ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

«Интуитивная Гавана» Марии Вальдес

23:27 03.06.2013 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

…«А ведь эта талантливая и оригинальная девушка своим искусством проложила еще один «живописный мост» между Москвой и Гаваной, между Россией и Кубой». Такая мысль не давала покоя мне, когда я на днях рассматривал полотна молодой (и красивой!) московской художницы Марии Сантьяговны Вальдес в столичном Выставочном зале «Феникс».

Рассказывать об изобразительном искусстве всегда дело не очень благодарное. Недаром в народе говорят, что лучше раз увидеть, чем семь раз услышать. Поэтому в дополнение к этому тексту на нашем сайте «Международной жизни» размещена галерея художницы с моими фотографиями ее картин, которые, конечно, лучше смотреть своими глазами.

Выставка Марии Вальдес в «Фениксе» называется «Это моя Гавана». На полотнах – виды, пейзажи, образы кубинской столицы. Вообще, пейзажи у Марии давно стали излюбленным, самым предпочитаемым жанром. Каждый ландшафт – настроение, каждая деталь – атмосфера, каждая картина – буйство тропических красок и лаконизм мазков.

О себе Мария, как правило, рассказывает скупо, потому что ей больше нравится рассказывать о других. Она и рисует, и книги пишет, и о своих коллегах с увлечением говорит. И все же, прошу художницу несколько слов сказать о и себе. «Я родилась и выросла в России, в Москве, на родине мамы, а с Кубой, родиной папы, познакомилась только тогда, когда мне было 22 года, - делится своей историей Мария. – Выучила испанский язык, теперь свободно говорю на нем, как и на русском. А вообще-то, порой мне кажется, что я знала Кубу раньше. Это необъяснимо, интуитивно, подсознательно. Честно признаюсь, что Москва и Гавана каким-то непостижимым образом слились для меня в одно целое, неразделимое»…

«А как можно объяснить суть детей от смешанных российско-кубинских браков, которых в народе довольно брутально называют «половинками?», - спрашиваю Марию. И она отвечает тоже довольно откровенно: «Это, по-моему, сочетание несочетаемого… Некая ломка стереотипов, привычных обычаев, понятий, привычек, образа жизни. Это крах всего, чего хотите! А попросту, вся суть этого явления в одной единственной фразе: мать – русская, отец – кубинец. Бывает, конечно, и наоборот, но гораздо реже. Самое интересное, что в России я всегда считалась кубинкой. Это из-за внешности. А когда приехала на Кубу, сразу «стала русской» Как тут разобраться, если ты еще и художник? Скажем, какой у тебя стиль, какое направление? Как еще классифицировать? Я с такими же художниками познакомилась в Гаване. Только живу в Москве, а они на Кубе. И все они очень разные: у них разные судьбы, они воспитаны в разных странах. И впитали в себя в той или иной степени обе культуры – через Россию они видят Кубу, а через Кубу видят Росси»…

Итак, как утверждают близкие к художнице источники информации, Мария Сантьяговна Вальдес Одриосола родилась в Москве в 1979 году. Мария с отличием окончила художественно-графический факультет Московского педагогического государственного университета и аспирантуру Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А.Шолохова. Она член ВТОО «Союз художников России», постоянно выставляет свои художественные произведения в Выставочном центре Московского отделения Союза художников России, в Московском музее современного искусства. Участвовала во множестве коллективных выставок. Ее персональные выставки проходили в Посольстве Кубы в Москве, в других весьма солидных залах и Москвы, и Гаваны.

Российская художница Юлия Романова так рассказывает о Марии Вальдес: она начала писать Кубу, глядя на нее из России, где родилась и жила с матерью. Пришло время, когда в художнице заговорили гены и интуиция. Потом она начала ездить на родину отца, который, к сожалению, уже ушел из жизни. И каждый приезд на Остров обогащал ее впечатления. Мария познала и полюбила кубинскую природу и народ Острова. В ее пейзажах стали преобладать живые и самые впечатляющие краски – желто-зеленая, красная, охристые тона. Именно они и составляют гармонию кубинских растений и солнца. А общение с гаванскими художниками позволило почувствовать себя не только русской, но и кубинской художницей.

Любопытно, что у нас в России сохраняется большой интерес к кубинскому искусству. Существует такой же интерес к классическому и современному искусству России также и на Кубе. Безусловно, хотелось бы, чтобы обе стороны организационно уделяли бы больше внимания таким взаимным запросам двух дружественных народов. Хотя время от времени, все-таки, в России проходят Дни кубинской культуры, а на Кубе - Дни российской культуры, устраиваются выставки, конференции и обмены делегациями. Но, как всегда, хотелось бы и почаще, и побольше. Об этом мне говорили посетители выставки Марии Вальдес в Выставочного зале «Феникс», который любезно предложил свои площади для полотен московской художницы с кубинской внешностью.

Пейзажи Марии, сделанные до того, как она начала ездить на Кубу, написаны, по мнению хорошо знающей искусство художницы  Юлии Романовой, с помощью интуитивного метода. Этот метод помогает ей передавать внутренние ощущения, отношение к самой себе, к своему происхождению. И она поняла, что в ней заговорила генетическая память, Мария смогла создавать образы, формирующиеся на уровне ее подсознания. А оказавшись на Кубе, художница начала работать на пленэре, писать с натуры. И она увидела, что ее интуиция была верной. Ведь многие первые работы о Кубе она создавала в России, используя свои литературные и фотографические и «киношные» представления о родине своего отца!

Оценивая творчество Марии, московская журналистка Ольга Орлова, в свою очередь, полагает, что многие полутона вечерних пейзажей Марии, палящее солнце полудня, рассветы над реками («Лунная дорога», «В горах», «Лучи», «Фиолетовый закат») формируют у зрителя более полное представление о стране и делают Кубу «живой» в его глазах. Особого внимания заслуживают дома, в основном традиционные для Гаваны и ее предместий («Тарара», «Старый город» и другие). Каждая лачуга или высотное здание, вышедшее из-под кисти Марии, начинает жить собственной жизнью. Кубинский дом в изображении художницы настольно самобытен, что становится «вторым лицом» его хозяина...

…Русская кубинка или кубинская русская? Таким вопросом задается и мой старый гаванский друг гаванский журналист Сесар Гомес. «Эта молодая московская художница – продукт двух культур. Ее полотна – смесь красок, стилей и ностальгии», - говорил он мне, делясь своими впечатлениями о работах Марии.

 Кстати сказать, «кубинская история» Марии началась тогда, когда она в далеком 1998 году в художественной мастерской нарисовала пейзаж, и ее преподаватель, который когда-то проходил военную службу на Кубе, сказал: «Это не русский пейзаж, а кубинский». Но он не знал, что его ученица – дочь кубинца, которая в то время еще никогда не бывала на Кубе, на родине своего отца. И этот пейзаж был зовом крови. Только после своей первой поездки на остров Мария всерьез увлеклась кубинской тематикой. Ее первая картина на тему второй, тропической родины, которую она там и написала, волею случая висит сегодня в кубинском посольстве в Сальвадоре.

На счету Марии уже десятки персональных выставок и участий в коллективных экспозициях. Ее картины выставлялись не только в кубинском посольстве в Москве, но и в Госдуме, в Министерстве культуры России, в Российской Государственной и Национальной библиотеках, в Законодательном Собрании Санкт-Петербурга. А еще ее полотна знакомы теперь и гаванцам. Они успешно представлялись в Международном институте журналистики им. Хосе Марти, в Культурном центре «Яра», в гаванском Центре развития изобразительных искусств. За международную культурную деятельность художница награждена дипломами, в том числе в России и Эквадоре. Мария написала около десятка книг, посвященных искусству. Три из них посвящены теме искусства как терапии. В издательстве «Ключ-С» готовится к изданию ее работа о детях, как и она, имеющих две родины, а также о русских художниках, живущих на Кубе.

С 2006 года Мария – член Союза художников России и Ассоциации изобразительных искусств ЮНЕСКО…

Получается, что Мария – «живописный» посол сразу двух государств – России и Кубы. И обе страны она считает родными. И генетическая, интуитивная память художницы постоянно дает о себе знать. Что особенно ярко и проявилось на тематической выставке Марии «Это моя Гавана».

«Иногда мне кажется, - поделилась своим тайным ощущением Мария, - что у меня две отдельные жизни, и что во мне параллельно живут два человека – в России я одна, а на Кубе – другая. Но я прекрасно знаю, как живется и что думают люди в этих двух странах. И все это отражено в моем художественном творчестве».

…Вот такая она, московско-гаванская художница Мария Сантьяговна Вальдес. Ей и невдомек, что она вольно или невольно занимается культурной дипломатией, сближает художественные (и человеческие) миры России и Кубы. Таким способом она познает себя и эти миры, пользуясь своим острым восприятием окружающих нас пространств и богатой палитрой красок жизни.

Салют, Мария! Успехов тебе в творчестве и добра! 

Фотогалерея

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати