ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Философ и политик Зоран Джинджич

12:30 07.03.2013 • Константин Качалин, журналист-международник

Сербия, город Златибор. Июль 2002 года


(К 10-летию трагической гибели премьер-министра Сербии Зорана Джинджича)

Философ и политик Зоран Джинджич прожил всего 50 лет.  12 марта 2003 года  он был убит выстрелом из снайперской винтовки у здания дома правительства Сербии. Удивительно, но именно в этот день  не работала система наружного наблюдения в  комплексе на Неманьиной улице в Белграде.  Все камеры почему-то были выключены.  Не сработала  и система внутренней связи службы безопасности. Оператор телевидения  Сербии случайно оказался  на Неманьиной.  Ожидалась пресс-конференция и съемочная группа  успела лишь запечатлеть, как охрана увозит смертельно раненного премьера в больницу.  До этого было три попытки убрать главу кабинета министров. Последняя - 21 февраля 2003 года,  когда грузовой "Мерседес" протаранил премьерский кортеж автомобилей. Джинджичу явно намекали, что он мешает. В   последние дни своей жизни  Зоран   с постоянным упорством говорил о двойных стандартах  НАТО -     и  в интервью “Шпигелю”, и белградской газете “Вечерние новости”, которая опубликовала очередное сенсационное заявление Джинджича 7 марта 2003 года. До убийства премьера оставалось  5 дней.  В  “Вечерних новостях” Джинджич откровенно признался, что  из-за Косово и Метохии он испортил  отношения со многими  международными организациями.  Но при  этом премьер не собирался менять своих  взглядов относительно будущего статуса Косово. “ Я избран народом, чтобы защищать  и отстаивать интересы Сербии”,  - говорил  он.

Я был хорошо знаком с Зораном Джинджичем.  Еще в конце 1999 года я брал у него большое  интервью в Берлине. Тогда оппозиционер Джинджич рассказывал о том, совсем скоро в Сербии победит демократия и сербы почувствуют себя свободными людьми. В октябре 2000 года команда Джинджича пришла к власти.  Через год с небольшим я встретился с Зораном Джинджичем в его премьерском кабинете.   Он долго говорил  о самом наболевшем,  о Косово и Метохии:  " Я  не понимаю, почему Запад так активно поддерживает албанцев в Косово, защищает их право на суверенитет, но никак не  защищает права сербов, которых в Косово  практически не осталось.  Суверенность Косово  очень дорогое удовольствие для всего региона. В Косово живут сербы, которые с этим никогда не смирятся.  Кроме того, если Косово вдруг станет суверенным, то это вызовет цепную реакцию на Балканах."

Наша последняя встреча с Зораном Джинджичем состоялась  накануне его пятидесятилетия. Протокол выделил мне на интервью всего 15 минут, а мы проговорили больше часа.  Было ясно, что Зоран хочет многое поведать  московскому журналисту. "Американцы ведут борьбу с терроризмом по всему миру, но одновременно поддерживают косовских сепаратистов и террористов, которые изгнали из Косово практически все сербское население.  Мы не должны делить террористов на хороших и плохих. А  Вашингтон это делает  постоянно.  Это очень опасно для всего мира. На Балканах  много террористов, которые бросают бомбы и убивают людей ради независимости Косово.  Цивилизованный мир должен бороться с терроризмом, не должно быть политики двойных стандартов", -  заявил мне  в конце июля 2002 года премьер-министр Джинджич.

Известный тележурналист и историк Милован Дрецун многие годы своей жизни посвятил Косово. Сейчас господин Дрецун депутат Скупштины Сербии и возглавляет комитет по Косово и Метохии. Сразу же  после убийства премьера  Милован Дрецун сказал мне,  что   незадолго до своей трагической гибели Джинджич  сделал несколько важных заявлений по Косово.  Журналист считает, что  это был хороший политический ход.   Джинджич первый раз  тогда сказал всему миру,  что никто из-за границы не должен решать, что делать сербам в самой Сербии.  

Еще при жизни  Джинджича в Белграде  бытовало мнение, что  Зоран  умно использовал Запад для того, чтобы свергнуть Милошевича.  В Брюсселе и в Вашингтоне были просто уверены, что Джинджич будет выполнять все указания и    уступит  Косово.  Ведь в  июне 2001 года именно Зоран Джинджич тайно передал Слободана Милошевича Международному трибуналу в Гаагу. Но  прагматичный Зоран Джинджич  неожиданно для всех   в последние месяцы своей жизни превратился  в “сербского упрямца”.  Мало того,  именно  премьер Джинджич  объявил  войну  преступному миру  и  "Земунскому клану", который в Сербии  все называли государством в государстве. 13 марта должны были быть подписаны ордера на арест многих руководителей сербской мафии. Джинджич опоздал всего на сутки. Клан нанес удар первым. Следствие довольно быстро вычислило, что за убийством стоял бывший командир спецподразделения "Красные береты" Милорад Лукович - Улемек по кличке "Легия", а стрелял в премьера полковник полиции Звездан Йованович.   Суд   приговорил их к 40 годам годам тюрьмы.    "Легия" отбывает свой срок в специальной тюрьме в городе Пожаревац и уже успел  написать семь книг. И они пользуются успехом у читателей. 

В эти мартовские дни в Сербии часто вспоминают Зорана Джинджича. Нынешний премьер Сербии  и лидер Социалистической партии Сербии  Ивица Дачич в  последнем номере популярного  белградского журнала "НИН" так написал о своем бывшем оппоненте: "  Я думаю, что Джиндич не  был  бы против того, что мы делаем сегодня в Сербии.  Джинждич никогда не признавал поражений, а тем более оправданий этих поражений. Он всегда говорил, что настоящий патриотизм - это патриотизм с конкретными результатами. Не тот патриотизм, в котором рассказываешь о своей любви к родине, а только тот, когда ты что-то для нее делаешь".    Ивица Дачич особо подчеркнул, что Сербия и сегодня не решила те проблемы, которые так волновали Зорана Джинджича. "Мы так и не знаем, где  Сербия граничит с  территорией, которая действительно обладает суверенитетом", -  подчеркнул  в своей  статье  "Джинджич это история Сербии" премьер-министр Ивица Дачич. 

Белград сейчас пытается найти компромисс в диалоге с Приштиной. Переговоры между Сербией и Косово при посредничестве Евросоюза идут с марта 2011 года. ЕС хочет добиться прогресса для того, чтобы стабилизировать ситуацию на Балканах. Но за два года регулярных встреч  особых результатов не видно. 

Большинство  сербского населения просто уверено, что  в ближайшие 100 лет в стране  не родится человек, который когда-нибудь признает независимость Косово и Метохии.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати