ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Бесповоротной победы над нацизмом ещё предстоит добиться

13:12 08.05.2013 • Владислав Гулевич, журналист-международник

В 2013 г. наш народ отмечает 68-ю годовщину Победы в Великой Отечественной войне. Прошло 68 лет с той поры, когда рукой советского солдата был сломан хребет фашистского зверя. Стихли залпы орудий, но не утихают вспышки информационной войны вокруг этого памятного события.

Недостатка славословий в адрес советских воинов в 1940-х не было точно так же, как сейчас нет недостатка в нечистоплотных попытках «из Павла сделать Савла», принизив подвиг народов СССР в самой кровопролитной войне человечества, и обвинить чуть ли не в её развязывании. Параллельно с этим наблюдается возрождение неонацистской идеологии в её национальном формате, когда правительства некоторых государств, пытаясь в неимоверных потугах взрастить  у своих подданных новую национальную идентичность, не имеющую ничего общего ни с советским прошлым, ни с послесоветской Россией, создают пантеоны новых героев, пусть и в коричневых тонах.

Симптоматично, что современный всплеск неонацистских настроений происходит в странах «победившей демократии» - это Восточная Европа и западные республики бывшего СССР (Украина, Прибалтика, Молдавия).

В Болгарии чествуют лётчика Димитра Списаревского (изучал тактику воздушного боя в рядах люфтваффе, в 1943 г.  совершил воздушный таран, сбив американский самолёт). В его честь установлена мемориальная доска, его имя носят улицы и патриотические кружки.

В Румынии мечтают о Великой Румынии, строить которую Бухарест в 1941 г. бросился под свист нацистских бомб, надеясь с их помощью прибрать к рукам советскую Молдавию и Украину.

В Молдавии прозападными либералами на вшивые головы румынских фашистов тоже возлагаются лавровые венки, и вот маршал Антонеску с его роковым приказом «Перейти Прут!» предстаёт не в качестве военного преступника, а образца для патриотического воспитания. Для пущего эффекта мэрия Кишинёва высказалась за запрет ношения в республике георгиевских ленточек и объявление 9 Мая днём траура (1). По мнению национал-либералов, более уместным для молдаван было бы праздновать 9 мая день Европа, а не День Победы.

Шествиями эсэсовских легионеров-ветеранов по улицам Риги или их чествованиями в Таллинне тоже никого не удивишь. Как и отказом местных властей западно-украинских регионов праздновать  День Победы вместе с остальной Украиной, и агрессивными выходками депутатов-националистов в Верховной Раде.

Но на Украине два полюса неонацистских настроений – это не только Западная Украина, но и Крым, где  представители крымско-татарского меджлиса придерживаются порочной практики чествования крымско-татарских коллаборационистов, и даже импортируют останки некоторых из них из-за рубежа в Крым (2). Они же высказываются за отмену термина «Великая Отечественная война», и замену его общепринятым на Западе словосочетанием «Вторая мировая», и не считают День Победы выдающимся праздником.

Обращает на себя внимание и нашумевший немецкий фильм «Наши матери, наши отцы» – это ещё одна психологическая веха, которую перешагнула современная Германия и вместе с ней те, кто не считает позором соучастие в гитлеровских авантюрах. Появление подобных кинематографических опусов, в которых советские воины представлены в виде варваров и грабителей, а солдаты вермахта – смелыми парнями с задумчивым взглядом – своего рода, психологическая лазейка, скромная пока ещё попытка по-иному истолковать события 68-летней давности, этакая идеологическая терапия для прибитой немецкой души. Между тем, такие идеологические заигрывания на фоне неонацистской угрозы в самой Германии опасны и неуместны (3).

За весь период со дня крушения СССР Запад ни разу так и не осудил неонацистские выходки своих союзников – Риги, Вильнюса, Таллинна, Киева или Кишинёва. И не осудит, ибо неонацизм превратился в инструментарий однополярного мироустройства и эффективное средство сдерживания российского влияния. И сегодня западные страны оказывают странам, в чьей государственной идеологии присутствуют элементы неонацизма, прямую военную, дипломатическую и финансовую поддержку.

Это налагает определённые обязательства на Россию, которая превращается, чуть ли, не в единственного защитника наследия Великой Победы. Поддерживают Россию в этой борьбе смыслов белорусские власти, в то время как для других республик бывшего Советского Союза это либо не столь актуально (Узбекистан, Туркмения, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Армения, Азербайджан, Грузия), либо не находит отклика у политических элит (Украина, республики Прибалтики, Молдавия).

Когда в 2012 г. Россия внесла в ООН проект резолюции, осуждающей любые формы героизации нацизма, от голосования воздержались не только страны Евросоюза, но и Украина, а Вашингтон проголосовал «против». Похоже, что бесповоротной победы над нацизмом ещё предстоит добиться.

 

1. «Ленточки убрать!» («Expert Online», 30 апреля 2013)

2. «Крымские татары заложили пантеон» («Коммерсантъ», 21.05.2007)

3. «Неонацисты убили 10 человек, а спецслужбы Германии не смогли внести вклад в расследование» («NewsBalt», 6. 05. 2013)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати