ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Вишеградская группа просит США обратить на неё внимание

11:14 13.08.2012 • Владислав Гулевич, журналист-международник

В последние несколько лет политика Соединённых Штатов в Центрально-Восточной Европе (ЦВЕ) претерпела ряд изменений. Данный регион уже не рассматривается Вашингтоном как ключевой плацдарм в противостоянии с Москвой, а центрально-европейские и восточно-европейские союзники США утратили статус приоритетных партнёров. Но лидеры государств ЦВЕ, особенно в рамках Вишеградской группы (Польша, Словакия, Чехия, Венгрия), продолжают подчёркивать свою приверженность взятым ранее обязательствам в рамках НАТО и двусторонних соглашений с Вашингтоном.

Польша на этом поприще своей активностью превосходит своих соседей. Это неудивительно, если учесть политический, экономический, демографический и оборонный потенциал Варшавы и её амбиции играть роль полюса притяжения для всей постсоциалистической ЦВЕ. Но в одиночестве нести это бремя Польше не под силу. Отсюда – неизбежная опора на США и поддержка внешнеполитических инициатив Вашингтона – от вторжения в Ирак и Ливию до размещения в Европе элементов системы ПРО. В интересах Варшавы - максимально тесное взаимодействие с американцами, поэтому польские власти изъявляют желание участвовать в реализации каждого из трёх этапов создания европейской системы ПРО США (повышение безопасности, непосредственно Соединённых Штатов - обеспечение безопасности партнёров по НАТО – обеспечение безопасности партнёров США) и в реализации совместных проектов по добыче сланцевого газа. Если для поляков примером для подражания в деле добычи сланцевого газа являются американцы, то для остальной Европы – поляки. Поэтому Варшава заинтересована быть в этом вопросе «второй после Вашингтона».

Польша поддерживает американские инициативы на послесоветском пространстве: активней работает в Молдавии, всегда «на передовой» на белорусском направлении, старается не упускать из-под контроля ситуацию на Украине и т.д. Но республиками бывшего СССР польско-американское сотрудничество не ограничивается: Варшава совместно с Вашингтоном реализует ряд проектов в Афганистане, Тунисе, Мьянме (1).

Вишеградская группа является одним из механизмов коллективного сотрудничества стран ЦВЕ с Соединёнными Штатами. Но в последнее время голос этой «четвёрки» был довольно слаб, хотя другие члены ЕС громко обсуждали текущие проблемы (кризис в Греции, фискальная политика Брюсселя и т.д.). Как пример: формально Вишеградская группа обладает таким же количеством  голосов при обсуждении указанных проблем, как, скажем, Франция и Германия вместе взятые. Но пока Париж и Берлин выдвигали одно предложение за другим, «вишеградцы» молчали. Ряд экспертов полагают, что одной из причин служит то, что из всей «четвёрки» только Братислава входит в еврозону. Выдвигаемые Германией и Францией проекты (фискальная и банковская политика в рамках ЕС и т.д.) теоретически окажут непосредственное воздействие только на Словакию. Чехия, Венгрия и Польша не имеют надлежащих механизмов для активного влияния на позицию стран еврозоны, тем более что многие инициативы принимаются в неформальном кругу ведущих экономистов из стран еврозоны (2). Позже об уже утверждённых инициативах информируются все 27 представителей.

Словакия могла бы выступить «мостом» между «вишеградцами» и странами еврозоны. Но представители Вишеградской группы предпочитают придерживаться двустороннего диалога с Германией, одной из ведущих европейских экономик, а не выстраивать многоэтапные конструкции. И  даже наметившиеся было сближение Польши  со Словакией не сделало последнюю адвокатом Вишеградской группы перед остальной Европой. Братиславу Берлин воспринимает достаточно серьёзно, как члена еврозоны. Не менее прочный взгляд у Берлина и на Варшаву  благодаря стратегической роли последней в масштабах всей ЦВЕ. Прага и Будапешт не входят в фокус приоритетного внимания Германии. Дело и в их менее актуальной для Берлина, на данный момент, внешней политики, и в личностных отношениях лидеров этих стран с властями Германии.

Ещё одна причина институциональной слабости Вишеградского блока – разное видение своей конечной цели каждого из его членов. Варшава осторожно подходит к вопросу перехода на евро, но отстаивает своё право на участие в любых дебатах на эту тему. Братислава, напротив, согласна поступиться суверенитетом во благо общеевропейских интересов. Прага уже долгий период времени не озвучивала стратегически важных заявлений о судьбе Евросоюза и Чехии в нём, а Будапешт, кажется, всё больше теряет интерес к идее общеевропейского дома (3).

Вишеградская группа гораздо активнее на восточном направлении, чем на западном. Так, 12 мая 2011 г. страны Вишеградской четвёрки объявили о намерении создать новое боевое соединение под командованием Польши, которое к 2016 году превратится в полноценный военно-политический механизм с формально отдельными от НАТО полномочиями.  И уже с 2013 года  Вишеградская группа планирует принять участие в серии военных учений «Ответная сила» (под эгидой НАТО). Словакия, из-за соседства с Украиной, выполняет функции гуманитарно-политической «трансмиссии» между «вишеградцами» и послесоветскими странами-участницами программы Восточного партнёрства. Чехия – роль финансовой гавани и центральной точки в регионе ЦВЕ. Венгрия также активна на восточном направлении, но часто отвлекается на Балканы, где проживает многочисленная венгерская ирредента. Такой «географический» перекос привёл к тому, что «четвёрка», действительно, отдалилась от общеевропейских дел, замкнувшись в своём маленьком мирке.

Европейские эксперты не раз высказывались за более плотное сотрудничество Вишеградской группы с Соединёнными Штатами. По их мнению, Вашингтон часто недооценивает стратегический потенциал такого сближения и приводит свои рекомендации по этому поводу: необходимость углублённого диалога на дипломатическом уровне, сотрудничества в военной сфере и переход от национальной к региональной стратегии, признание за Вишеградской «четвёркой» статуса восточного рубежа трансатлантического сообщества (4).

Последний пункт обращает на себя особое внимание. В нём выражено желание «вишеградцев» играть роль передовой линии в геополитическом противостоянии запад-восток. С тех пор как в средневековой Европе вектор политико-цивилизационной динамики  север-юг сменился на запад-восток, роль Польши, Венгрии, в истории которых были удачные периоды имперостроительства, как бруствера европейской цивилизации, не изменилась. Это прослеживается и сегодня. Исторический и политический ревизионизм, социально-экономическая нестабильность – таковы, по мнению экспертов из стран Вишеградской группы, вызовы, с которыми этой группе приходится иметь дело. На этом фоне три из четырёх «вишеградских» стран значительно сократили расходы на оборону:  Венгрия – на 29%, Словакия и Чехия – на 22% и 16% (5).

Быть более активными в своих антироссийских инициативах, а создание Вишеградского блока и проводимая им политика направлена именно на сдерживание России, «вишеградцев» заставляют перспективы развития собственного энергетического сектора с учётом намерений развернуть добычу сланцевого газа. Польские власти уже заявляли о больших запасах этого топлива, добыча которого может существенно изменить энергетическую картину внутри не только  Вишеградской группы, но и всей ЦВЕ. В интересах Вашингтона - извлечь из этого максимальную выгоду, ведь, если надежды Варшавы на сланцевый газ сбудутся, у стран ЦВЕ появится альтернативный российскому газу источник энергии. 

Таким образом, стратегия и тактика Вишеградской группы будет заключаться в следующем:

-  не замыкаться в себе, а работать в формате В4+ (Вишеградская «четвёрка» + восточные партнёры). Под плюсом часто подразумевается Украина, которая с готовностью откликается на атлантические инициативы;

- укреплять узы внутриблоковой интеграции (Прага и Варшава уже подписали соглашение о проведении совместных исследований в военной области, а Братислава намерена с Прагой координировать закупку необходимых для военной техники деталей и амуниции);

- усилить дипломатические контакты с Вашингтоном и разделить между собой «лавры» защитников атлантических ценностей в масштабах всей ЦВЕ;

 

1. The U.S.-Polish Relationship 2012: All Grown Up (Central Europe Digest Special, July, 27 2012)

2. Enhancing Central Europe`s Clout in the Euro-zone Debate (Central Europe Digest, August 1, 2012)

3. Там же

4. US Foreign Policy & the Visegrád Group (Central Europe Digest, August 1, 2012)

5. Prospects of Deeper Visegrad Defense Collaborations (Central Europe Digest, August 1, 2012)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати