ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

Может ли детский театр сблизить страны и народы всего мира?

19:59 08.06.2019 • Инна Яникеева, аспирант МГИМО МИД России

Фото автора

В начале июня состоялась поездка представителей Сообщества жён российских дипломатов и детского музыкального театра «Город Мастеров» в подшефный МИД России детский дом им.Г.В.Чичерина, который находится в селе Караул, в Тамбовской области. Поездка не оставила никого равнодушным, вызвала сильные эмоции у каждого. По итогам поездки режиссер и художественный руководитель Детского музыкального театра «Город Мастеров» Светлана Мехтиева ответила на вопросы журнала «Международная жизнь».

«Международная жизнь»: Светлана Михайловна, в начале июня состоялась поездка детского музыкального театра «Город Мастеров» в подшефный МИД России Центр поддержки семьи и помощи детям им. Г.В.Чичерина, организованная Сообществом жён российских дипломатов при поддержке МИД России, Управления Делами МИД России, Совета молодых дипломатов МИД России, при информационной поддержке журнала «Международная жизнь». Какие впечатления, мысли, эмоции вызвала у Вас поездка?

Светлана Мехтиева: Я хотела бы начать с того, что этот детский дом – то место, где принимают обездоленных, несчастных, познавших большую боль и горечь жизни, детей. У меня есть опыт подобных поездок в 90-е годы, когда сложилась трагическая, безысходная ситуация. Сейчас она немного изменилась.

Во время поездки мы встретились, пообщались с воспитанниками Центра, увидели реальную заботу о них, поддержку, помощь, прекрасные условия проживания, воспитания детей. Встреча с воспитанниками детского дома прошла прекрасно. Наши ребята подружились. Мы увидели великолепный концерт, подготовленный талантливыми детьми – воспитанниками Центра. Мы пригласили их на наш юбилей. С радостью будем ждать новой встречи.

Для меня, как для педагога, ценно также и то, что именно со средней группой, которую мы привезли сейчас, ранее в нашем театре поставили спектакль о брошенных кошках «Брысь, или История одного подвала». Когда мы работали над спектаклем, я осознавала, что дети, имеющие все в своей жизни – родительскую любовь, неограниченные возможности – не очень понимают эту тему, им сложно воспринять, что такое обездоленность даже через роль животных, что уж говорить о людях. После того как мы все вместе побывали здесь, я поняла, как в следующем сезоне, который начнется 1 сентября, достучаться до детских сердец и душ, чтобы они не росли эгоистичными, а были открыты к чужой боли, несчастью, чтобы не были равнодушны. Это самое главное. Для меня, учитывая 45 лет стажа работы с детьми, это бесценный опыт.

Фото автора

«Международная жизнь»: Вы могли бы рассказать подробнее о Вашем театре?

Светлана Мехтиева: В 2019 году детскому музыкальному театру «Город Мастеров» исполняется 30 лет. В честь этого 20 октября будет организован большой концерт.

Для детского творческого коллектива это значительная дата. На протяжении 30 лет у театра была богатая, насыщенная творческая жизнь. Нашей основной деятельностью является не только постановка спектаклей, но и поездки по России и в другие страны, организация проектов, таких как фестивали детского творчества. В нашей театральной жизни также есть страница, которая несет в себе не просто воспитательное, но глубокое нравственное значение, поскольку детский театр – это не только зрелище, но, прежде всего, организация среды, в которой ребенок взрослеет и познает жизнь, социализируется, нравственно воспитывается. Одним из примеров является состоявшаяся поездка в детский дом им. Г.В.Чичерина.

«Международная жизнь»: Расскажите, пожалуйста, подробнее о международных проектах, которые организовывает театр, и в которых он участвует.

Светлана Мехтиева: Наш театр ежегодно выезжает на международные фестивали, не говоря уже о регулярных поездках по России. География наших поездок обширна. Мы уже побывали в Беларуси, Венгрии, Германии, США, Турции, Финляндии, Франции, Швейцарии. Например, одни из наших первых гастролей, когда мы еще не имели большого опыта заграничных поездок, состоялись в США – в Вашингтоне, а также в штате Индиана. Для нас это было открытие нового мира.

В некоторых странах мы побывали несколько раз, например, в Турции  Финляндии и Швейцарии.

Хочется рассказать отдельно о фестивале в Швейцарии «Мир глазами детей» в городах Лозанне и Монтрё. Специально для этого фестиваля был создан в нашем театре музыкальный спектакль «Гурмандина и Великан» по сказке швейцарской писательницы Эдит Ножель. Фестиваль был организован при поддержке почетного консульства России в Лозанне. Участниками фестиваля были не только дети из России, но и русскоговорящие дети, живущие в Швейцарии. Была подготовлена совместная концертная программа, организована выставка художественных работ, издана книга сказок Эдит Ножель на французском и русском языках, иллюстрированная работами учеников Лозаннской школы Арт-Этюд и детской художественной школы города Протвино, показаны спектакли ДМТ «Город Мастеров» «Гурмандина и Великан» и «Брысь, или История одного подвала». Подобные творческие фестивали, направленные на узнавание культур разных стран, помогают ребятам лучше понимать друг друга.

«Международная жизнь»: Как зарубежная аудитория воспринимает спектакли театра «Город Мастеров» на русском языке? Присутствует ли «языковой барьер»?

Светлана Мехтиева: Зарубежная аудитория принимает наспрекрасно! Я с особой теплотой вспоминаю поездки в Турцию (1993 и 2004 года), когда дети жили неделю в местных семьях на протяжении фестиваля. Это был крупнейший международный фестиваль, который проводился ежегодно по заветам первого турецкого президента Мустафы Кемаля Ататюрка, завещавшего организовывать международный детский фестиваль. Были представлены 18 стран мира.

После этого мероприятия я обратилась в Комитет по делам семьи и молодёжи с предложением об организации подобного мероприятия в Москве. И, к великому счастью, нашла там поддержку и понимание. Это был крупнейший фестиваль детского творчества, не имеющий аналогов до сих пор. И назывался он, также как и наш театр – «Город Мастеров», не только потому, что основным творческим ядром стали преподаватели, работающие  в тот момент в театре, но и потому, что это название в полной мере отражало основную идею фестиваля – создание города детства, города творчества, города, в котором  осуществлялись бы детские мечты.   

Фестиваль был уникальный: первый объединил порядка 50 коллективов Москвы и Московской области, второй – 150 коллективов (это был уже не московский, а общероссийский фестиваль), а третий – 450 коллективов. 5 тысяч детей приехали в Москву, в частности, из Беларуси, Италии, Китая. Лучшие сценические площадки Москвы открыли свои двери для детей творческих коллективов.

Цирк Никулина, Московский художественный академический театр, Московский государственный академический детский музыкальный театр имени Н.И.Сац, Центральный академический театр Российской армии, КЦ «Россия» и другие знаменитые организации стали площадками для проведения мероприятий фестиваля. На протяжении 10 дней там царил праздник детства. Для каждого творческого направления был определен свой день на профессиональных площадках. Таким образом, международный опыт способствовал организации этого фестиваля.

Что касается «языкового барьера», мы его не ощущаем, ведь мы ставим музыкальные сказки, а язык музыки является международным, сказочные образы понятны и узнаваемы всеми.

Фото автора

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати