ГЛАВНАЯ > Без рубрики

«Голова Медузы» Джованни Лоренцо Бернини

00:00 05.06.2011 • Мария Грановская, кандидат философских наук

В  Государственном музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина открылась выставка одного шедевра. На этот раз в Москву из Капитолийских музеев Рима привезли произведение известного скульптора и архитектора XVII века Джованни Лоренцо Бернини. Скульптура  «Голова  Медузы» (1630), созданная одним из самых ярких представителей стиля барокко,  экспонируется в ГМИИ им. А.С.Пушкина  вслед за полотнами гениев Ренессанса, благодаря сложившейся в перекрёстный год Италии в России традиции показа шедевров итальянского искусства.  Работы Бернини в России почти не представлены, за исключением терракотовых статуэток в петербургском Эрмитаже. «Произведения Бернини – воплощение эпохи барокко»,  - отметила директор музея  Ирина Антонова на пресс-конференции, приуроченной к открытию выставки одного шедевра. Она также подчеркнула, что «скульптуры Бернини – большая редкость во всех музеях мира». Но всё-таки главной ипостасью великого мастера барокко следует считать архитектуру. В числе его римских творений знаменитая овальная площадь с колоннадой перед  собором   Св.Петра с двумя фонтанами и обелиском, Фонтан Тритона и Фонтан Четырёх рек, Палаццо Барберини, церковь Сант Андреа аль Квиринале и многие другие.

 Произведение Бернини, представленное в Москве, сочетает в себе традиции классической скульптуры и выразительность, свойственную живописи. Подобно Боттичелли, увлечённого сюжетами античной литературы, Бернини создаёт бюст-портрет «Голова Медузы» под впечатлением от античного мифа, повествующем о горгоне Медузе, обращающей своих врагов в камень. Мастер предложил  оригинальную  интерпретацию мифа, запечатлев последнюю метаморфозу Медузы, окаменевшей от собственного отражения в зеркале. Бернини, обладающий «поразительной техникой и горячей натурой»[1], изваял искривлённое от страданий лицо некогда прекрасной горгоны, случайно взглянувшей на себя в зеркало. Мастер запечатлел драматический  момент перевоплощения Медузы в камень.

 

Выставка будет открыта для посетителей до 30 июня 2011 года.



[1] Гнедич П.П. История Искусств. Т.3. С.-Петербург, 1897. Издание А.Ф. Маркса (репринт), с. 87.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати