ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Гватемала: возмездие во имя будущего?

22:32 27.03.2012 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

В Гватемале свершилось правосудие. Спустя 30 лет возмездие настигло пятерых бывших участников военизированных формирований: они были арестованы и осуждены судом за убийства индейцев в 1982 году к небывалому сроку тюремного заключения – 7710 лет.

Почему так много? Летом 1982 года во время правления диктатора Эфраина Риоса Монтта в ходе гражданской войны в Гватемале эти пятеро приняли участие в карательной экспедиции на стороне правительственных сил на севере страны в поселке План-де-Санчес. В наказание за предполагаемую связь с повстанцами они убили 256 мирных жителей. За каждую жертву они получили по 30 лет. Кроме того, всем пятерым добавят еще по 30 лет «за преступления против человечности».

Тем не менее каждый преступник обречен провести 50 лет  - максимальную по гватемальскому Уголовному кодексу меру наказания. В ходе расследований, кстати, выяснилось, что убитые индейские крестьяне не имели никакого отношения к повстанцам. Это подтвердили 20 свидетелей и около пятидесяти крестьян, чудом спасшиеся во время расправы.

Это не первый и, возможно, не последний приговор участникам так называемых «гражданских патрулей», членов вооруженных группировок, «добровольных помощников» армейских подразделений правящей военной диктатуры. В прошлом году, сообщают гватемальские и иностранные СМИ, один из трибуналов столицы Гватемалы осудил на 6030 лет тюрьмы каждого из четырех бывших военнослужащих, которые 7 декабря 1982 года расстреляли более 200 крестьян в деревне Лас-Дос-Эррес муниципии Ла-Либертад в северном департаменте Петен. Гражданская война в Гватемале за 36 лет унесла жизни почти 200 тысяч человек. 

Один из ключевых эпизодов неутихающей исторической боли Гватемалы начался в июне 1954 года. Это был черный день для всей страны. Сформированная Соединенными Штатами наемная армия вторглась на гватемальскую землю, начав уничтожение революционно-демократического режима правительства Хакобо Арбенса. После непродолжительных боевых действий он был свергнут. У кормила власти США поставили полковника Кастильо Армаса, выпускника американской школы высшего командного состава в Форте Левенворт, руководившего мятежниками.

Позже стали известны примечательные подробности этой операции ЦРУ в Центральной Америке. Например, армия Кастильо Армаса проходила подготовку на плантации тогдашней «Юнайтед фрут» в Гондурасе, а оружие для нее доставлялось на самолетах с секретного аэродрома в Майями (США). В самый день вторжения и переворота полковник Армас был доставлен в столицу Гватемалы на самолете американского посольства.

Режим Хакобо Арбенса, в течение нескольких лет проводившего реформы в стране, был свергнут, потому что ущемил интересы американских компаний и местных олигархов.

Начало преобразованиям Арбенса было положено в октябре 1944 года. Тогда народное восстание смело кровавую диктатуру другого ставленника американских монополий и местных земельных магнатов – генерала Хорхе Убико. И к власти пришло умеренное, левоцентристское правительство Хуана Хосе Аревало. А его правительство сменила команда демократически настроенного Хакобо Арбенса, которая продолжила социально-экономические преобразования и взялась за самый острый в стране вопрос – аграрный. В 1952 году Арбенс обнародовал «декрет 900» об аграрной реформе. Земля передавалась крестьянам и батракам в собственность или вечное пользование с небольшой выплатой государству (от трех до пяти процентов урожая в течение 25 лет). Власти поощряли процесс кооперации сельских производителей. Пустующие земли латифундий подлежали экспроприации.

К лету 1954 года реформа охватила свыше тысячи плантаций общей площадью в миллион гектаров. Почти сто тысяч крестьянских семей получили от властей кредиты и техническую помощь. Реформа в целом предусматривала только ограничение помещичьей собственности, но отнюдь не ее полную ликвидацию. И тем не менее она нанесла ощутимый удар по интересам крупных землевладельцев, в том числе и по американской компании «Юнайтед фрут», которой принадлежали в Гватемале свыше 500 тысяч акров земельных угодий.

В Вашингтоне преобразованиями Арбенса были не на шутку встревожены. Гватемала подавала нежелательный пример другим государствам Центральной Америки. И Белый дом принял решение ликвидировать непокорный режим.

Предлоги в ту пору долго, как сейчас, не искали. Шла «холодная война». Набор был привычный – «рука Москвы», «коммунистический заговор», «советские подводные лодки вблизи гватемальских берегов», «стремление СССР создать военную базу в Гватемале»… Все было разыграно как по нотам. Оболгав режим Арбенса, назвав его «коммунистическим режимом», напугав обывателей вызовами со стороны «империи зла», противники реформ задушили преобразования в Гватемале. «Печально, что люди, называющие «коммунистическим заговором» демократию, делают это с целью ее уничтожить», - заявил незадолго до мятежа тогдашний министр иностранных дел Гватемалы Гильермо Ториэльо.

И начавшийся было формироваться в стране подлинный и самобытный, гватемальский демократический режим был уничтожен. Вся полнота власти опять перешла к военным диктаторам, роль которых заключалась в защите интересов сферы жизненных интересов США, их монополий, финансовых магнатов и латифундистов. За несколько десятилетий земельный вопрос так и не был решен. Лишь в последние годы избираемые народом правители пытаются провести некоторые преобразования в стране. 

Однако все пока ограничивается либо обещаниями, либо слабыми попытками облегчить жизнь наиболее обездоленных сельских жителей. Немало благих намерений предполагается и у новых властей под руководством недавно избранного правоцентристского президента, экс-генерала Отто Переса Молины, который кроме всего прочего обещал гватемальцам положить конец захлестнувшей страну уличной преступности.  

Для того чтобы успешно продвигаться вперед, модернизируя страну, считают местные и зарубежные политологи, следует наказать тех, кто виновен в кровавых преступлениях против своего же народа. И только справедливое возмездие как очищение от тяжких грехов и как доказательство неотвратимости расплаты за них позволит современной Гватемале обновиться и строить будущее на демократических принципах XXI века.

Похоже, именно этим и занимаются ныне правоохранители республики. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати