ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Председательство Польши в ЕС и перспективы Восточного партнерства

00:00 26.04.2011 • Владислав Гулевич, журналист-международник

Со второго полугодия  2011 года  Польша займёт пост председателя в ЕС. Это позволит Варшаве приступить к реализации амбициозных планов не только в экономике, но и во внешней политике. Вполне ожидаемо, что главными внешнеполитическими целями  Варшавы в качестве главенствующей в ЕС державы будут отношения с восточными соседями в рамках программы Восточного партнёрства (1). 

Как известно, проект был представлен в 2008 году на  заседании Совета ЕС по общим вопросам и внешним связям Министерством иностранных дел Польши при участии Швеции и рассчитан на шесть постсоветских государств – Украину, Белоруссию, Молдавию, Армению, Азербайджан и Грузию.  Варшава  заинтересована в интеграции этих государств в евро-атлантические структуры (особенно Киева, Минска и Кишинёва, учитывая их географическую близость к Польше). Но поскольку об их членстве в ЕС речи пока быть не может, в рамках Восточного партнёрства предлагается укрепить стратегическое сотрудничество с указанными странами, а также приступить к реализации ряда экономических проектов, которые бы благотворно сказались на экономическом состоянии стран-участниц, чьи интересы в настоящее время   слишком тесно связаны с Россией.   Экономический аспект не менее важен аспекта политического, поскольку страны - восточные соседи Польши - являются беднейшим регионом Восточной Европы. Характерно, что устремления их элит к привилегированным отношениям с Брюсселем не идут  в паре с экономическим ростом. Баку и Минск могут похвастаться наибольшими успехами в сфере экономики, но их евроинтеграционные устремления остаются довольно сдержанными. Богатый углеводородами Азербайджан не рассматривает Европу как основной рынок сбыта, а Белоруссия пользуется поддержкой России, как альтернативного экономического партнёра.

Поставленную задачу по реактивации проекта Восточного партнёрства нельзя считать лёгкой. Во-первых, внимание Соединённых Штатов и Евросоюза, основных геополитических партнёров Польши, сосредоточено на событиях в Северной Африке и на Ближнем Востоке. Полякам будет непросто заставить своих союзников отвлечься от насущных политических вопросов и обратить своё внимание на проблему польско-российских отношений (а программу Восточного партнёрства необходимо рассматривать только в данной опции).  Во-вторых,  Белоруссия, как одно из звеньев программы Восточного партнёрства, по-прежнему стоит в жёсткой оппозиции к Западу, и отношения на линии Варшава-Минск окончательно зашли в тупик. В-третьих, налицо охлаждение отношений Польши с Украиной – одним из краеугольных «камней» в «фундаменте» Восточного партнёрства. И, в-четвёртых, Азербайджан и Армения, как, впрочем, и весь Кавказ, по-прежнему остаются на периферии польской внешней политики, а чрезмерные заигрывания с Грузией не нужны самой Варшаве, которая стремится сегодня снять напряжение в польско-российских отношениях. 

В сложившейся ситуации особое внимание предполагается уделить Молдавии, открыто высказывающейся в пользу евроинтеграционных механизмов в противовес усилению в регионе российского влияния. О потеплении отношений между Кишинёвом и Варшавой говорит посещение польским премьером Дональдом Туском  Молдавии 29 марта 2011г. Во время встречи с и.о. президента Молдавии Марианом Лупу и шефом молдавского кабинета министров Владимиром Филатом  Д. Туск подтвердил готовность Польши поддержать проевропейские аспирации  Кишинёва (2).   Молдавия – беднейшее государство Европы, в котором доход на душу населения составляет 9% от среднего по Европе. Молдавские власти уже инициировали распродажу стратегически важных государственных объектов – аэропорты, электросети, газопроводы. Вместе с тем, Молдавия – стратегически выгодный платцдарм для культурно-политического продвижения  на восток, поэтому Польша выразила готовность к участию в урегулировании молдово-приднестровского конфликта. Поляки ссылаются на то, что Приднестровье – проблема не только Молдавии и Румынии, но и всего Европейского Союза, а, следовательно, и НАТО. Открытым остаётся вопрос, как именно будет выглядеть польское участие в урегулировании конфликта на берегах Днестра – как отдельного регионального игрока в довесок к ЕС или же в рамках ЕС как единого государственного объединения? Пока же Польша надеется на США в качестве внешнеполитической опоры. Польский премьер уже заявил в Молдавии, что на саммите президентов стран Центрально-Восточной Европы в конце мая этого года он затронет приднестровскую тему в разговоре с Бараком Обамой (3).  Но Вашингтон  -  не единственный союзник Варшавы в этом вопросе. Ключевым европейским партнёром здесь остаётся Германия, во внешней политике которой некоторые польские эксперты видят отход от прежнего «политического русофильства» в пользу Варшавы (4). До 2013 г. на нужды Восточного партнёрства планируется выделить 600 млн. евро.   

Амбициозный проект Восточного партнёрства так и не был реализован до конца. Многие его положения грешили против политического реализма и недооценивали влияние т.н. российского фактора. Объединённая Европа для постсоветских стран – удобный торговый партнёр, не более того. Целью же Восточного партнёрства было превращение европейской модели развития в парадигмальную модель для его участников, что так и не было достигнуто. Пространство, охватываемое данным проектом, довольно разнообразно не только с экономической (ВВП Украины, крупнейшего участника программы,  в 5 раз меньше, чем в среднем по Европе, а наиболее успешные в экономическом плане страны - Азербайджан и Белоруссия, в то же время «системно» наиболее отдалённые от европейских стандартов), но и с культурно-цивилизационной точки зрения (Грузия, Армения, Азербайджан – на Кавказе, Молдавия, Белоруссия, Украина – в Европе). Проблема усугубляется сохраняющимся напряжением на линии Баку-Ереван и Кишинёв-Тирасполь. Поэтому позицию Варшавы можно назвать достаточно реалистичной и взвешенной. Она включает три компонента - жёсткое противостояние с официальным Минском, отказ от агрессивной антироссийской политики на Украине и попытки сместить вектор польской восточной политики в направлении Молдавии. Молдавия – это «территориальная компенсация» Варшаве за восстановление российского влияния на Украине и неудачи в борьбе с режимом А. Лукашенко. В случае успеха «продвигаться» дальше на восток Польша сможет уже с территории Молдавии. Первой преградой послужит Приднестровье и дислоцированные там российские миротворцы, поэтому вовлечённость Польши в молдово-приднестровские дела вполне объяснима.  

Для придания Восточному партнёрству второго дыхания авторам этого проекта необходимо создать недвусмысленный и привлекательный во всех отношениях стратегический план сотрудничества с постсоветскими республиками. Это подразумевает смысловую эволюцию идеи единой Европы, пересмотр тактики партнёрских отношений с некоторыми странами-участницами проекта (прежде всего, с «авторитарной» Белоруссией и охладевшей Украиной), создание определённых экономических преференций для наиболее активных участников проекта (Грузии и Молдавии), оптимизация работы т.н. «третьего сектора» в странах-участницах посредством реализации грантовых программ для местных НПО. Процент тех, кто одобрительно настроен на укрепление партнёрских отношений с Брюсселем, довольно высок (Армения - 81%, Белоруссия – 36,4%, Грузия – 79%, Молдавия – 61,4%, Украина – 53%)(5).  Несколько особняком стоит Азербайджан, где 41,7% отстаивают идею многовекторности, 14,8% - за интеграцию в рамках СНГ, 7,7% - за интеграцию в рамках Организации исламской конференции. Тбилиси, который в списках польских приоритетов очутился совсем недавно, пока придётся довольствоваться скромным вниманием со стороны Брюсселя и Варшавы. Евросоюзу не выгодно ни с политической, ни с экономической точки зрения выходить за установленные им самим внешнеполитические рамки в отношениях с Россией. Тем более что ЕС не обладает достаточным инструментарием для широкого влияния на создавшуюся ситуацию.

 

Ключевые слова/Key words: Восточное партнёрство, Польша, Россия, Приднестровье, Молдавия/Eastern Partnership, Poland, Russia, Transnistria, Moldova

 

1)   Tomasz Horbowski “Mołdawia: Polska Prezydencja – szansa, której nie można zmarnować” (EastBook.eu  16.04.2011)

2)   Ambasada Rzeczypospolitej Polski http://www.kiszyniow.polemb.net/index.php?document=242

3)   "Polska zrobi wszystko, aby przyspieszyć proces integracji Mołdawii z UE" (Polskie Radio 29.03.2011)

4)   Tomasz Kapuśniak “Wymiar Wschodni Europejskiej. Polityki Sąsiedztwa Unii Europejskiej. Inkluzja bez członkowstwa?”

5)   Katarzyna Pełczyńska-Nałęcz “Integracja czy imitacja? UE wobec wschodnich sasiadow” (Ośrodek Studiów Wschodnich. Prace OSW numer 36. Warszawa, kwiecien 2011).

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати