ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Игорь Сикорский

11:35 15.09.2021 • Даниил Денисов, журналист

«Мировой рекорд! В воздухе 16 человек! И собака!» – надрывались мальчишки-газетчики. Жители Российской империи нетерпеливо выхватывали листки и читали сенсационную новость: 12 февраля 1914 года самолет «Илья Муромец», построенный Игорем Сикорским, установил даже два мировых рекорда – во-первых, взлетел с максимальным количеством пассажиров, во-вторых, поднялся в воздух с невиданной доселе общей массой груза (1290 кг).

Создатель «Ильи Муромца» - Игорь Сикорский родился в Киеве в 1889 году в семье Ивана Сикорского и Марии Темрюк-Черкасовой. Отец многие годы трудился на благо России, давал бесплатные консультации в лечебнице для больных детей, был председателем Комитета помощи студентам, возглавлял Юго-Западное Общество трезвости. Профессор Сикорский собрал колоссальную библиотеку медицинской литературы, которую впоследствии завещал Киевскому университету. Мать будущего конструктора имела медицинское образование. Она посвятила себя семье.

Из-за революционных событий Игорь Сикорский не получил законченного высшего образования (хотя приобретал знания в Петербурге, в Париже, в Киеве — в Политехническом институте, где, впрочем, считают его своим выпускником). Но и без дипломов уже тогда всем было ясно, что он настоящий гений.

Интерес И. Сикорского к авиации поддержал создатель отечественной научной авиационной школы, член-корреспондент императорской Академии наук, всемирно известный Николай Жуковский. Игорь, тогда ещё совсем молодой студент, находился с ним в переписке. А уже в 1910 году Сикорский вместе со своим товарищем - Былинкиным построил самолёт, поднявшийся в воздух.

На успехи конструктора обратили внимание военные, предложившие Сикорскому принять участие в манёврах. Шёл 1911-й год, 22-летний авиатор сам управлял аэропланом и справился с задачами в рамках учений. На этот факт обратил внимание Николай II. Император встретился с молодым инженером и лично с ним побеседовал.

В дальнейшем Сикорский на своём самолёте успешно участвовал в авиационных конкурсах, побеждая именитых пилотов. Вся страна узнала его имя. В России появился новый одарённый авиатор, создавший машину, не только не уступающую лучшим мировым образцам, но и нередко побеждающий лётчиков, управлявших иностранными аэропланами. А в 1912 году Сикорский стал главным конструктором авиационного отдела акционерного общества «Русско-Балтийский вагонный завод».

Его аэроплан собственной конструкции поднялся в небо Российской империи третьим по счету, что навеки вписало имя авиатора в отечественную историю. Построенные им потом самолеты были настолько заметны, что в возрасте 23 (!) инженер был приглашен на завод «Руссо-Балт» в Петербург для основания авиационной промышленности.

Вклад Игоря Сикорского в авиационную индустрию империи невозможно переоценить: им разработаны первые в мире многомоторные самолёты «Русский витязь» и «Илья Муромец», лёгкие истребители, морской разведчик, вообще создан «весь ассортимент боевой авиации».

Россия на всем протяжении Первой мировой войны была единственной среди союзников и противников державой, которая подняла в воздух тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик собственной конструкции, имевший мощнейшее вооружение, приличную скорость, непревзойденную бомбовую загрузку и живучесть, а кроме того способность осуществлять глубокую разведку и бомбардировку тыла врага, выполнять дневные и продолжительные ночные полёты.

В 1918 году Игорь Сикорский покинул революционный Петроград, где ему как «другу царя» грозила реальная опасность. Дальнейшая его работа протекала в Америке, где «начиная с Эйзенхауэра, вертолетами Сикорского начали пользоваться все президенты США».

«Уверен, что Сикорский всегда будет вдохновлять новых украинских изобретателей не только в Киевской политехнике, которая носит его имя, но и по всей Украине, которая ежегодно обогащает мир новыми талантами», — написал Зеленский в своём аккаунте в Facebook в день 130-летия со дня рождения «отца вертолётов» 25 мая 2019 года. 

Но стоит отметить, что сам авиаконструктор никогда не считал себя украинцем: Киев времен его детства и юности был русским городом. И в вынужденной эмиграции Сикорский был ярым монархистом и русским националистом, мечтал о возрождении Российской империи, сотрудничал в газетах под говорящими названиями «Державная Русь» и «Воскресение России», был членом Российского политического комитета, Пушкинского общества и Толстовского фонда, спонсором множества русских эмигрантских организаций — и культурных, и общественно-политических».

Американский период конструкторской деятельности Игоря Ивановича тщательно описан и известен. Здесь он воплотил свою мечту, создавая самолёты-амфибии и вертолёты, которые долгое время считались лучшими в мире.

Сикорского помнили в СССР, «признавая, что лучший вертолётостроитель мира родом из России». В 1979 году «Мосфильм» даже снял художественно-биографический фильм «Поэма о крыльях» о Сикорском и Туполеве, где первого сыграл Юрий Яковлев, а второго Вячеслав Стржельчик.

Возвращение имени произошло уже после развала Союза. И было совершенно естественным, что имя Игоря Ивановича ценили в Киеве, где появилась улица Сикорского, была выпущена монета, а Политехнический институт и аэропорт получили имя конструктора и выпускника, а еще и памятник, который открывал, в том числе, и экс-мэр Нью-Йорка Рудольф Джулиани.

Кстати, благодарные американцы выразили готовность профинансировать реставрацию разрушающегося киевского дома Сикорских…

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати