ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

России грозит тотальная коммерциализация системы образования, если…

00:00 15.03.2011 • Елена Студнева, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Руководитель проекта «Абитуриент-2011», заместитель главы Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин

Вызовом угрозе тотальной коммерциализации системы образования в России станет Всероссийская демонстрация против реформ в системе образования, в том виде, в котором они происходят сегодня. Демонстрация пройдет в мае по всем регионам страны, об этом сообщил на пресс-конференции в Москве руководитель проекта «Абитуриент-2011», заместитель главы Всероссийского общества защиты прав потребителей образовательных услуг Виктор Панин. Именно 15 марта в День потребителя эта некоммерческая и неправительственная организация решила привлечь внимание общественности к острой проблеме коммерциализации образования для всех. Главный посыл предстоящей майской демонстрации, помимо обращения к руководству страны, - общество не должно быть пассивным относительно образования подрастающего поколения.  

Истоки коммерциализации образования тесным образом увязаны с системой коррупции, которой объявил войну Президент Российской Федерации Дмитрий Медведев. Начиналось всё с малого. С падением СССР система среднего и высшего образования претерпела значительные изменения: в стране возникло небывалое ранее количество коммерческих школ, колледжей, гимназий, платных вузов, в том числе – университетов. Часть общества, не озабоченная платным обучением своих чад, была спокойна за гарантированное Основным законом страны (статья 43 Конституции РФ) бесплатное доступное начальное и среднее образование своих детей. Однако качество подготовки учащихся начальных и средних школ резко упало по всей стране.

Как сообщил на пресс-конференции Пётр Щелиц – председатель российского Союза потребителей, в 1993 году в государственных и муниципальных вузах (на очном обучении) обучалось  1 625 тысяч студентов, а сегодня - 3млн.17 тысяч; в негосударственных – 37 тысяч студентов, сегодня - 263 тысячи. С начала 90-х годов в России количество детей в дошкольных учреждениях сократилось на 40% и количество детских садов - на 60%. Если раньше на сто мест в детском саду было 90 детей, то в 2010 году на 100 мест - 105 детей. В начале 1993 года количество школ сократилось на 30%  -  в 1993 году было 70 тысяч школ и обучалось в них 21 миллион, в 2010 год – в 53 тысячах школ – получали  образование чуть более 13 миллионов учащихся. Государственных вузов в 1993 году в Российской федерации было 548 тысяч и училось в них 1 625  тысяч студентов. В 2010 - 662 тысячи и более трёх миллионов студентов, но появилось 452 негосударственных вуза, в которых подавляющая часть студентов – заочники. Следует уточнить, что потребителем образовательных услуг учащийся становится только тогда, когда он платит за своё обучение. Что и чем может заплатить маленький ребёнок, поступающий учиться в школу?

Пассивность общества по отношению к тотальной коммерциализации системы образования в стране может иметь необратимые последствия,  отметил Виктор Панин. Он привёл данные документов от 15 декабря 2010 года, в которых Генеральная прокуратура РФ потребовала от Министерства образования РФ принять меры по устранению многочисленных нарушений законодательства в сфере общего образования детей. Результаты проведённой проверки выявили многочисленные системные нарушения в сфере законодательства. По информации Генпрокуратуры, с 2008 по 2010 годы число образовательных учреждений в стране уменьшилось  с 57 тысяч до 50 тысяч. При этом в нарушение законов принятие решений об их ликвидации и реорганизации принималось без предварительной экспертной оценки их последствий. По данным Генпрокуратуры РФ, повсеместно распространены поборы денежных средств с родителей под видом благотворительной помощи, добровольных пожертвований, которые в действительности носят принудительный характер.  

Проверка Генеральной прокуратуры РФ показала, что при приёме детей в школы нарушается закреплённый в Конституции РФ принцип доступности общего образования, проводятся непредусмотренные законом конкурсы, отборы по результатам тестирования, от родителей требуют личных документов. Все специальные школы для детей с ограниченными возможностями во многих субъектах РФ не развиваются, их количество за три года сократилось почти на сотню. В образовательных учреждениях нарушаются права учащихся на защиту их от информации, наносящей вред их здоровью, нравственности и духовному развитию.

В России сегодня 52 тысячи общеобразовательных школ, где обучается 12 миллионов детей. При этом 80% семей, в которых обучаются эти дети, не могут оплачивать  дополнительные предметы, а среди них – необходимые. И  с принятием новых образовательных стандартов, если это будет сделано, школы будут законодательно переведены на платную основу. По данным министерства образования РФ, более 50% школьников посещают дополнительные занятия на платной основе. На сегодняшний день 10 миллиардов рублей тратится на дополнительные расходы образования, отмечалось на пресс-конференции. С введением новых образовательных стандартов сумма может утроиться и вырасти в разы по отношению к данной цифре, сообщил Виктор Панин.

Что же это за новые образовательные стандарты? Они предполагают для обучения ребёнка три предмета обязательных, а далее на выбор 6 групп предметов, из которых каждый ученик может выбрать только два предмета профильного обучения, остальные – факультативные. При этом «вилка» стоимости каждого дополнительного предмета от 500 до 700 рублей. Итого семья должна готовить на среднее образование каждого своего ребёнка в месяц от 3 до 5 тысяч рублей как минимум. С учётом новой демографической политики это явное противоречие здравому смыслу, если, конечно, стране нужны неграмотные работники наёмного неквалифицированного труда.  В Москве с этого года, сообщили на пресс-конференции, школы уже получили распоряжения о введении таких стандартов, вроде бы под видом эксперимента. Но родители на собраниях уже уведомлены о том, к чему им надо готовиться самим и готовить своих детей.

По мнению Виктора Панина, на сегодняшний день опасность введения нового образовательного стандарта сохраняется. «Она никуда не делась, даже после того, как президент публично пожурил Андрея Фурсенко после известного письма, собравшего более 20 тысяч подписей(!). И сейчас под видом дискуссии при попустительстве Министерства образования РФ остаются попытки протащить этот новый федеральный образовательный стандарт», - заявил Виктор Панин. Ответственным за разработку данного стандарта являлась Российская академия образования (РАО). На реализацию этого  государственного заказа выделено порядка 200 млн. рублей. Однако введение этого государственного образовательного стандарта несёт опасность не одному поколению граждан России, но и всей  стране, заявили участники пресс-конференции. Если это делается на деньги самих граждан, то они, по крайней мере, должны знать, во имя чего и кого это делается. И если, как показывают выкладки экспертов, это идёт вразрез с национальными интересами страны, то необходимо продемонстрировать этому своё несогласие. Всероссийское общество потребителей образовательных услуг предложило сделать это в мае по всем регионам.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати