ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Угольная дипломатия»

02:01 24.06.2013 • Владимир Разуваев, доктор политических наук

Экспорт российского угля в Азию постепенно увеличивается. Несмотря на то, что им занимаются частные компании, весь процесс выглядит как система, а не разбит на изолированные отдельные направления. Фактически все перерастает в торговую дипломатию, точнее, ее специфический сегмент, который условно можно назвать «угольной дипломатией».

Здесь надо принять во внимание, что Азия очень разнообразна в культурном плане, не говоря уже об экономике, работать в ней сразу на нескольких фронтах действительно трудно. Торгуются везде, однако при этом различным образом. В одной стране, например, принимают решения «почти по-европейски», хотя и неуклонно сбивают цену до минимума или почти до минимума. В другой стране тоже сбивают цену, однако предельно не торопятся, а со стороны даже может показаться, что временами проявляют необязательность во время переговоров. Причем надо хорошо знать местные обычаи и привычки. Словом, новичкам на азиатском угольном рынке приходится нелегко. Тем более, что приходится бороться не только и не столько с отечественными, но и с зарубежными конкурентами, среди которых выделяется, конечно, Австралия.

Перспективы у российского угля в Азии, однако, серьезны, так что овчинка стоит выделки. Добыча угля в Сибири и на Дальнем Востоке все время нарастает. Так, в Хабаровском крае работает угледобывающее предприятие крупного российского холдинга СУЭК. Недавно ее среднегодовая добыча превысила прежнюю в два раза, достигнув объема в 5 млн. тонн в год. Один из ведущих мировых производителей антрацита компания «Сибирский антрацит» подписала пятилетний контракт на поставку 4,8 млн. тонн угля Hebei Iron & Steel Group Yanshan Iron & steel Co.,Ltd, одной из основных китайских металлургических компаний.

Компания «Мечел» объявила о том, что подписала бессрочный контакт с китайской корпорациейShasteel Group о поставке ей угля. Ежемесячный объем – от 40 тыс. до 80 тыс. тонн. Цена и объемы будут пересматриваться каждый месяц. У той же компании есть поставки китайскому Shasteel, а кроме того - китайской Baosteel Resources («дочка» Baosteel Group). Компании договорились о поставках 960 000 т угля. Это около 5,4% от объема коксующегося угля, который российская компания реализовала в 2012 г. «Мечел» также начал промышленную добычу угля на Эльгинском месторождении.

Добыча угля по своей себестоимости в России вполне рентабельна по сравнению с ее конкурентами на рынках Азии. Проблема в том, что в цене на него около 60 % «съедают» транспортные расходы. А росту экспорта мешает, честно говоря, изношенность инфраструктуры.

Действительно, в настоящее время основная проблема в экспорте российского угля в Азию – пропускная способность отечественных портов. Запланированный российскими компаниями рост добычи угля пока не совпадает с нынешней пропускной способностью портов. Надо еще иметь в виду, что и возможности российских железных дорог в настоящее время исчерпаны

Но положение меняется. Год назад стало известно, что российское правительство собирается построить на Дальнем Востоке еще один порт для перевалки 20 млн. тонн угля в год. Планируется также двукратное расширение терминала компании СУЭК в порту Ванино, которое достигнет мощности в 24 млн. тонн. Есть и другие проекты либо расширения уже существующих портов, либо строительства новых. Год назад газета «Коммерсантъ» иронизировала, что с учетом заявленных проектов дальневосточные портовые мощности могут увеличиться до 140 млн. тонн в год, причем, по ее мнению, было непонятно, «чем угольщики будут заполнять этот объем». Однако этот вопрос не стоял уже тогда и не стоит сейчас. Была бы инфраструктура и потребности, а уголь найдется.

«Угольная дипломатия» сложна и необычна. Надо не только уметь вести переговоры с различного по своему культурному своеобразию партнерами, не только проявлять характер в преодолении препятствий при транспортировке угля по железной дороге и погрузке в портах, но и правильно оценить, например, перспективы ближайшего развития китайской металлургической промышленности. Те самые перспективы, в оценках которых расходятся сами китайские эксперты.

Пока, судя по результатам и принимая во внимание несколько запоздалый старт и объективные (не говоря уже о субъективных) причины, «угольная дипломатия» у России идет довольно успешно. Экспорт угля в Азию растет, бизнесмены набираются опыта в торговле с этим специфическим регионом. Да и в Азии российских угольщиков знают все больше и больше.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати