ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Война против Ливии – это французская война!

00:00 14.07.2011 • Николай Сологубовский, журналист, писатель, кинематографист

Так было в 2010 году во время встречи в Париже! Так будет?

12 июля войдет в историю Франции как день испытания для Пятой Республики. Вроде бы уже все ясно: парламент Франции проголосует за продолжение войны против Ливии, потому что правительство Франции может рассчитывать на голоса партий большинства – UMP и Социалистической партии. Но… у некоторых депутатов от UMP есть вопросы: «Сколько времени это продолжится?», а французские социалисты умеют считать деньги, и их, в первую очередь, волнуют не потери, которые несет «защищаемый» Францией ливийский народ, а сколько денег выбрасывается на эту войну, «оправданную» в глазах социалистов. Кстати, эти социалисты до 17 февраля 2011 года считали честью ходить в друзьях лидера Ливийской Джамахирии…

Дебаты о «ливийской политике» Франции начались с доклада премьер-министра Франсуа Фийона. В своей речи перед парламентариями премьер-министр Франции повторил уже известные клише о «виновности» режима Каддафи за «преступления против человечности» и «легитимности» всего того, что делает НАТО против ливийского народа под предлогом «защиты ливийского народа от режима Каддафи».

Агентство Рейтер выхватило из длинной речи слова премьер-министра Франции, что глава Ливии Муаммар Каддафи, якобы, «готов к передаче власти, а политический компромисс в сложившейся обстановке сейчас возможен более чем когда-либо».

«На саммите Африканского союза Каддафи подтвердил, что примет участие в процессе передачи власти», – заявил Фийон. Вот что процитировало агентство Рейтер! Но на каком таком саммите АС выступал Каддафи, не покидающий свою страну с начала бомбежек? Что говорит премьер-министр? Зачем он так… ошибается?

Но меня больше привлекли другие его слова. Очень весомо, например, прозвучала фраза премьер-министра о том, что Франция вправе вооружать тех, кто «защищается от нападения». Почему я говорю «весомо»? Потому что всю его аргументацию теперь может использовать, например, Китай, который начнет вооружать ливийский народ, защищающийся от нападения со стороны сил НАТО, и поставлять оружие правительству Ливии, которое этот народ поддерживает.

Но, оправдывая военное вмешательство Франции на стороне мятежников, премьер-министр заговорил и о необходимости поиска политического решения. По словам пресс-секретарь правительства, премьер-министр Франсуа Фийон заявил на последнем заседании Совета министров, что дебаты в парламенте станут «сигналом для Каддафи».

Так какой этот «сигнал»? Начнем по порядку.

Как сообщил 12 июля телеканал Франс 24, уже 51 процент французов против войны НАТО в Ливии. И число осуждающих эту преступную авантюру НАТО продолжает расти.

Чтобы как-то успокоить французское общественное мнение, министр обороны Франции Жерар Лонге накануне парламентских дебатов торжественно заявил, что вооруженные силы Франции «сворачивают операцию» в Ливии. По его словам, «бомбардировки будут прекращены, как только представители Переходного национального совета и войска Муаммара Каддафи проведут мирные переговоры».

Это как понимать? Пройдут переговоры, затем войска Каддафи подпишутся под условиями мятежников, и только тогда Франция прекратит их бомбить? С одной стороны, французские власти признали, что войной против ливийского народа ничего не добиться. Париж теперь попробует найти политическое решение конфликта. Но эти «поиски» будут идти, как и сами «мирные переговоры», под аккомпанемент бомбардировок НАТО с воздуха и с операциями спецназа на суше…

Кое-кто говорит: какое неожиданное заявление сделали французы! Ведь именно эта страна возглавила войну НАТО против Ливии. Именно Франция первая нанесла бомбовые удары по ливийским городам! И все эти долгие четыре месяца Франция вместе с союзниками по НАТО всё бомбила и бомбила Ливию… Только 11 июля авиация альянса совершила более 100 боевых вылетов!

Так на что они рассчитывают? На что надеются?

На то, что одна из бомб и ракет убьет лидера Джамахирии?

На то, что ливийский народ пойдет за предателями Ливии, за «марионетками», как сам Париж называет бенгазийских «повстанцев»?

Ясно, что французские политики только на словах призывают правительство Ливии и мятежников сесть за стол переговоров. Они еще надеются на военную победу! На падение Триполи!

 

Переговоры или только контакты?

За несколько часов до дебатов 12 июля глава французского МИД Аллен Жюппе сказал журналистам, что его ведомство начало контакты, которые «не являются полноценными переговорами», с представителями Каддафи, и что представители Каддафи сообщили Франции, что лидер Ливии согласен и готов уйти со своего поста. «Готов уйти!»

Французские власти настаивают на том, что отказ Каддафи от власти является ключевым условием окончания боевых действий. Жюппе уверял прессу, что в последнее время консенсус - он не уточнил, с кем - по этому поводу становится очевидным: «Вопрос уже не в том, уйдет или нет Каддафи, а в том, когда и как это произойдет».

Ливийские власти опровергли и «согласие», и «готовность» Лидера уйти. Тогда возникает вопрос: зачем французские политики сами себя обманывают и не хотят видеть, что бенгазийское марионеточное правительство представляет только самоё себя, и что ливийский народ на стороне законного ливийского правительства?

Обозреватели, которые следили за зигзагами французской политики в последние дни, пишут о том, что Париж попал в военный тупик и поэтому изменил свою стратегию.

 

В чем же заключаются эти изменения?

Франция меняет курс, отдав предпочтение политическому урегулированию путем переговоров. Париж теперь выступает за диалог между «повстанцами» и «ливийский режимом», и этот диалог станет «началом для конца операций НАТО».

«Мы остановим бомбардировки, как только ливийцы начнут разговаривать друг с другом, и военные всех сторон вернутся в свои казармы… Мы остановили руку, которая ударила... Теперь надо сесть за стол», -  заявил Жерар Лонге телеканалу BFM. Министр обороны Франции даже допустил, что «полковник Каддафи может остаться в Триполи», но «в другой комнате своего дворца» и «называться он будет по-другому». Тем не менее, и цель состоит в том, чтобы Муаммар Каддафи «ушел из власти». 

В свою очередь, Ален Жюппе, министр иностранных дел, заявил на канале France Info, что начало этих переговоров может произойти только с «прекращением огня под контролем ООН».

То, что вы встретите нестыковки и противоречия в заявлениях французских политиков, говорит о том, что они ищут выход из положения, но не находят. Хотя…

 

«Это французская война!»

Французские обозреватели продолжают комментировать слова, сказанные сыном Муаммара Каддафи, Саиф аль-Исламом, в интервью алжирской газете Эль Хабар 11 июля. Ведь эти слова французские власти не опровергли!

«Мы ведем серьёзные переговоры, но с Францией, а не с мятежниками. От нашего посланника в Париже, встретившегося с президентом Франции, нами получен четкий сигнал. Президент Франции откровенно сказал нашему послу: «Мы сделали этот Совет, он существует только благодаря французскому оружию и деньгам». Далее Николя Саркози подчеркнул, что говорить следует с ним, а не с Бенгази, тем паче, что в Бенгази всем заправляют лидеры исламистских террористических групп. Как, впрочем, и в западных горах. Правда, и эти группы выходили на связь с нами, через египтян, даже состоялась встреча в Каире, но когда об этом узнали во Франции, людям из Бенгази четко сказали: вы – полностью на нашем пансионе, и никаких контактов с Триполи без нашего ведома или за нашей спиной мы не позволим. Все контакты только через Францию, потому что это французская война.

Французы сообщили нам формально, что они хотят сформировать переходное правительство Ливии, и Саркози заявил ливийскому послу: «У меня готов список людей Франции, и они должны войти в переходное правительство. И у нас есть бизнес-интересы в Ливии, которые переходное правительство должно учесть. На несколько десятилетий вперед».

Они говорят: «Заключите на десятилетия договора с нашими корпорациями по самолётам «Рафаль» и поставкам нефти, плюс, как гарантия, переходный период под контролем Франции, - и тогда нас не волнует, что будет дальше». Кроме того, их интересуют военные базы на территории Ливии для авиации и флота, и всё. То есть, чтобы Ливия по факту стала колонией Франции. Это прямо сказано нашему послу в Париже», - вот что сказал сын Муаммара Каддафи Саиф аль-Ислам в интервью алжирской газете «Эль Хабар»[1].

 

Еще раз Ливия призывает к прекращению войны!

Напомню, что со своей стороны руководство Ливийской Джамахирии еще раз подтвердило, что оно готово к переговорам с оппозицией и альянсом НАТО, заявил глава правительства Джамахирии Багдади Махмуди в интервью, опубликованном 12 июля в французской газете Le Figaro[2].

«Мы готовы вести переговоры без каких-либо предварительных условий. Лидер Муаммар Каддафи не будет принимать участия в дискуссиях. Каддафи намерен с уважением отнестись к тому решению, которое примет ливийский народ», - сказал ливийский премьер.

Как подчеркнул Багдади Махмуди, «диалог должен вестись со всеми сторонами и должен быть направлен на создание новой политической системы».

Наша цель - добиться прекращения бомбардировок, подчеркнул премьер. По его мнению, только при условии прекращения бомбардировок могут быть «созданы условия для ведения переговоров в спокойной обстановке».

Обратите внимание на спокойный тон заявления ливийского премьер-министра. И на его слова: «Лидер Муаммар Каддафи не будет принимать участия в дискуссиях».

Итак, Триполи предлагает: немедленное прекращение бомбежек НАТО, немедленное прекращение любых боевых действий, начало переговоров и дискуссий, начало мирного периода, который, в конце концов, приведет к принятию решения самим ливийским народом о новой политической системе Ливии, о будущем страны, в том числе, и о будущем ее лидера. 

Повторю, Франция признала, что установила контакты с руководством Джамахирии – об этом сказал 12 июля в эфире радиостанции France Info глава французского МИД Ален Жюппе. «Установлены контакты, но сегодня настоящие переговоры не ведутся. Мы принимаем эмиссаров, которые нам говорят: Каддафи готов уйти, давайте обсудим», - сказал Жюппе.

 

Неприемлемые условия

Оставим на совести министра слова, которые он приписывает посланникам Джамахирии, и которые они не говорили. Обратите внимание на условия, который повторил и премьер министр – условия, которые абсолютно неприемлемы для Джамахирии: «Альянс ожидает возвращения солдат в казармы, контроль ООН над ситуацией в стране и заявление Каддафи о сложении его политических и военных полномочий». О неприемлемости подобных ультимативных условий Триполи уже не раз заявил.

Абсурдность и ультимативность этих условий очевидна: у Каддафи,  - и ливийцы в этом убеждены,  - нет никаких полномочий («вождь» – хоть племени, хоть Джамахирии – он и есть «вождь»), и поэтому никакого заявления «об уходе» (?) от него Запад никогда не дождется.

Второе: НАТО требует возвращения ливийских солдат в казармы, которые уже разбомблены натовской авиацией. Для чего? Для нанесения новых ударов по этим казармам, когда там буду люди? И вопрос с ливийской армией для НАТО будет закрыт?

Третье: как возможен контроль ООН над ситуацией в Ливии без начала мирных переговоров? Дело в том, что месье французский министр подразумевает под «контролем ООН» вовсе не то, о чем мы с вами думаем: присутствие нейтральных, беспристрастных наблюдателей ООН и размещение по всех стране миротворческих сил из разных стран, которые не участвуют в этом конфликте.

НАТО желает иного: высадки на ливийскую землю «под зонтиком ООН» своих войск для установления «контроля ООН» за разоружением ливийской армии. А затем приведение на «королевский трон» в Триполи под развевающемся «королевским знаменем» людей, которые ничего общего с большинством ливийского народа не имеют, но сдадут натовским странам все природные богатства Ливии!

И они ждут от ливийцев согласия на всё это?..

 

«Надо уметь выходить из войны!»

Итак, французский парламент проголосовал за продолжение «французской войны», прикрываясь ширмой поисков политического решения. Только французские коммунисты проголосовали против!

Сегодня 14 июля – День падение Бастилии! Национальный праздник Франции. Свободной и гордой Франции.

А Ливия берет с Франции пример – она свободна и горда! Вот так и стоит – как неприступная скала. У нее своя Революция и свой Праздник. Хоть со слезами на глазах…

У ливийцев крепкие нервы, и каждый новый день, каждая новая ночь натовского разбоя еще больше сплачивают ливийцев вокруг Лидера Джамахирии.

12 июля президент Франции Саркози заявил, приехав в Афганистан, о выводе французских войск из этой страны: «Надо уметь выходить из войны!»

Придет время, когда президент Франции вспомнит свои собственные слова, сказанные на земле Афгана, и по требованию французского народа, большинство которого уже сегодня не поддерживает его ливийскую политику, заявит о прекращении войны против Ливии.

Надеюсь! Очень надеюсь!

И еще сообщение пришло: 12 июля премьер-министр Франции очень много говорил о «преступлениях режима Каддафи против ливийского народа», не приводя при этом никаких доказательств. Говорил он и о «благородных» планах «повстанцев» установить после падения Триполи в Ливии «демократию». А вот спустя несколько часов 13 июля в западной прессе опубликовано коммюнике знаменитой Международной организации по защите прав человека Human Rights Watch, которая обвинила мятежников Бенгази в «преступлениях против человечности, совершенных в июне и июле в деревушках, захваченных мятежниками в регионе Джебель Нефусса» (Djebel Nefoussa)[3]. И именно для этих мятежников сбрасывают на парашютах оружие самолеты НАТО. Французское оружие!

Так какую «демократию» поддерживают французские политики? И какая кровавая бойня ждет Триполи, если туда прорвутся боевики, вооруженные новейшим французским оружием?

И ещё, уважаемые читатели, прочтите вот это – это  смешная статья! И учтите: это газета «Le Monde». Та самая «великая, ужасная и многое решающая» «Le Monde», которая была главной гарпией Бернара Анри Леви, науськивавшего Францию на полковника Каддафи, а потом, пару месяцев спустя, вдруг начавшая изредка позволять себе говорить правду. Скорее всего, конечно, из-за внутренних склок на берегах Сены. И вдруг такой крик души...

 

Ливия: прелести конструктивной неопределенности

«Итак, Национальное собрание во вторник, 12 июля, разрешило французскому правительству продолжать войну. Голосовали почти единогласно. Народных избранников можно понять: выбор у них невелик. Только военное давление может устранить полковника Каддафи, если переговоры Триполи с оппозицией завершатся неудачно.

Как сообщала Le Mond, Елисейский дворец мечтал победить к 14 июля. Николя Саркози планировал проход по Площади Согласия отряда бенгазийского Совета с трехцветными флагами... Но – увы. Не будет счастья в срок. Ибо, как и в большинстве войн, пошло не так, как планировалось.

Есть смысл вспомнить, что Франция, вместе с Великобританией, приняла решение атаковать Ливию только по одной причине: защитить гражданское население Ливии. Больше никаких причин не было! В середине марта, когда войска полковника Муаммара Каддафи кроваво подавляли «арабскую весну», когда его полчища шли на беззащитный Бенгази, а «лидер» угрожал «раздавить всех», Франция обязана была стать первым защитником! Но она действовала не самовольно, нет! Её поддержала Лига Арабских государств, Париж и Лондон получили от Совета Безопасности ООН разрешение – 1973 – на применение силы для защиты населения от ужасных сил страшного Каддафи. Весь мир тогда приветствовал эту инициативу!

И вдруг – неприятный сюрприз: считалось, что режим Триполи рухнет за пару недель. А он сопротивляется. Да, он все еще сопротивляется. И вот, спустя месяцы, операция НАТО приняла другой оборот. Это уже не защита мирных жителей Бенгази или Мисураты, это уже, – будем откровенны, – попытка добиться смены режима в Триполи. Это цель, которую признали американские неоконсерваторы!

Да, мы сделали все, что могли, мы добились успеха: гражданские лица, в частности, в Мисурате не разорваны в клочья минами и ракетами. Но факт есть факт: мы вышли за рамки, которые установила ООН. Приехали!

Теперь, признаем честно, осталось только одно оружие: дипломатия конструктивной неопределенности. Сегодня Париж наращивает усилия, чтобы добиться переговоров не об отъезде Каддафи из Ливии, но хотя бы о его уходе с поста. Это будет с его стороны порядочно. Безусловно, такая «конструктивная неопределенность» займет немало времени, возможно, даже придется признать, что целью Елисейского дворца является уже не только защита гражданских лиц, но и коррекция режима. И почему-то вся тяжесть этого процесса, все хлопоты по обустройству Ливии «после Каддафи» опять должны лежать на Франции, – притом, что это, второе действие, явно будет не проще первого»[4].

 

Ключевые слова: Ливия, Франция, Франсуа Фийон, Жерар Лонге, Саиф аль-Ислам Каддафи



[1] http://www.redstar.ru/2011/07/12_07/3_03.html

[2] http://vz.ru/news/2011/7/12/506601.html

[3] http://www.hrw.org/en/news/2011/07/13/libya-opposition-forces-should-protect-civilians-and-hospitals

[4] http://www.lemonde.fr/idees/article/2011/07/13/libye-les-charmes-de-l-ambiguite-constructive_1548216_3232.html

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати