результату. Имеет место огромный политический провал в Египте, что подтверждают недавние события. В Ливии официальные власти не обладают контролем даже над столицей, не говоря уже о других районах страны. При этом приходится констатировать, что даже с учетом предыдущих политических неудач, ЕС и США оказывают давление на Сирию, поддерживая оппозицию.

Пятое. Несмотря на провал своей политики в отношении «арабской весны», ЕС, в лице особенно Великобритании и Франции, готов идти на дальнейший риск, втягиваясь в гражданскую войну в Сирии. Аналогичную, хотя и более осторожную, политику ведет Вашингтон. Создается впечатление, что речь идет больше об инерции, нежели об осознанной и продуманной политике, однако факты говорят сами за себя. 

Шестое. Власти Сирии воздерживаются от участия официальных международных инспекций на территории страны. Официальное объяснение: дискредитация последних после того, как они «выявили» наличие оружия массового поражения в Ираке, что послужило поводом для последующей интервенции и оккупации страны силами НАТО и союзников Альянса. Следует признать, что резон в этом аргументе есть.

Седьмое. Открытое международное (точнее западное) вмешательство в сирийские проблемы блокируется поведением в СБ ООН России и Китая. Надо также выделить предельно осторожную политику соответствующих комитетов Палаты представителей и Сената США. Пока Барак Обама ориентируется на сотрудничество с парламентом, активное вмешательство Вашингтона в сирийские дела выглядит маловероятным.

Восьмое. Западные СМИ любят поговорить об авторитаризме официальных властей в Сирии. При этом постоянно упускается из виду, что таким же является правление основных противников Дамаска в арабском мире. Тех, которые являются главными союзниками США и ЕС в регионе.

Девятое. Острым вопросом остается возможное применение враждующими сторонами в Сирии химического оружия. Характерно, что, несмотря на официальное заявление о том, что Дамаск преступил «красную линию» в этом вопросе, Вашингтон проявляет осторожность и воздерживается от прямого вмешательства. Можно предположить, что даже для американских властей представленные доказательства использования сирийской правительственной армией химического оружия не являются неопровержимыми. В свою очередь, определенную роль в оценке ситуации могли сыграть предоставленные недавно Россией доказательства того, что химическое оружие применяла как раз оппозиция.

Десятое. Еще одна констатация – конфликт в Сирии носит преимущественно внутримусульманский характер. Сунниты, составляющие большинство в стране, воюют против шиитов (в том числе алавитов). Очень можно говорить об откровенных религиозных фанатиках. Особенно когда речь идет об оппозиции. Не случайно, что фундаменталисты особенно сильны в северных районах, где население гораздо беднее, чем на юге страны. Но вообще суннитский и шиитский джихад – это крайне опасно для международной ситуации. Далеко не всегда это понимают те, кто фактически  провоцируют его.

Одиннадцатое. Если говорить о фанатиках, то самая известная группировка в составе оппозиции – «Джабат аль-Нусра» (по другой русской транскрипции -Джабхат аль-Нусра»). Это, видимо, именно из-за нее и ее связи с «Аль-Каидой» конгресс США отказался давать разрешение на поставки оружия противникам официального Дамаска. Основание: опасения, что оружие попадет в руки мусульманским фундаменталистам, которые в конце концов направят его против Запада и, в частности, США.

Двенадцатое. За последнее время тактически обращают на себя внимание два момента. Во-первых, правительственная армия резко активизировалась, что привело не только к военным победам, но и к обращению вооруженной оппозиции о начале перемирия (естественно, когда речь шла о ее наступлении, то о перемирии с ее стороны не могло быть и речи). Во-вторых, успешная атака на правительственные склады противокорабельных ракет (Израиль это был или нет – другое дело) заставляет предположить, что антиасадовский фронт по-прежнему рассматривает возможность морской блокады Сирии и, быть может, установления впоследствии беспилотной зоны над Сирией.

Тринадцатое. Следует также обратить внимание, что противостояние шиитов и суннитов тактически, а может даже и стратегически привязывает официальный Дамаск к Тегерану. Последствия этого сейчас трудно прогнозируемы. В том числе для международных отношений на всех уровнях.

Четырнадцатое. Сирийская оппозиция крайне раздроблена. В этих условиях вести с ней переговоры затруднительно. Идея «Женевы-2» в этом плане стоит под вопросом, хотя этого бы и не хотелось. Возможно, что это единственный путь прекратить нынешнее безумие.

Пятнадцатое. В этой ситуации позицию Москвы можно охарактеризовать как последовательную и взвешенную.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати