ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Тодор Минков – русско-болгарский просветитель

23:21 03.06.2013 • Владислав Гулевич, журналист-международник

В 2012 г. на старом кладбище белорусского городка Дрогичин была обнаружена могила знаменитого болгарина – Тодора Минкова (1). 4 января 2013 г. в Минске был проведён вечер памяти Тодора Минкова, приуроченный ко дню рождения этого болгарского просветителя – 2 января 1830 г., на котором присутствовали также сотрудники посольства Болгарии в Белоруссии (2).

Усилиями кадетов г. Слонима могила Т. Минкова была полностью восстановлена. Произошло это после выхода в эфир телепередачи «Открытый формат» с репортажем о находке. Участие кадетов –  не случайность. Ведь Т. Минков был одним из основателей начального военного образования в Белоруссии и занимался подготовкой будущих кадетов.

Кем же был Тодор Минков, и чем снискал к себе такое уважение наших соотечественников, не иссякнувшее и через 100 лет?

Родился он в 1830 г. в Русе, но предки его происходили из-под Велико Тырново. Настоящая фамилия будущего болгарского и русского просветителя – Георгиев, но по настоянию брата матери Тодора, человека очень влиятельного, ему дали фамилию и имя дяди. Сам же дядя взял на себя все заботы о своём племяннике и полном тёзке.

Тодор Минков-младший учился сначала в Вене, затем – в Дрездене. За годы учёбы он сблизился с русскими студентами, великолепно говорил по-русски, и выучил ещё несколько языков – греческий, немецкий, турецкий. Страстью Т. Минкова стала русская классическая литература, а любимыми авторами – Пушкин и Гоголь (2).

Наступил трагический 1853 г. Турция, решив оттеснить Россию от Чёрного моря, развязала, при поддержке западных держав, Крымскую войну (1853-1856). Тодор, человек смелый и решительный, не мог оставаться в стороне, и с благословения своего дяди-опекуна, будучи 24 лет от роду, записывается в отряд болгарских добровольцев в составе русской армии. Общая численность отряда достигала 4 000 чел. Кроме болгар, в русских войсках были румынские, сербские добровольцы.  Воевали они под командованием ген. Н. Г. Столетова.

Балканские добровольцы участвовали во многих знаковых сражениях той войны. Так, Т. Минкову довелось оборонять легендарный Севастополь. В этом сражении он получил первое ранение – в ногу. Потом его назначили на должность второго адъютанта главнокомандующего Южной армией князя Михаила Дмитриевича Горчакова, и отметили его боевые заслуги медалью на Андреевской ленте. Между ген. Горчаковым и Т. Минковым сложились тёплые дружеские отношения. Достаточно сказать, что протрет Горчакова долгие годы висел на стене в доме Т. Минкова.

Крымская война закончилась. Российское правительство предоставило всем болгарским добровольцам право остаться в России, что Т. Минков и сделал. Именно там он пришёл к выводу, что «будущее болгарского народа зависит от его просвещения», и задумался над методами патриотического воспитания подрастающего поколения. Несмотря на то, что сам Т. Минков обучался в Австрии, он говорил: «Между всеми странами, где могут обучаться болгары, нужно отдать предпочтение России, так как она родственна болгарам по религии и происхождению, и когда болгарин вернется оттуда на родину, он не будет чувствовать себя чужим в окружающей его среде».

В 1860-х в Россию устремляется множество болгарских студентов. Российское правительство платило им стипендию, перечисляло большие суммы на содержание славянских учебных заведений в Османской империи, а в политических кругах шло бурное обсуждение, как разрешить болгарский вопрос.  Дипломат ген. Николай Павлович Игнатьев, ввиду невозможности в настоящее время напрямую помогать болгарам (Россия находилась в надломленном состоянии после проигранной Крымской войны) предлагал всех болгар пригласить на поселение в России. Поток болгарских колонистов в Российскую империю увеличился, но не все болгары хотели покидать родной край (2).

В 1862 г. в Николаеве открылся пансион для болгарской молодёжи, откуда они, по замыслу учредителей, должны выходить патриотами Болгарии и славянской идеи. В этом пансионе и начал свою педагогическую карьеру Т. Минков. Позже пансион получит название Южнославянского, и в нём обучались не только болгары, но и сербы.

Это пришлось не по вкусу туркам. Чтобы скомпрометировать Т. Минкова, они развернули целую кампанию, используя некоторых представителей болгарской диаспоры Константинополя. Они распускали слухи о том, что Т. Минков – взяточник и коррупционер, а не идейный педагог. Но это им не помогло. Т. Минков сделал всё от него зависящее, чтобы в Южнославянском пансионе дети с Балкан могли получить, в прямом смысле слова, национальное воспитание, и выросли патриотами своей родины и сторонниками дружбы с Россией. Турки не зря опасались инициатив Т. Минкова. Из стен пансиона вышли такие видные деятели болгарского освободительного движения, как Михаил Греков, Панайот Волов, Яков Петков и др.  Трое выпускников Т. Минкова стали генералами русской армии. Один из них, Пётр Груев, умер в Туле в 1942 г., прожив долгую жизнь, и сделав замечательную военную карьеру. Другие выпускники занимали в независимой Болгарии высокие министерские посты и внесли вклад в развитие болгарской науки (3).

В 1893 г. Т. Минков, которого уже все взвали Фёдором Николаевичем, а не Тодором, переезжает в Белоруссию, где заведует кадетским корпусом, в стенах которого учились и русские, и болгары. В окрестностях Дрогичина оставалось множество поместий, ранее дарованных польским помещикам-участникам русско-турецкой войны, и конфискованных после за их участие мятеже 1863-1864 гг. (т.н. Январское восстание).  Очевидно, в одном из них и обосновался Т. Минков.

Оставшиеся годы он прожил на белорусской земле, и, как завет потомкам, оставил следующие слова: «Мы, болгары, имеем дело с русским народом, нашим единоверным и единоплеменным, и те очень ошибаются, которые думают, что наша братская связь может быть нарушена».

 

1)       «Генерал Минков покоится в Дрогочине» («Драгiчынски веснiк», 8/24/2010)

2)       «Состоялся вечер памяти болгарского и российского просветителя Фёдора Минкова» («Западная Русь», 5.01.2013)

3)       Вячеслав Бондаренко, Катерина Честнова «За мной остается только труд…»: жизнь и судьба великого славянского педагога Тодора Минкова (1830-1906) («Западня Русь», 9.11.2012)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати