ГЛАВНАЯ > Выступления С.В.Лаврова

Преимущественная миссия России могла бы определяться как отстаивание правды в мире

00:00 28.02.2011 • Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл

Уважаемый Сергей Викторович,

Уважаемые члены Коллегии Министерства иностранных дел России!

Утверждая перспективу вечности, религия способна вносить стабильность и предсказуемость в ситуацию неопределенности и конфликтов. Мировой экономический кризис очень ярко продемонстрировал, что стабильное материальное развитие невозможно без опоры на такие фундаментальные понятия, как духовность, нравственность, добро. Мощным источником духовных ценностей является вера. Она открывает людям высший смысл бытия, дает им надежду на победу добра, наделяет их энергией для жизни.

В то же самое время религиозная вера может быть направлена на созидательные или на разрушительные цели. К сожалению, когда речь заходит о религиозном факторе в современном мире, на первый план выходят проблемы терроризма и экстремизма на религиозной почве. Меньше всего уделяется внимания положительному потенциалу религии в общественной жизни. По моему мнению, та страна или то интеграционное объединение выдвинутся на ведущие позиции в мире, которые смогут создать необходимые условия для положительного воздействия религиозной веры на общество, прежде всего в своей внутренней жизни, а затем смогут представлять эти наработки на международной арене.

Россия заявила о проведении модернизации, и для нее особенно актуально, заимствуя все лучшее у других стран, но при этом опираясь на свою самобытность, найти ту модель развития, которая бы выдвинула ее в ряд стабильных и процветающих государств. Поэтому нам нужна многоуровневая модернизация, которая не только имеет техническую и экономическую сторону, но и обладает серьезным ценностным базисом. Настала пора разрушить надуманное противоречие между прагматическим и ценностным подходами. Одно не может существовать без другого. В долгосрочной перспективе создание материального богатства не может происходить без целенаправленного поддержания в обществе нематериальной мотивации.

Если мы попытаемся определить ценностный базис собственного общества, то увидим, что тот же самый базис разделяют и другие страны, которые были в своем развитии долгие столетия тесно связаны с современной Россией. Я говорю об Украине, Белоруссии, Молдавии, Казахстане и других государствах ближнего зарубежья. Это пространство расширяется и за счет выходцев из этих стран, которые рассеяны по всему миру. В современных условиях эффективно разрабатывать проект модернизации и развития не только для одной страны, но с участием всех стран, цивилизационно близких друг другу. Именно так начинался проект европейской интеграции, именно по этому пути идут интеграционные объединения в Северной Америке, Латинской Америке, исламском мире, Азиатско-Тихоокеанском регионе.

Когда Русская православная церковь говорит о Русском мире, она под этим подразумевает именно общее ценностное пространство, а не просто русскоговорящий мир или круг друзей России. Нам, конечно, предстоит задача четко определить те ценности, которые объединяют нас и выражают наше жизненное кредо. Могу назвать некоторые из них. Это религиозная вера и межрелигиозный мир, свобода и нравственная ответственность, самопожертвование ради других, крепкая семья, уважение старших, соборный совет и действие, творчество, трудолюбие, справедливость, любовь к Отечеству, забота об окружающем мире.

Надо сказать, что Русская церковь проделала большую интеллектуальную работу по формулированию идей, вытекающих из общего ценностного базиса нашей цивилизации. В 2000 году были приняты «Основы социальной концепции Русской православной церкви», в 2008 году - «Основы учения о достоинстве, свободе и правах человека». Процесс выработки комплекса идей, связанных с русской духовной традицией, продолжается сегодня в рамках Межсоборного присутствия, которое работает над некоторыми темами, имеющими непосредственное значение для международной деятельности Московского патриархата.

Русский мир только тогда будет существовать не как красивая абстракция, но как реальный фактор международных отношений, когда будут развиваться прочные отношения между странами, являющимися прямыми наследниками Киевской Руси, - Россией, Украиной и Белоруссией.

Полагаю, что выстраиванию особых отношений в «треугольнике» Киев - Москва - Минск может способствовать развитие темы общего наследия Руси. Очень важно, что вслед за Украиной в минувшем году Россия объявила день Крещения Руси памятной датой. Этого пока не произошло в Белоруссии, хотя Архиерейский собор 2008 года обращался с таким предложением к главам всех трех государств. Может быть, стоило бы составить календарь дат, которые особым образом объединяют три государства и которые мы могли бы праздновать совместно с общим идейным наполнением. Кроме Крещения Руси, это праздники святых Кирилла и Мефодия, святого Андрея Первозванного, День Победы в Великой Отечественной войне.

Укрепление связей с Кишиневом - также одна из важных задач. Непросто складывается политическая ситуация в Молдове, но мы должны помнить о многовековых узах, связывающих русский и молдавский народы. Цементирующим элементом этой связи является принадлежность обоих народов к единому духовному пространству Русской православной церкви, сформировавшему их ценностный базис.

Считаю, что большой интерес к партнерству по общим ценностям могут проявить в Астане, Баку, Ереване и других столицах государств - членов СНГ. Хотел бы в этой связи подчеркнуть несколько важных событий, состоявшихся на данном направлении в 2010 году. В январе я посетил Казахстан, где имел встречи с руководством страны и общение с ее религиозными и общественными деятелями. Высокий статус русского языка, уважение к русской культуре, строительство межрелигиозного и межнационального мира в этой республике свидетельствуют о возможности участия Казахстана в формировании ценностного базиса Русского мира и совместного проекта развития. Для более динамичного присутствия Православной церкви в Казахстане в июле 2010 года Священным синодом нашей церкви были приняты решения, определяющие статус Казахстанского митрополичьего округа как нового канонического подразделения Русской православной церкви, наделенного значительными правами самостоятельности.

Полагаю, что было бы правильно активно включиться в поддержку инициатив Казахстана в области межрелигиозного диалога. В следующем году Казахстан будет председательствовать в ОИК. Одной из важных тем этой организации является диффамация религии. Россия уже поддержала Дурбанскую декларацию 2001 года и активно участвовала в обзорной конференции по ее выполнению. Мне кажется, что вместе с Казахстаном можно было бы разработать совместную повестку дня по этой теме.

Важной задачей в странах СНГ и Балтии Русская церковь считает развитие регионального сотрудничества традиционных религий. Так, с 1993 года действует Христианский межконфессиональный консультативный комитет стран СНГ и Балтии, а с 1998 года - Межрелигиозный совет СНГ.

Особое значение межрелигиозное сотрудничество имеет для Кавказа. Уверен, что именно сотрудничество Русской, Грузинской и Армянской церквей, а также Духовного управления мусульман Кавказа, действующего под руководством шейх-уль-ислама Аллахшукюра Паша-заде, помогает не переносить существующие конфликты в этом регионе в религиозное русло. Считаю важным, что благодаря контактам Русской и Грузинской церквей удается поддерживать добрые отношения между двумя народами. В 2010 году мы провели в Баку саммит религиозных лидеров, а в 2011 году планируем собрать Межрелигиозный совет СНГ в Ереване. За прошедшие два года у меня состоялось несколько личных встреч с духовными лидерами Азербайджана, Армении и Грузии.

В загранучреждениях Русской церкви пастырское попечение простирается не только на граждан России или выходцев из Российской Федерации, но и на украинцев, белорусов, молдаван и представителей других народов. Это уникальный фактор для усиления интеграционных связей в диаспоре. Хотел бы выразить удовлетворение в связи с тем, что церковь и министерство совместно проводят региональные конференции, посвященные церковно-государственному взаимодействию с соотечественниками. Такие конференции уже прошли в Брюсселе и Буэнос-Айресе, а на 2011 год есть планы организовать подобную конференцию в Пекине.

Новые горизонты сотрудничества церкви и Российского государства в поддержке соотечественников, защите их прав открывает принятый Государственной Думой России в июле 2010 года Закон Российской Федерации о внесении поправок в закон «О соотечественниках». В этот закон, в частности, были внесены положения, которые предусматривают содействие государства в создании соотечественниками религиозных организаций, а также помощь властей в реализации социально значимых инициатив религиозных организаций по духовной поддержке соотечественников, сохранению ими родного языка и культуры. Нам еще предстоит осмыслить данные нормы и направить их в практическое русло. Но уже сейчас понятно, что Российское государство признало значимую роль религиозных организаций в деле заботы о наших братьях и сестрах, проживающих в рассеянии.

Доброй традицией становится посещение высокими представителями Российского государства во время их визитов в зарубежные страны приходов Московского патриархата. Президент Д.А.Медведев, председатель правительства В.В.Путин и министр иностранных дел С.В.Лавров в ходе зарубежных поездок стараются найти время для посещения русских храмов и православных святынь. Знаю, что в ноябре 2010 года Сергей Викторович посетил приход блаженной Ксении Петербургской в Нюрнберге. Каждое такое посещение становится красноречивым свидетельством о новой России для зарубежных коллег и в целом международного сообщества.

Поддержка загранучреждений Русской церкви - это еще и поддержка русского присутствия в зарубежных странах. Расширению такого присутствия способствует практика открытия новых приходов в странах, где увеличивается число наших соотечественников. Особо хочется отметить замечательный пример доброго сотрудничества церкви и государства в создании будущего русского духовно-культурного центра с кафедральным храмом в Париже. Такой центр жизненно необходим не только представителям современной русской православной диаспоры, но и многим эмигрантам первой и второй волны.

Особая роль православия в Русском мире предполагает установление и развитие тесного сотрудничества России с православным миром, который в цивилизационном отношении является для нас наиболее близким. В течение нескольких столетий, за исключением советского периода, Россия выступала покровительницей и защитницей православных народов, что было связано с потерей ими политической независимости и угнетением со стороны инославных и иноверных властей. Сегодня ситуация иная, хотя православные страны так и не сформировали своего интеграционного объединения, в отличие от западных или исламских стран. Перспектива такого объединения на сегодня не просматривается, хотя взаимодействие в деле сохранения православного наследия во всех областях жизни может стать важной задачей как на региональном, так и на глобальном уровнях для стран православной традиции. Мне представляется важным поддерживать деятельность, ведущуюся в этом направлении Межпарламентской ассамблеей православия, Фондом Святого апостола Андрея Первозванного и другими организациями.

Немаловажно поддержание церковных связей с древними православными патриархатами Ближнего Востока, существующими в непростой этнорелигиозной обстановке. В программы моих визитов к братским древним патриархатам включаются встречи с лидерами неправославных и мусульманских общин, с политическим руководством стран.

На протяжении всей истории югославского кризиса Русская православная церковь и Российское государство оказывали поддержку нашим сербским братьям и их позиции по ряду важных вопросов, в том числе по вопросу о статусе Косова и Метохии. Священноначалие Сербской православной церкви неоднократно выражало нам глубокую признательность за эту поддержку. С сожалением приходится констатировать, что косовская проблема обретает новую остроту. В августе 2010 года командование KFOR выступило с официальным заявлением о сокращении численности международного миротворческого контингента в Косове и Метохии и начале постепенного процесса передачи находящихся там древних монастырей под охрану местной полиции. Русская православная церковь разделяет неоднократно выражавшуюся в связи с этим озабоченность сербского православного духовенства. Считаем, что этот шаг может воспрепятствовать огласке фактов ограничения религиозной свободы православных верующих в Косове и Метохии. Существует опасение, что полиция Косова, набранная из числа местного албанского населения, не сможет дать убедительных гарантий сохранности находящихся в этом крае великих памятников церковного зодчества и обеспечить безопасность сербов, проживающих в Косове.

Русская православная церковь приветствует принятое правительством Российской Федерации решение об участии нашей страны в восстановлении святынь Косова и Метохии. В Сербской православной церкви это решение было воспринято с благодарностью. Однако проблема Косова и Метохии не исчерпывается сохранением памятников архитектуры. Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН от 9 сентября 2010 года ставит также вопрос о судьбе сербского населения Косовской Митровицы, в защиту которого Русская православная церковь возвышает свой голос.

Защищая свою самобытность, Русский мир должен быть открыт к диалогу и сотрудничеству с другими цивилизациями мира, прежде всего с теми, чьи религиозные и культурные традиции в нем представлены. Задачей этого направления может быть выработка стыковочных узлов между нашей цивилизацией и другими цивилизациями.

Прежде всего жизненно необходимо определить отношения с Западом по вопросу о ценностях. При этом нужно помнить, что на Западе есть как сторонники либеральных ценностей, так и представители традиционных религиозных конфессий. Союзников и общий язык мы стремимся искать в католической среде, а также среди консервативно настроенных протестантов. Традиционные христианские круги Запада озабочены теми же проблемами, что и русские православные: агрессивной секуляризацией, глобализацией, размыванием семейных ценностей, подрывом норм традиционной морали. Мы вместе можем выступать против абортов, эвтаназии, медико-биологических экспериментов, несовместимых с нравственным принципом уважения человеческой личности.

Участвуя в ряде диалогов с католиками и протестантами, мы стараемся сегодня также выстраивать диалог с интеллектуалами, общественными деятелями, политиками, которые заявляют о своей приверженности христианской традиции. Нам представляется, что выработка комплекса отношений с инославными конфессиями, а также со светскими христианскими кругами является наиболее правильным путем отношений с Западом.

В условиях, когда христианофобия и диффамация религии становятся реалиями европейской жизни, Россия могла бы стать площадкой для обсуждения подобных угроз, разработки совместных действий в противостоянии им. Это могли бы быть ежегодные встречи христианских политиков Россия - Запад. На таких встречах также могли бы обсуждаться темы мирового развития и выработка решений по совместному действию. У Русской церкви есть опыт диалога с Европейской народной партией, христианскими демократами Германии и других стран. Возможно, следует развивать контакты с общественно-политическими кругами США, опирающимися на христианские убеждения, а также постепенно привлекать к такому диалогу политических и общественных деятелей из Центральной и Восточной Европы.

Сегодня требуются не только усилия церкви, но и совместные усилия различных государств для защиты христианского наследия в Европе. Реальным вкладом России в дело защиты христианского наследия Европы стало ее выступление в качестве третьей стороны в поддержку апелляции правительства Итальянской Республики в Большую палату суда по делу «Лаутси против Италии». Хотел бы поздравить наших дипломатов с этим событием, потому что оно изменило у некоторых сил в Европе представление о России в положительную сторону. Еще одним примером способности вместе защищать традиционные европейские ценности стало принятие в октябре 2010 года резолюции ПАСЕ «Право на отказ по соображениям совести в рамках предоставления медицинских услуг», которая подтвердила право врачей на отказ от совершения ряда медицинских процедур, прежде всего абортов, по религиозным соображениям.

Важным направлением межцивилизационного диалога являются отношения с исламским миром. Ислам - это вторая по значимости религия в Русском мире. Очень важными являются отношения мусульман с их единоверцами за рубежом. Для России также существенно, чтобы диалог с зарубежным исламским миром вела и Русская церковь как религиозная община большинства, которая во многом определяет цивилизационное лицо страны. Диалог с исламским миром от лица России без участия Православной церкви будет неполноценным. Уже 15 лет мы развиваем взаимодействие с мусульманской общиной Ирана: в октябре 2010 года с участием церковной делегации в Тегеране прошло очередное, седьмое по счету, заседание комиссии «Православие - ислам». В настоящее время наша церковь налаживает диалог с мусульманскими общинами Турции, Катара, Индонезии и других исламских стран.

Важнейшим соседом и партнером Русского мира является Китай. Сегодня можно констатировать позитивное развитие российско-китайских связей в религиозной сфере. Подписаны меморандумы о взаимопонимании между Государственным управлением КНР по делам религий и Советом по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации о порядке взаимодействия. К празднованию в минувшем году 325-летия православия в Китае издана книга, описывающая зарождение и формирование православной культуры в этой стране.

Развитие духовных связей между Россией и Японией в условиях существующей напряженности может оказаться значимым фактором ее разрядки. Хорошо бы совместить в 2011 году открытие фестиваля русской культуры в Японии с церковными торжествами в Хакодатэ по случаю 150-летия прибытия равноапостольного Николая в Японию. В праздновании же 100-летия со дня его блаженной кончины в 2012 году я предполагаю принять личное участие.

Значительным успехом стало развитие присутствия Русской церкви в Северной Корее. Однако до сих пор недостаточно присутствие русской традиции в Сеуле, столице Южной Кореи, где исторически находилась Русская духовная миссия. Эта традиция представлена очень скромно в рамках Константинопольского патриархата, который выделил небольшое помещение под русский храм Преподобного Максима Грека.

Сегодня происходит сближение со странами Латинской Америки. Одним из запоминающихся событий стали Дни России, прошедшие в регионе в октябре-ноябре 2008 года при активном участии Русской православной церкви. Латиноамериканские государства озабочены темой социальной справедливости и равенства, выступают за многополярное мировое устройство. Многие из них проявляют интерес к позиции Русской православной церкви по этим вопросам.

По всем направлениям диалога с другими цивилизациями Русская церковь пользуется различными контактами. Расширяя связи с правительствами и политическими силами иностранных государств, мы стремимся обеспечить постоянное присутствие религиозного измерения в мировом общественно-политическом пространстве, довести до внешнеполитических партнеров позиции Московского патриархата по нравственным проблемам современности. Полагаю, что знакомство зарубежной элиты с жизнью и социальными взглядами Русской церкви способствует укреплению международного авторитета стран Русского мира. С удовлетворением отмечаю участие Русской церкви в разработке программы Дней России в различных странах, хотя есть и резервы для улучшения качества взаимодействия и партнерства.

Церковь ясно осознает и реализует потенциал диалога с общественными и политическими институтами зарубежных стран. У нас сложились доверительные и конструктивные отношения с общественными деятелями Германии, Италии и Польши в рамках форумов-диалогов по линии гражданских обществ. В этом году начат диалог с корейским обществом в рамках форума «Диалог Россия - Республика Корея», а также подготовка российско-турецкого форума общественности.

В глобальном мире существует проблема не только отношений с другими цивилизациями и культурами, но и формирования комплекса норм и правил, по которым организуется международное общение. В ходе этого процесса возникает проблема соотношения универсальности и самобытности. При формулировании ценностного базиса Русского мира мы подчеркиваем, что говорим о нашем общем опыте переживания и воплощения именно универсальных ценностей. Это принципиальный вопрос. Ценности, которые мною перечислены как ценности Русского мира, может признать человек с любого континента. Однако у каждой цивилизации есть свой опыт их осмысления и воплощения, свои символы их выражения. Конечно, Московский Кремль и Киево-Печерскую Лавру может ценить и русский, и украинец, и немец, но наши люди испытывают особые чувства по отношению к этим памятникам. Именно эту самобытность, заключающуюся в уникальном опыте осмысления универсальных ценностей, нам необходимо формулировать и отстаивать. При этом я имею в виду не только построение интеллектуальных конструкций, но и их связь с позитивными реалиями нашей жизни.

России, как и всему Русскому миру, необходимо осознавать свою миссию, с которой она обращается к остальному миру. США формулируют свою миссию как несение свободы. Допускаю, что преимущественная миссия России могла бы определяться как отстаивание правды в мире. Русское слово «правда» включает понятия истины, справедливости, праведности. Эта идея ясна каждому человеку - от простого труженика до высокопоставленного руководителя. В ней заключаются и стремление к религиозной истине, и поиск научной истины, и социальная справедливость, и неприятие двойных стандартов, и нравственное совершенствование.

Убежден, что в нынешних условиях эффективной формой сближения международных субъектов, выстраивания между ними качественно новых отношений может стать обретение обновленной ценностной платформы, которая является основой глобального развития. В связи с этим Россия и весь Русский мир могли бы выступить с идеей защиты универсальных фундаментальных ценностей, близких для людей различных культур. Эта тема требует серьезной проработки, дефиниций, переговоров. И в этом важную роль должны играть религиозные общины как активные сторонники поддержания ценностного начала в жизни личности и общества.

Содействие реализации такой задачи не под силу одной религиозной общине. Для того чтобы религиозные организации могли объединить свои усилия в диалоге с международными структурами и отдельными странами, необходимо создавать новые межрелигиозные инициативы и научиться пользоваться уже существующими. Московский патриархат имеет богатый опыт развития межрелигиозного диалога. Не меньшее значение мы придаем развитию взаимодействия с религиозными общинами Европы, в частности, участвуя в мероприятиях по линии Европейского совета религиозных лидеров.

Россия и некоторые другие страны Русского мира представляют собой яркий пример мирного существования самых разных религиозных общин. Сегодня, к сожалению, Россия не стоит в числе стран, которые активно используют межрелигиозный фактор для своего международного позиционирования. Отмечу, что Турция, например, будучи светским государством, вкладывает немалые средства в реализацию межрелигиозных проектов на своей территории и вне ее. Это дает возможность турецкому государству выступить участником межцивилизационного диалога, подняться на европейский и мировой уровни. Первым опытом активизации усилий с нашей стороны в последние годы стал Всемирный саммит религиозных лидеров, который состоялся в 2006 году в Москве. Он был организован Русской церковью в соработничестве с государством. Эффект саммита оказался настолько мощным, что стало уже традицией проводить подобные саммиты накануне встреч «Большой восьмерки» и «Большой двадцатки» в странах, где эти встречи проходят.

Русская церковь предлагает наладить контакты международных организаций с религиозными общинами мира через создание механизма взаимодействия религиозных лидеров с ЮНЕСКО. Деятельность группы религиозных лидеров высокого уровня в партнерстве с ЮНЕСКО уже получила развитие, и мы надеемся на ее дальнейшее продвижение.

Знаковым событием в сфере диалога религиозных общин с международными организациями мы считаем проведение в Женеве семинара «Поощрение прав человека через лучшее понимание традиционных ценностей человечества». Это мероприятие стало важным шагом в организации международной дискуссии о правах человека с участием традиционных религиозных общин. Надеюсь, что российская дипломатия, взаимодействуя с Русской православной церковью, сможет эффективно продолжить этот процесс. Его целью является ликвидация либеральной монополии на понимание и трактовку свободы человека, которая приводит человечество в состояние усугубляющегося морального кризиса. Наглядными его проявлениями мы считаем разрушение семейных ценностей, легализацию проституции, наркомании и гомосексуализма. Здесь я бы хотел призвать к отказу от выполнения таких международных обязательств Российской Федерации, которые угрожают моральному благополучию общества. Пример тому - недавнее решение Европейского суда по правам человека, которое присуждает материальную компенсацию организаторам гей-парадов в Москве.

Русская церковь считает тему соотношения прав человека и традиционных ценностей важным элементом содержательного наполнения внешней политики Российской Федерации. В связи с этим важно поддержать инициативу Постоянного представительства России в Женеве провести представительную международную конференцию о соотношении прав человека и традиционных ценностей в Москве. В свою очередь, мы вынесли эту тему в повестку дня Европейского совета религиозных лидеров, заседание которого состоится в июне 2011 года в Москве.

Переходя к завершающей части своего выступления, хотел бы отметить, что сегодня религиозный фактор играет важную роль во внешней политике зарубежных стран, а также в международных отношениях. Системное совместное осмысление этой реальности осуществляется на площадке Рабочей группы Русской православной церкви и Министерства иностранных дел России, которая действует уже на протяжении более семи лет. Группа зарекомендовала себя в качестве действенного механизма сотрудничества, способствуя реализации важных церковно-общественных и церковно-государственных инициатив в международной сфере. Полагаю целесообразным сохранять и всячески укреплять этот механизм соработничества.

В заключение хотел бы пожелать вам, уважаемый Сергей Викторович, членам Коллегии Министерства иностранных дел и всем труженикам дипломатической службы успехов в трудах на благо нашего Отечества и всего Русского мира. Новых побед вам в новом году!

 

От редакции

29 декабря 2010 года в Большом особняке МИД на Спиридоновке состоялась встреча членов Коллегии МИД России с Патриархом Московским и всея Руси Кириллом, в ходе которой обсуждались вопросы межцивилизационного и межкультурного сотрудничества в контексте возрастающей роли религиозного фактора в международных отношениях.

На заседании выступили министр иностранных дел С.В. Лавров и Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

По завершении официальной части мероприятия предстоятель РПЦ вручил министру орден Святого благоверного князя Даниила Московского I степени.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати