ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Копты Египта и христианский вопрос

13:54 15.12.2011 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Копты – древнее исконное население Египта, чья история восходит своими корнями к эпохе египетских фараонов. После завоевания Египта арабами в VII в. этноним «египтянин» не имел хождения, и местное население для арабских пришельцев было «коптами». Сегодня они составляют 10% от более чем 80 млн населения страны. Ещё около полумиллиона коптов насчитывается в Эфиопии. Численность зарубежной коптской диаспоры составляет около 1 млн, из них 100 тыс.-  в Соединённых Штатах и Канаде.

Копты – представители одной из самых древних христианских церквей. Большинство коптов принадлежат, главным образом, к Коптской православной церкви. Ещё около 170 тыс. коптов являются приверженцами католичества и принадлежат к Коптской католической церкви. Конфессиональный вопрос в Египте всегда вращался вокруг отношений коптов с превалирующим мусульманским окружением. Копты практически не представлены в высших эшелонах египетской власти. Единственным политиком коптского происхождения с мировым именем был 6-й Генеральный секретарь ООН Бутрос Гали (Бутрос – арабский вариант имени Пётр). В экономической сфере копты представлены более внушительно, что часто служит дополнительным фактором напряжения между исламской и христианской общиной Египта. Официальный Каир особого расположения к коптскому меньшинству не питает, поэтому периодически власти пытались канализировать социальное недовольство в область межконфессиональных отношений, способствуя возникновению конфликтных ситуаций в коптско-мусульманской среде. Последний раз об этом сообщалось во время «арабской весны», прокатившейся и по Египту. Тогда копты понадеялись, что со сменой власти изменится и отношение к египетским христианам, и ожидали принятие т.н.  закона о молельных домах, согласно которому процедура регистрации коптских общин была бы облегчена, и предусматривалась уголовная ответственность за дискриминацию по религиозному и расовому признаку (1). Однако никаких изменений не произошло, в стране вновь начались столкновения на религиозной почве, в ходе которых официальные египетские СМИ, однозначно, поддержали радикально настроенную исламскую молодёжь, выступавшую с откровенно экстремистскими лозунгами.

Определённые попытки загладить коптско-мусульманские конфликты власти всё же предпринимают, но ограничиваются паллиативными мерами, не могущими существенно повлиять на уровень межконфессиональной безопасности. Понимают это и копты. Согласно данным из открытых источников, с марта 2011 г. более 93 тыс. коптов выехали из страны (в основном, в США, Австралию и Канаду). По некоторым прогнозам, к концу 2011 г. эта цифра достигнет 250 тыс.(2). При этом западные правозащитные организации, как правило, хранят молчание или отделываются вялыми комментариями, не могущими повлиять на обстановку. Происходит это в силу давних союзнических отношений между Каиром и Вашингтоном. Стратегически важное положение Египта заставляет коллективный Запад закрывать глаза на ужесточение подхода к решению коптского вопроса со стороны официального Каира, активизацию исламских радикалов в регионе и их не безуспешные попытки проникнуть во власть.Следует отметить, что христианско-мусульманское противостояние  – общая проблема многих ближневосточных государств. Христиане бегут из Сирии, Ирака,  Саудовской Аравии. Зачастую эти проблемы оказываются вне сферы внимания мирового сообщества. Правительства исламских государств, где, как известно, проблем с рождаемостью не наблюдается, эмиграции не препятствуют, и особенно поощряют отток христианского населения в целях достижения окончательного перевеса мусульман над христианами.

Коптская община Египта переживает сегодня нелёгкие времена, но это связано не с духовным кризисом внутри самой общины, а с кризисом политическим в самом государстве. Самый тяжёлый период идеологического кризиса постиг коптов в 1950-х: только с 1946 по 1956 гг. ислам приняли около 50 тыс. коптов. Параллельно с этим имело место падение авторитета коптских священнослужителей, наблюдался рост пренебрежительного отношения коптской молодёжи к церковным устоям. Отчасти это было связаны с проводившимися тогда в государстве реформами либерального толка, которые привнесли мировоззренческий хаос в умы египтян (3). Тогда коптам удалось «повернуть время вспять», остановить духовный распад своей общины, очистить церковные обряды от наносных и чуждых элементов, занесённых в богослужебную практику в ходе попыток реформировать копсткую церковную службу на протестантский лад. За прошедшие с момента кризиса 40 лет нравственный авторитет коптского клира значительно вырос,  и факты обращения этнических коптов в ислам сегодня немногочисленны.

Копты в чём-то имеют общую судьбу с ассирийцами – потомками основателей древней Ассирийской державы, после падения которой в 605 г. до н.э.  ассирийцы, в отличие от коптов, оказались рассеяны по миру. На сегодня их общая численность составляет около 4 млн. человек, при этом непосредственно в России – более 14 000, хотя на самом деле, российских ассирийцев гораздо больше, поскольку многие из них крестились в православную веру и получили русские имена и фамилии. В ходе русско-турецких, русско-персидских войн, а также в Первую мировую ассирийцы выступали неизменно на стороне России. Во время Великой Отечественной войны три ассирийца стали генералами, два – Героями Советского Союза.

И ассирийцев, и коптов отличает ревностное отношение к христианской вере, лишённое экстремистских коннотаций. Но, в отличие от ассирийцев, у коптов такой исторической связи с Россией нет. Но это не значит, что отсутствует российско-коптский диалог. На данный момент он ведётся  церковно-дипломатическом уровне между Русской православной и Коптской православной церквями. Но, возможно, в условиях существующего в России демографического кризиса имеет смысл рассматривать коптов-христиан как потенциальный  демографический ресурс (по примеру западных стран), который может оказаться полезен, предварительно разработав необходимые для этого экономико-правовые механизмы.

 

Ключевые слова:  копты, христиане, мусульмане, Египет, Россия

 

1) А. Быстров «Египет: о мусульманско-коптском противостоянии»

2) Там же

3) «Копты: путь возвращения к традициям» (Православие.Ru, 18. 05. 2010)

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати