ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Уроки «молочной войны»

15:43 16.04.2013 • Владимир Разуваев, доктор политических наук

Люблю перелистывать старые газеты и сравнивать прежние оценки с нынешней ситуацией. Например, если судить по белорусской прессе, то долгое время в наших двусторонних отношениях все было очень хорошо. Газеты писали о постоянном увеличении экспорта белорусской продукции в Россию. Огромный рынок соседа вызывал растущую эйфорию. Российские домохозяйки были в восторге от цены и качества сельхозтоваров из соседней страны. Лидеры страны говорили о «стратегическом партнерстве».

Но кое-что настораживало уже тогда. В белорусских СМИ, когда речь шла о России, то и дело использовался термин «белорусская экспансия». Как будто эту прессу не могли читать жители соседней страны, которым почему-то могла не понравиться идея быть «эспансированными». Москва предупреждала, что дотированные продукты молочной промышленности ей представляются неприемлемыми и даже назвала дату, когда для них начнутся проблемы на границе. Однако Минск почему-то не обратил на это внимания. Или не захотел обратить.

И вот в середине июня 2009 г. взорвалась «бомба». Россия выступила в защиту своих производителей молочной промышленности. В Белоруссии были в шоке. Заголовки газет моментально изменились. Россия стала «плохим партнером». Государственный лидер отложил вылет в Москву на саммит ОДКБ. Происходящее немедленно получило наименование «молочная война».

Эта «война» прошла абсолютно незамеченной в России. Больше того, она закончилась через пару дней. Кто уступил – понятно. Но видны были и последствия. Отношения стали жестче, в газетах появились накал и отстраненность. О братской дружбе слов больше не было. Заявили о возможности новых «войн», в частности «комбайновых». А потом были очередные и, разумеется, «газовые». Оказалось, что, по мнению едкой белорусской прессы, главным национальным достоянием России является не Пушкин, а «Газпром».

С тех- пор прошло несколько лет. Уже забыто то время, когда Россия захотела оградить свое экономическое пространство от дотационных молочных товаров из братской Белоруссии. Отношения стали другими. Это было очень нелегко. Сталкивались амбиции и интересы, увеличивались ошибки, временами нарастало взаимное недопонимание. И все-таки Россия и Белоруссия выдержали и ввели свои отношения в нормальное русло. Споры продолжаются, каждая сторона до последнего отстаивает свои интересы. Ну, вот, например согласование нефтяного баланса на год явно затянулось. Но через месяц параметры его могут быть определены. Не нужно иллюзий – так будет потом все время.

Разумеется, Минск старается диверсифицировать свою внешнюю экономическую политику. И можно поздравить его с тем, что пор итогам прошлого года товарооборот с Украиной вырос по сравнению с 2011 г. на 27%, достигнув рекордного уровня в $ 7,9 млрд. Надо надеяться и на то, что отношения с Венесуэлой останутся столь же теплыми, как и прежде. Хотя Каракас умеет прекрасно и долго торговаться, в Минске это прекрасно знают.

Некоторые попытки найти новые источники поставок энергоносителей оказались, возможно, слишком импульсивными. В этом плане можно сослаться на планы по закупкам сжиженного газа из Европы. В этом тоже можно видеть отголосок «молочной войны»: кажется, что выгодно там, где нас нет, а потом вырисовывается обратное.

В своей внешней политике Минск делает упор на интеграционные процессы в Евразии. Плюсы для Белоруссии вполне очевидны. Хотя дается все, естественно, очень трудно. Но скоро все будет гораздо труднее – впереди задача создать Евразийский экономический союз. Причем задача для Минска будет очень сложной. Надо будет не только отстоять свои национальные интересы, но и предотвратить проблемы, которые создал себе ЕС из-за ошибочной стратегии при образовании этой организации. А здесь потребуется не только въедливость и переговорное мастерство, но и умение смотреть в будущее. Впрочем, в Белоруссии это умеют делать.

А цены на белорусские сельхозтовары, кстати говоря, с прежних времен подтянулись к российским. С качеством тоже возникли определенные проблемы. Хотя, может быть, мне просто не везло. Но это так, к слову. Самое главное – не надо никаких новых «войн», ни «молочных», ни «комбайновых». Пусть будут только затяжные споры о совместной политике.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати