ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Специальная военная операция на Украине и будущее постсоветского пространства

17:06 29.03.2022 • Марк Ядрихинский, журналист

Специальная военная операция России на Украине, начавшаяся 24 февраля 2022, вызвала тектонические сдвиги на международной арене и, в зависимости от ее итогов, приведет либо к смене, либо к резкому изменению современного мирового порядка, о чем говорят, и российские, и американские, и европейские, и азиатские политики и лидеры.

В данной заметке будет показано влияние российско-украинского конфликта на постсоветское пространство и прогноз его состояния в новых условиях.

Многовекторность и нейтралитет, как основы внешней политики

Попытки стран Запада склонить на свою сторону страны постсоветского пространства оказались провальными: если поддержали антироссийскую резолюцию Генассамблеи ООН ES-11/1, не считая стран Прибалтики и Украины, только Грузия и Молдавия, то экономические санкции против России были введены только вышеупомянутыми Украиной и Прибалтикой. Таким образом, оказалась в очередной раз подтверждена воля стран региона к нейтралитету и приоритетное развитие отношений со всеми государствами-партнерами. Кроме того, в глазах большинства стран постсоветского пространства Россия остается главным партнером и гарантом стабильности, что позволяет сохранить экономическое и политическое сотрудничество, вопреки усилиям Запада.

Экономику региона ждут непростые времена

Российская спецоперация вызвала яростное сопротивление Запада. Так как о военном столкновении речи не идет, в ход пошли широкомасштабные экономические санкции, направленные на подрыв экономики России. Также санкциям подверглась и Белоруссия.

Хотя апокалиптические заявления американских официальных лиц о ‘’разрушении’’ российской экономики не подтверждаются, тем не менее, влияние санкций окажется ощутимым: из-за разрыва экономических цепочек, резкого снижения поставок оборудования и техники из-за рубежа. Сокращение деловой активности в РФ резко снизит необходимость в трудовых мигрантах из-за рубежа, что в первую очередь ударит по среднеазиатским странам. Следует также иметь в виду, что значительную часть своего сырья Казахстан поставляет своим заграничным потребителям через российскую территорию, используя российскую транспортную инфраструктуру.

Будущее региональных организаций под вопросом

Российско-украинский конфликт в очередной раз показал бесполезность СНГ, как организации, призванной регулировать отношения между странами-участниками. Также фактически мертвы прозападные организации вроде ГУАМ и Содружества Демократического Выбора. Вопрос участия ОДКБ в украинском конфликте дискуссионен. Скептические оценки возможности реального, а не декларативного функционирования организации были поколеблены эффективной январской миротворческой операцией в Казахстане. С другой стороны, главной силой в ОДКБ остается Россия, войска которой и так участвуют в операции на Украине, дополнительных же сил пока не требуется. Необходимо также учесть нейтральную позицию практически всех участников организации (кроме Белоруссии), потому участие ОДКБ на Украине крайне маловероятно. Таким образом, государства постсоветского пространства предпочитают опираться на двусторонние договоренности, нежели использовать механизмы многосторонних организаций.

Что ждет евразийскую интеграцию?

Несомненно, главнейшей и наиболее успешной из организаций постсоветского пространства является ЕАЭС. Необходимо отметить, что несмотря на успехи в интеграции (создание общих рынков, унификация законодательств и т.д.) и рост экономического сотрудничества, евразийская интеграция все еще занимает второстепенное положение для стран-участников, которые гораздо активнее торгуют и инвестируют с другими странами, нежели чем с друг другом. Резкое сворачивание экономического сотрудничества Запада с Россией представляет как угрозы, так и возможности для евразийской интеграции. Экономики стран-членов ЕАЭС в значительной степени зависят от поставок техники и оборудования из стран Запада. Таким образом, возникла необходимость, как переориентации экономического сотрудничества с Запада на развивающиеся страны, так и резкой интенсификации процессов импортозамещения, где механизмы интеграции окажутся весьма кстати. РФ, как крупнейшая экономика ЕАЭС, оказывает синергетический эффект на прочие экономики стран-участников, потому на повестке дня должна лежать резкая интенсификация процессов интеграции внутри евразийского блока. Ключевым вопросом, который должен быть решен, является обеспечение единой экономической политики евразийского интеграционного блока. Учитывая, что по прогнозу ЦБ РФ в долгосрочной перспективе российская экономика будет расти всего на 1% в год, очевидно, что именно в рамках евразийской интеграции можно добиться большего экономического роста.

Возвращение России как главного субъекта на постсоветском пространстве?

После ‘’добровольного’’ ухода России с постсоветского пространства в 1990-е начался долгий процесс восстановления ее роли, как главного актора на постсоветском пространстве. Совершенно очевидно, что нынешняя Украина является западным прокси для организации ‘’гибридной’’ войны против РФ. Потому именно результаты нынешней войны определят положение государств-субъектов на постсоветском пространстве. Практически очевидная победа России на Украине будет означать крах политики коллективного Запада в данном регионе и именно Москва станет безоговорочным гегемоном и регулятором, а руководства прочих постсоветских стран откажутся от явно про-западной, а в отдельных случаях и провокационной политики, хотя и сохранят приверженность многовекторности,  возможности которых сократятся. Также очевидно усиление влияние и роли Китая на постсоветском пространстве: уже до российско-украинского конфликта китайский бизнес занимал значимое положение на рынках государств бывшего СССР, особенно в Средней Азии: в некоторых из них КНР заняла первое место среди торговых партнеров и инвесторов, обогнав РФ. Учитывая значительную поддержку России, Пекин вправе считать, что Москва будет сравнительно благосклонно смотреть на его усиление на пространстве бывшего СССР. Наконец, в условиях антироссийских санкций Китай поможет РФ компенсировать потери, поставляя необходимую технику и оборудование, а также прорвать экономическую изоляцию России через собственные масштабные экономические инициативы типа Нового шелкового пути (BRI).

 

ИСТОЧНИКИ

https://ru.wikipedia.org/wiki/Международная_реакция_на_вторжение_России_на_Украину_в_2022_году

https://www.rbc.ru/economics/10/03/2022/622a1c289a7947821fa7a5e2

https://www.kommersant.ru/doc/5260510

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати