ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Перспективы американо-китайского соперничества в Юго-Восточной Азии

14:43 06.02.2012 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Юго-Восточная Азия (ЮВА) превращается в арену напряжённой борьбы между Вашингтоном и Пекином. Многие эксперты прогнозируют усиление китайского влияния в регионе и неизбежность уступок Соединённых Штатов в пользу Поднебесной. Однако, не все с этим согласны, и наряду с негативными оценками перспектив Вашингтона раздаются голоса, утверждающие неспособность Китая в ближайшее время составить Соединённым Штатам должную конкуренцию.

Суть оптимистических прогнозов американских экспертов заключается в следующем.

Мощь государства включает в себя три компонента: внушительный бюджет, инновационная экономика и боеспособная армия. По данным показателям США опережают КНР, и вряд ли китайцам удастся наверстать упущенное в ближайшее десятилетие. Некоторые американские аналитики ссылаются на исторические факты, приводя в пример Британию, которая в 1870 г. контролировала четверть планеты, хотя и уступала Китаю по показателям ВВП. Залог экономического превосходства заключался не в масштабах британской экономики, а в её инновационном характере (1).

Начиная с 1991 г. китайская наука является приоритетным направлением для властей в стремлении модернизировать страну по всем азимутам – от экономики до военной составляющей. Но темпы внедрения инновационных проектов в США на порядок выше, чем в КНР. Американцам удалось уйти далеко вперёд по количеству запатентованных достижений, хотя Пекин смог привлечь большее количество иностранных учёных в исследовательские институты КНР. Пекин опережает Вашингтон по объёму экспорта высокотехнологических изделий, однако американские эксперты отмечают тот факт, что китайский экспорт не совсем китайский – более 90% изделий состоят из импортированных деталей. Эта тенденция будет сохраняться в ближайшем будущем.

Относительно ВС США и КНР, аналитики отмечают вялость процесса модернизации китайской армии в сравнении с американской. Китайская экономика не обладает достаточной гибкостью для поддержки и внедрения передовых образцов вооружений в систему обороноспособности страны, в то время как экономика США имеет наработанные механизмы в этой области. Реструктуризация китайской экономики займёт ещё немало времени, прежде чем появятся основания считать её грозным соперником. К тому же на мировом рынке вооружений доля США составляет 68%, КНР – 1,5% (2).

Следующий элемент американского успеха – наличие американских военных баз в ключевых точках ЮВА. Пекин пока только начинает выстраивать собственную инфраструктуру в регионе, когда Вашингтону требуется лишь оптимизировать процесс извлечения стратегической выгоды от прежних достижений. Если Белый дом проявит достаточную гибкость в отношениях со странами ЮВА, китайцам будет непросто конкурировать с американцами. Принимая это во внимание, США, безусловно, будут придерживаться следующих правил: наращивать военное присутствие в регионе, подтверждать свои обязательства в отношении своих союзников в ЮВА, в т.ч. в военной сфере, а также способствовать развитию торговых отношений с Китаем, в т.ч. посредством увеличения взаимных инвестиций. Связать Пекин экономическими проектами – неплохой ход, позволяющий снизить желание китайских властей портить отношения с Вашингтоном.

Согласно данным Global Language Monitor, исследование содержания 50 000 ведущих информационных агентств, тема «подъём Китая» - самая популярная в ХХІ в. Но наряду с оптимистическими оценками раздаются сдержанно пессимистические голоса. На протяжении последних пару десятков лет стратегия США в ЮВА была довольно успешной, но намерения Пекина укрепиться в «геополитических угодьях» Вашингтона заставляют американцев более пристально присматриваться к поведению китайской стороны. На данный момент Китай не в состоянии конкурировать с Соединёнными Штатами ни в способности обеспечения безопасности собственных коммуникаций и военных объектов в регионе, ни в области свободной торговли, но прежняя тактика сохранения статус-кво американцев уже не спасает. Пекин закрепляется в тех странах ЮВА, с которыми у США сложились либо непростые отношения, либо эти страны вообще были упущены из поля зрения американских стратегов.

Касаясь экономической политики американской администрации в отношении КНР и рекомендаций наращивать экономическое сотрудничество двух стран вплоть до либерализации китайского общества, пессимисты утверждают невозможность достижения конечной цели (либерализации), поскольку парадигмальные различия американского и китайского обществ колоссальны, а исповедуемые ими ценности несовместимы. Культурно-идеологическая траектория американской политики не совпадает с таковой у Китая. Американцы ожидают превращения китайцев в дубликат американцев, но этого не происходит. Каждый остаётся самим собой, и китайское общество не хочет превращаться в общество, открытое стороннему наблюдателю.

ХХІ в. был объявлен администрацией Барака Обамы веком тихоокеанской стратегии США. Но многочисленные заявления американских политиков разного ранга о том, что «Америка возвращается», вызывают недоумение у некоторых экспертов, т.к. подобная формулировка неприемлема с точки зрения её внутреннего посыла, который может быть неверно истолкован союзниками Вашингтона. Если Америка возвращается, значит, она уходила. А если она уходила, то может уйти и ещё раз. Более подходящим девизом могло бы стать утверждение, что Америка никуда не уходила, и лишь пересматривает отдельные элементы своей тихоокеанской стратегии (3). Один из них – увеличение общего числа американских военнослужащих в регионе. Например, в Австралии, куда уже в этом году отправятся 250 морских пехотинцев. К 2016 г. их количество будет доведено до 2500. Филиппины тоже согласились принять американские военные корабли и самолёты-разведчики. И хотя на Филиппинах на постоянной основе дислоцированы 600 военнослужащих ВС США, это кажется недостаточным для противодействия Пекину. Внимание Белого дома к Мьянме тоже показательно, но произошло это лишь после того, как стали понятны стремления Пекина использовать Мьянму в качестве «сухопутного  моста» для выхода в Индийский океан.

Активизацию американо-индийских отношений тоже следует рассматривать сквозь призму отношений Китай – США. Американцам желательно, чтобы экономическим «якорем» для стран региона служил не Пекин, а Нью-Дели. Активная индийская политика в регионе значительно затруднит Китаю реализацию его амбициозных планов. К неудовольствию Пекина, Нью-Дели уже приступил к экономическому освоению Вьетнама, укреплению торговых и военных связей с Мьянмой и Австралией.  Американо-индийский диалог о политическом и экономическом будущем ЮВА, в ходе которого согласовываются нюансы стратегии обеих стран в регионе, тоже настораживают Пекин. Тем более что не исключено появления антикитайского треугольника США-Япония-Индия, пусть и не так быстро, как хотелось бы США (4). Будут ли развиваться американо-индийские контакты такими темпами, как сейчас, зависит во многом от афганской стратегии Вашингтона. Будет ли осуществлён вывод подразделений армии США из Афганистана, и, если да, то какие это повлечёт последствия для всего региона,  в т.ч. для индийских интересов? Этот вопрос пока остаётся открытым.

Суммируя, можно отметить, что в американском экспертном сообществе не наблюдается единодушия относительно перспектив американо-китайских отношений. Оценки разные – от твёрдо оптимистичных до умеренно алармистских. Об актуальности данной тематики свидетельствует внимание мировых СМИ к региону ЮВА, а также усилия Вашингтона по поиску союзников, среди которых – влиятельные региональные игроки Япония и Индия. Токио, озабоченному последствиями трагедии на «Фукусиме», пока не до китайской угрозы. Нью-Дели выказывает готовность к развитию военно-экономических контактов с Соединёнными Штатами, и, вероятно, в будущем превратится в одного из ключевых союзников Вашингтона, поскольку китайско-индийская конкуренция приобретает масштабный характер, от Мьянмы и Вьетнама до Афганистана. Это не позволяет надеяться на нормализацию отношений по линии Пекин – Нью-Дели.

 

 

1. Michael Beckley «To Stay Ahead of China, Stay Engaged in Asia» Belfer Center  Policy Brief January 31, 2012

2. Там же

3. Ralph A. Cossa, Brad Glosserman «Return to Asia: It's Not (All) About China» PacNet #7  Тhe Pacific Forum CSIS

4. David J. Karl «US-India Relations: Pivot Problems»  PacNet #7A Тhe Pacific Forum CSIS

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати