ГЛАВНАЯ > Говорят послы

Посол Никарагуа в России Луис Альберто Молина Куадра: «Никарагуа станет ближе россиянам»

00:00 03.03.2011 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Мой собеседник родился в Манагуа, столице Никарагуа, в четверг 9 февраля 1961 года в 3 часа дня. Он рассказывает об этом с такой точностью, потому что мать потом часто показывала ему свидетельство о рождении, и он всегда с любопытством отмечал время своего появления на свет –  именно четверг, 3 часа дня. Родился Луис Альберто в бедной никарагуанской семье. Отец всю жизнь был строительным рабочим, а мать – домашней хозяйкой. Жили в нищете, которая особенно «сквозила во всех щелях» в эпоху диктатуры Сомосы. И рос он в то мрачное время, когда парню из бедной семьи было очень трудно получить образование в Никарагуа. Но родители делали все возможное, чтобы Луис Альберто учился, и он учился с большим энтузиазмом.

- У меня было семь братьев, - говорит Посол Луис Альберто Молина Куадра. -  Семья большая, многодетная, как  было принято у нас в стране в те времена. Благодаря усилиям родителей все мы, к великому их счастью, получили образование, овладели каждый своей профессией. Как видите, мне даже выпала большая удача стать дипломатом, послом в самой большой стране мира – Российской Федерации.

Вообще-то я хотел быть врачом. И когда получил бакалавра, поступил на медицинский факультет. Но вскоре мне предоставили стипендию для учебы в Советском Союзе. Одновременно я состоял в Сандинистском Фронте, и до победы революции 1979 года участвовал в одной из групп городских партизан, которые боролись против диктатуры семейства Сомосы. Мне предложили учиться в СССР, сказали, что революция будет нуждаться в квалифицированных кадрах во многих профессиях, в том числе в специалистах в области международных отношений, которых так не хватало стране. И в 1982-м я отправился в Москву, а затем в Киев – в университет имени Тараса Шевченко. Провел в Советском Союзе 6 лет, изучая международные отношения. В 1988 году возвратился в Никарагуа. Был принят на работу в МИД. Но, к сожалению, в 1990 Сандинистский Фронт по разным причинам проиграл выборы.  По счастливому стечению обстоятельств, а больше по необходимости, меня оставили работать в Министерстве иностранных дел Никарагуа. И все это время, без каких-либо протекций и даже несмотря на то, что я принадлежал к политическому движению, противостоящему правящим либералам, все эти годы продолжал работать в министерстве вплоть до возвращения Сандинистского Фронта к власти в 2007 году. Мне поручили работу по экономической тематике. А поскольку я немного владею русским языком и когда-то учился в Советском Союзе, было решено направить меня дипломатом в Москву, и вот я уже более двух лет тружусь здесь, в нашем посольстве, сначала в качестве поверенного в делах Никарагуа, а теперь в ранге посла. Нам приходится фактически восстанавливать отношения с вашей грандиозной страной – Российской Федерацией во всех сферах – политической, межпарламентской, экономической, научно-технической и культурной. Работы здесь очень много. И мне нравится моя работа. Потому что я люблю мою родину – Никарагуа,  потому что испытываю нежность и особые симпатии к российскому народу, который так много нам помогал в 1980-е годы и продолжает оказывать поддержку и сейчас. Вместе с тем, мы стараемся найти сферы взаимовыгодного сотрудничества. Я почти выучил русский язык, привык к русской кухне, научился переносить русскую зиму, а главное – лучше узнал ваш замечательный народ. Я всегда говорил, что среди всех европейских народов наиболее похожи на латиноамериканцев, в частности, на никарагуанцев, - это русские.   

Мне нравится жить и работать в вашей стране, хотя жизнь здесь немного беспокойная и очень динамичная. Разумеется, мне больше нравится русское лето, огромное количество цветов, которые украшают проспекты, улицы, парки. Да и столь суровая для нас русская зима тоже имеет свою магию, свою красоту. Хотя должен признаться, что морозы, холод не перестают донимать меня. Ведь я родом из тропической страны, поэтому для меня температура воздуха минус 15, минус 20, минус 25 – это катастрофа и тяжело переносится. Но никарагуанских дипломатов, работающих в Москве, греет нечто очень горячее внутри нас, - это желание работать во имя развития добрых отношений, во имя дружбы между Никарагуа и Россией. 

- Господин Посол, несмотря на столь короткое время, которое нынешний состав Посольства трудится в Москве, что-то удалось сделать в области активизации российско-никарагуанских связей?

- Хотелось бы сказать о некоторых важных деталях недавних контактов между нашими государствами. Прежде всего, напомню о возобновлении заседаний Российско-Никарагуанской Межправительственной комиссии по торгово-экономическому и научно-техническому сотрудничеству. Подобное событие, к сожалению, не могло состояться в течение последних 16 лет, пока Сандинистский Фронт не был у власти. А с его возвращением эта работа возобновилась. И первое заседание Межправительственной комиссии состоялось в июне прошлого года в Манагуа. Совсем недавно здесь в Москве прошла рабочая встреча сопредседателей этой комиссии, заместителей министров иностранных дел Никарагуа и России, Мануэля Коронеля Каутса и Сергея Рябкова. Встреча прошла очень успешно, в дружественной обстановке и с очень конкретными результатами. Одним из основных итогов переговоров стал анализ выполнения всех предыдущих соглашений и договоренностей, а также согласование планов на будущее. И еще важно, что на этой встрече было решено провести второе заседание Межправительственной комиссии в июне этого года в Москве. Таким образом, динамика развития наших связей сохраняется на высоком уровне. Мы не стоим на месте, а движемся вперед. Конкретизированы направления нашего делового взаимодействия с российскими предпринимателями. У нас есть русские автобусы, у нас есть русские автомобили, первая партия которых уже прибыла в Никарагуа. Эти автомобили правительство распределило по очень выгодным ценам среди кооперативов водителей такси. И автобусы, и легковые машины решат задачу обновления общественного транспорта Манагуа.

Кроме того, обе стороны активно обсуждают темы энергетики, торговли. В частности, речь может идти о поставках в Россию никарагуанской говядины, кофе, табака, рома, которые славятся в мире высоким качеством. Мы чувствуем, что сейчас самое идеальное время для успешного развития наших торгово-экономических связей. И следует использовать все имеющиеся преимущества. Наши отношения имеют хорошую и давнюю почву, которая изначально была лишена какой бы то ни было степени политического навязывания, давления одной из сторон на другую. И  это всегда высоко ценил наш президент Даниэль Ортега.

- В последнее время одним из приоритетов развития Никарагуа становится иностранный туризм. Не так давно в Москве впервые в истории находилась делегация представителей турбизнеса Никарагуа во главе с министром, председателем Института туризма сеньором Марио Салинасом Пасосом. У вашей страны, по мнению экспертов, имеется большой потенциал для развития отрасли гостеприимства. Как сегодня обстоят дела в этом направлении?

- Я бы выделил здесь два аспекта. Первый связан с тем, что Никарагуа  почти не известна в России. Она для большинства россиян terra incognita. Мы оцениваем эту ситуацию и проводим мероприятия с целью разъяснить гражданам Российской Федерации, что за страна Никарагуа, где она находится и кто в ней живет. Так, впервые в нашей истории, довольно представительная делегация туроператоров во главе с министром туризма приняла участие в крупнейшей ярмарке в Москве. Прошли полезные переговоры с российскими туроператорами. Второй аспект заключается в том, чтобы посеять в России семена интереса к Никарагуа, сделать нашу страну популярным направлением для отдыха. Для этого мы продолжим мероприятия по повышению привлекательности наших турпродуктов, по рекламе наших туристических возможностей. А у нас в стране, уверяю, есть что посмотреть, потому что Никарагуа – это страна ста тысяч красот. У нас есть хорошие пляжи двух океанов, у нас есть реки и вулканы. И у нас есть народ с большим и горячим сердцем, который рад добрым гостям, особенно из далекой России, которая не раз приходила на помощь Никарагуа и продолжает оставаться нашим другом. Мы умеем быть благодарными. И считаем, что туризм мог бы принести хорошие плоды на благо двух народов.

- Ну, а как наши туристы будут добираться до Манагуа?

В ходе недавнего визита в Москву делегации во главе с заместителем министра иностранных дел Никарагуа Мануэлем Коронелем Каутсом среди прочего обсуждалась и возможность возобновления авиакомпанией «Аэрофлот» рейсов в Манагуа, как было в 1980-е годы. Не исключается и создание совместной линии с нашей авиакомпанией. Самолеты могли бы летать два раза в неделю с промежуточной посадкой в кубинской столице. Соглашение еще не подписано. Но в любом случае, мы хотим, чтобы Никарагуа стала россиянам ближе. А это главное.

- В свое время, господин Посол, мировые СМИ активно сообщали о вероятном сооружении нового межокеанского канала через территорию Никарагуа. Как сейчас обстоит дело с этим мегапроектом?

- Это исторический мегапроект. Планы сооружения водного пути через Никарагуа существовали задолго до строительства Панамского канала. Проект требует огромных финансовых затрат. Наш президент Даниэль Ортега не раз в своих выступлениях высказывал интерес Никарагуа иметь свой межокеанский канал. Тема эта не такая простая, как кому-то может показаться. Она таит в себе множество попутных проблем – финансовые, политические, экологические и другие. Следует отметить, что Россия высказывала свой интерес к участию в проекте. Президент Ортега подчеркивает, что сооружение канала должно быть многонациональным. В нем могли бы с выгодой для себя участвовать, например, такие державы, как Россия, Соединенные Штаты, Япония и другие, но обязательно под суверенным контролем Никарагуа.

В целом же, строительство нового водного пути между двумя океанами представляется мне сложным и весьма дорогостоящим проектом, который быстро не осуществить. Но сама идея для всех полезна и вполне реальна.        

- Благодарю, господин Посол, за интересное интервью.

 

(Здесь хотелось бы сделать небольшой маленький  комментарий от автора, которому удалось пообщаться с членами делегации Института туризма Никарагуа. Встреча проходила в Посольстве, и тогда глава туротрасли господин Салинас в нашей короткой беседе прежде всего твердо заверил россиян, что на его родине сегодня царят мир и спокойствие.

По словам гостя, Россия представляет для никарагуанской стороны поистине неисчерпаемый и очень привлекательный рынок. В его стране создана соответствующая туристическая инфраструктура, возведены новые отели, строятся дороги. Первое участие Никарагуа в 16-й международной туристической выставке «Отдых/Leisure-2010»  доказывает, что эта страна готова принимать у себя как можно больше россиян. Сеньор Салинас отметил что, его государство отныне будет представлено и в других крупных международных экспозициях в Москве, к примеру, в крупнейшей мартовской международной выставке МIТТ-2011(Moscow International Travel & Tourism Exhibition).

Являясь членом влиятельного «интеграционного клуба» АЛЬБА, в который входят также Венесуэла, Куба, Эквадор и ряд небольших карибских государств, Никарагуа проводит миролюбивую, независимую и прагматичную политику, одним из приоритетов которой – как можно более тесно сблизиться с дружественной Россией. Важными сигналами Манагуа официальной Москве на этом направлении стали признание независимости Абхазии и Южной Осетии, поддержка российских инициатив на международной арене, разноплановые предложения сотрудничества нашему бизнесу, отмена въездных виз для российских граждан. 

Что касается никарагуанской туротрасли, то главное, в чем она ныне нуждается, это иностранные инвестиции.  Так, уже наращивают вложения средств в развитие экономики республики Венесуэла и другие надежные партнеры Никарагуа по блоку АЛЬБА, а также страны-члены Евросоюза. Министр предложил делать инвестиции в никарагуанский туризм и российскому бизнесу.

Мне тогда удалось побеседовать с рядом представителей никарагуанской туротрасли. Президент компании ICN tours, генеральный управляющий отелем АЛБА Seminole-plaza, Ариэль Сомарриба Сильва, например, рассказал, что он впервые в России и буквально поражен ее масштабами. Он рассказал, что уже в этом году власти республики планируют принять из-за рубежа до 1 миллиона туристов и заработать для казны порядка 400 миллионов долларов. Политика нашей страны, заверил Ариэль Сомарриба, тесно связана с ее экономическим развитием и улучшением благосостояния наших граждан. Поэтому мы уверены: чем спокойнее, демократичнее и безопаснее будут жить никарагуанцы, тем успешнее пойдет развитие отрасли гостеприимства, тем качественнее и комфортнее станет отдых для россиян в нашей стране, а доходы от туризма вольются в программы по улучшению жизни нашего народа»).

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати