ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Австралия сделала свой выбор

22:47 25.05.2019 • Артём Гарин, сотрудник ИВ РАН

Фото: www.timesofisrael.com

В Австралии состоялись всеобщие выборы. Вопреки ожиданиям экспертов и социологическим опросам победу одержала Либеральная партия Австралии (ЛПА) во главе с действующим премьер-министром Скоттом Моррисоном. Череда событий, происходящих после выборов поражает. Неужели и последующие три года пройдут в схожем динамичном ключе?

 
Исход выборов

Всеобщие выборы в Австралии состоялись в минувшую субботу, 18 мая. Примечательно, что выборы стали первыми после событий двойного роспуска Парламента Австралии в 2016 году. Экспертов и избирателей тревожило множество вопросов, в том числе и противостояние ЛПА во главе с премьер-министром Австралии Скоттом Моррисоном и Австралийской либеральной партией (АЛП) во главе с Биллом Шортеном. Необходимо заметить, что Либерально-национальная коалиция (Коалиция между ЛПА и Национальной партии Австралии) идет на третий срок управления государством.

Источник: https://twitter.com/LiberalAus/status/1129757868692058113

Выборы 2019 года действительно можно назвать особенными, ведь более двух лет ЛНК значительно уступала лейбористам, согласно социальным опросам. Некоторые эксперты предрекали «черед лейбористов» в управлении Австралией, но всё ситуация обернулась совершенно иначе, даже учитывая подорванные позиции ЛНК после отстранения экс-премьера М. Тернбулла.

 

Основной упор кандидаты делали как на экономические, миграционные аспекты, но особое место в предвыборной повестке дня заняло и изменение климата, что неудивительно.Так, лето 2018 г. стало самым жарким за всю историю Австралии, да и сама страна пережила разрушительные наводнения, лесные пожары, циклоны и сильную засуху. Так или иначе, многие эксперты предрекали становление проблемы изменения климата как ключевой.

В предвыборной кампании С. Моррисон сконцентрировался на экономическом Австралии, в то время как Б.Шортен сделал упор на решение проблем, связанных с изменением климата[1], модернизацией медицинской программы Medicare и возвращению к усилению государственного вмешательства в экономику.

Как только общественности стало ясно, что победу одержал С. Моррисон и стал 31-м по счету премьер-министром страны, лидер АЛП Б. Шортен признал свое поражение и заявил об уходе в с поста лидера лейбористской партии, которую он возглавлял в течение шести лет. Но и здесь есть один нюанс – Б. Шортен остается в Парламенте.

 
Почему проиграл Б. Шортен?

Учитывая последние данные Австралийской электоральной комиссии, австралийцы сделали выбор в пользу экономической инициативы С. Моррисона. Остается разобраться в нюансах предвыборной кампании и инициатив уже экс-лидера АЛП.

 

Источник: https://twitter.com/LiberalAus/status/1129626418294378496

Согласно официальной программе лейбористов «Labor’s Fair Go Action Plan», Б. Шортен планировал наладить финансирование школ и больниц, решить давнюю проблему c Medicare, а также инвестировать в более дешевые и чистые возобновляемые источники энергии (ВИЭ). На самом деле, здесь сразу бросается в глаза пункт с Medicare. Действительно, среди австралийского населения не утихают споры о неравном материальном распределении по данной программе.  С ВИЭ ситуация обстоит иначе. Если брать в расчет момент прихода ЛНК к власти в 2013 году, то доля ВИЭ в производстве энергии Австралии увеличилась в два раза. Учитывая факт, что в настоящее время при ЛНК реализуются более 90 проектов, в которые было инвестировано $25,4 млрд[2], упреки в их адрес кажутся довольно специфичными.

Несмотря на лидирующие позиции АЛП в социологических опросах, к приближению выборов ситуация также коренным образом изменилась. Вполне возможно, что С. Моррисон просто-напросто смог перехватить пальму первенства у Б. Шортена, создав «элемент присутствия» в гораздо большей степени, чем его оппонент. Кроме того, что премьер-министр смог позиционировать майские выборы как выбор между собой и лидером АЛП.

Крайне примечателен проект Guardian по поиску возможного искажения фактов предвыборных обещаний австралийских кандидатов. В рассматриваемом случае стратегия ЛНК «everythingistax» стала наиболее характерным примером. «Несмотря на рекламу, которую ведет ЛПА, политика АЛП в отношении стандартизации выбросов и целей в отношении электромобилей не является налогом на автомобили»[3] в той мере, в какой это преподносится либералами. Рассматривая такого рода приемы, нельзя не упомянуть и о выступлениях АЛП против сокращения финансирования больниц Коалицией. Как отмечает Guardian, общее финансирование увеличилось, и здесь, аналогично, речь идет совершенно о другом.[4]

В свою очередь, случилось и событие, которое, как ожидалось, могло склонить чашу весов на сторону Б. Шортена. В минувшую среду (15 мая) один из основоположников интеграции в АТР, человек, выдвинувший во время визита в Южную Корею (1989 г.) инициативу о создании Форума Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества (АТЭС) и экс-премьер Австралии Боб Хоук, за день до своей смерти направил открытое письмо австралийцам. Послание экс-премьера гласило, что именно Б. Шортен «готов возглавить единую рабочую команду, чтобы внести свой вклад в процветающую, справедливую и экологически надежную Австралию».[5] Б. Хоук лестно отозвался и об окружении лидера АЛП, как об «опытной и талантливой команде».[6] Ожидаема была и критика опытного австралийского политика в адрес ЛНК. В своем послании Б. Хоук сетует на отсутствие стабильности в лагере Либеральной партии: «как я неоднократно говорил, когда был премьер-министром, если вы не можете управлять собой, вы не можете управлять страной» - резюмировал Б. Хоук. Безусловно, смерть народного героя Б. Хоука стала невосполнимой потерей для Австралии.

Видение внешней политики экс-лидера АЛП также привлекло внимание. Некоторые эксперты рассматривают его как кандидата, желающего более тесных связей с Китаем, а в СМИ мелькают заголовки из ряда «Bill Shorten Wants Australia to Embrace China. But at What Cost?»[7]. Действительно, подобные мнения подстегиваются самим Б. Шортеном и его риторикой, кардинально отличающейся от риторики либералов. Экс-лидер АЛП не раз выражал надежду на общее укрепление австралийско-китайского сотрудничества, а также упоминал о потенциальных связях на уровне инициативы «Один пояс – один путь» (ОПОП).[8] Стоит напомнить, что Австралия до сих пор настороженно относится к данной инициативе, в то время как её ближайший сосед – Новая Зеландия, практически сразу поддержала ОПОП. Заметно и особое отношение и к президенту США Д. Трампу. Например, в 2016 г. Б. Шортен назвал его «совершенно неподходящим лидером свободного мира».[9] В случае победы лейбористов, нелестные комментарии потенциального главы государства о Д. Трампе сыграли бы с ним злую шутку, спровоцировав довольно неловкую ситуацию. Данный факт также мог повлиять на выбор избирателей в пользу С. Моррисона, если учесть, что 76% австралийцев поддерживают альянс с Соединенными Штатами, несмотря на низкий уровень доверия к самому Д. Трампу.[10]

Рассматривая факторы, положительно повлиявшие на голоса лейбористов, стоит обратиться к статье профессора социологии из Технологического университета Сиднея Эндрю Якубовича «Election 2019: finally, the beginning of the end of White Australia?». Австралийский ученый отмечает, что этнические китайцы составляют «быстро растущий компонент среднего класса» Австралии. Вместе с тем, представители китайской диаспоры не разделяют антикитайских настроений, негативно реагируют на стереотипизированное восприятие, а также высоко оценивают достижения китайской промышленности, в том числе и Huawei. Стремлении Б. Шортена к более тесным связям с КНР также могло найти отклик в их голосах.

В любом случае, программу Б. Шортена нельзя назвать недостаточно проработанной, ведь за нее проголосовала значительная доля австралийцев. Большого уважения заслуживает стремление АЛП и Б. Шортена, в частности, в борьбе раком. Истории, рассказанные при поддержке экс-лидера лейбористов никого не оставят равнодушным и, стоит выразить надежду, что борьба с недугом будет продолжаться.

 

Скотт Моррисон и предвыборные обещания

В первые мгновения ознакомления с программой ЛПА практически сразу бросается в глаза осознание либеральной партией грядущих проблем. Безусловно, избирателем это может восприниматься как четкое понимание реальной картины мира и готовность решать актуальные проблемы.[11] Как и ожидалось, С. Моррисон решил сосредоточиться на внутриполитической повестке дня с привлечением молодого электората. Согласно предвыборной программе, ЛПА планируется создание 1, 25 млн. рабочих мест, из которых 250 тыс. как раз предназначены для молодежи.

Источник: https://twitter.com/LiberalAus/status/1129660392479715328

Вполне вероятно, что в скором времени С. Моррисон попытается утвердить пакет сокращения подоходного налога ЛНК. Ожидается, что налоговый пакет примет и Лейбористская партия. Особенно запомнилось высказывание лейбориста, сенатора от штата Южная Австралия и министра туризма, торговли и инвестиций Саймона Бирмингема о признании усилий оппонентов и стремлении лейбористов служить на благо австралийцев вне зависимости от разделения точки зрения ЛНК.

Источник: https://twitter.com/Birmo/status/1130321606322974720

Помимо вышеизложенного, либералы традиционно настроены на охрану государственных границ от нелегальных мигрантов, а также на предоставление налоговых льгот для малого бизнеса и семей.

 
Внешняя политика и новые вызовы

Электорат большинства государств с энтузиазмом воспринимает обещания об экономическом развитии. Так или иначе, несмотря на сосредоточение внимание на внутриполитической повестке дня, каждой стране приходится трансформировать некоторые аспекты внешней политики. Премьерский срок С. Моррисона наступил именно в момент растущей напряженности в АТР. Новый виток торгового противостояния между США и Китаем вынуждает Австралию лавировать между стратегическим союзником и главным торговым партнером. Этим событиям есть ряд объяснений. Во-первых, несмотря на общий рост мировой экономики, темпы её роста замедляются. Вероятно, что дальнейшая эскалация торгового конфликта может всё только усугубить. Во-вторых, эксперты предупреждают о негативных последствиях дальнейшего перехода от либерализации глобального рынка к протекционизму.

Источник: составлено автором на основе данных Департамента иностранных дел и торговли Австралии

Существует и противоположная точка зрения. По мнению старшего преподавателя Университета Сиднея, исследователя внешней политики США доктора Дэвида Смита, существуют опасения, что «если Соединенные Штаты заключат торговую сделку с Китаем, которая значительно увеличит экспорт в КНР, то Австралия может фактически проиграть, так как Китай в рамках сделки может начать покупать товары из США, которые ранее импортировал из других стран, включая нас».[12] Однако, уточняет эксперт, такого рода сделка «выглядит менее вероятной».[13] В целом, новоизбранный австралийский премьер-министр неоднократно положительно отзывался о Д.Трампе. По информации SBSNews, «оба лидера подтвердили исключительную важность давнего союза и дружбы между США и Австралией, и обязались продолжать тесное сотрудничество по общим приоритетам».[14]

Перейдем в другую плоскость австралийской внешней политики. Скотт Моррисон неоднократно заявлял об Австралии, как части южнотихоокеанской семьи. Можно утверждать, что здесь австралийский премьер-министр держит свое слово. Еще при вступлении в должность (2018 г.), С. Моррисон сразу принял в Австралии лидеров Соломоновых Островов, Папуа-Новой Гвинеи и Фиджи. Вместе с тем, премьер посетил Вануату и Фиджи в начале 2019 г. В австралийской Foreign Policy White Paper 2017 также говорится о «новом подходе» и «признании более амбициозного участия Австралии в жизни Южнотихоокеанского региона». Новоизбранному премьер-министру предстоит разрешить ряд задач для углубления интеграции государств юга Тихого океана. Вероятно, С. Моррисону предстоит провести серьезную работу по включению крупных тихоокеанских торговых партнеров Австралии, как Фиджи и Папуа—Новая Гвинея в The Pacific Agreement on Closer Economic Relations Plus (PACER-Plus), которые ранее отказались подписать данное соглашение. Кроме того, Австралии и в дальнейшем предстоит находиться в некоем состоянии напряженности и соперничества с КНР в стратегически важном для себя ЮТР. К примеру, во время открытия Форума тихоокеанских островов в сентябре 2018 г., произошел разлад между делегациями Науру[15] и Китаем, которого обвинили в «хулиганстве» и «создании большой суеты». В свою очередь, пресс-секретарь МИД КНР Hua Chunying заявила, что именно представители Науру повели себя «недипломатично».

Несмотря на то, что сторонам еще предстоит динамичный диалог, австралийское экономическое процветание, которого жаждет С. Моррисон, всё более тесно связано с КНР. Соответственно, по мере укрепления двусторонних связей Китая и Австралии, Поднебесная сможет оказывать большее влияние на принятие австралийским правительством политических решений. К довершению всего, эксперты заявляют о снижении влияния США в АТР. Как отмечает профессор стратегических исследований Австралийского Национального университета (АНУ) Хью Уайт в статье «Australia’s real choice about China», «Китай хочет процветающей и стабильной Азии с Пекином в своей основе, в то время как Австралия хочет стабильной, либеральной Азии, где власть сдерживается и уравновешивается[16]». Согласно мнению эксперта, целью Австралии должно стать «формирование регионального баланса сил», что «более благоприятно» для интересов страны. При любых обстоятельствах, С. Моррисону и Министерству иностранных дел и торговли во главе с г-жой Мэрис Пейн предстоит найти правильный выход из ряда противоречивых ситуаций.

Наконец, учитывая богатую на события историю российско-австралийских связей, стоит упомянуть о некоторых положительных моментах обеих держав. Несмотря на большую удаленность друг от друга, у государств могут возникнуть общие интересы в сфере построения сбалансированной и отвечающей нормам международного права архитектуры безопасности в АТР. Также можно утверждать, что нормативно-правовая база двусторонних отношений, переживала свой лучший период с 2001 – 2010 гг. Следует ожидать, что в российско-австралийских отношениях кардинальных изменений не произойдет. Даже беря во внимание тот факт, что стороны настроены на сотрудничество, отношениям между странами будет нелегко избегать разговоров об экономических санкциях и киберугрозе.[17] Австралия продолжит движение в фарватере политики Соединенных Штатов.

Внешнеэкономические связи России и Австралии далеки от тесного уровня взаимодействия и можно охарактеризовать их как скромные. Малый объем двусторонней торговли объясняется российской обеспеченностью минеральными и сельскохозяйственными ресурсами и схожестью экспортных продуктов с австралийскими. Помимо прочего, неудивительно, что торговые объемы пострадали в том числе и из-за экономических санкций.[18]

Источник: составлено автором на основе данных Департамента иностранных дел и торговли Австралии

Стоит выразить надежду на укрепление российско-австралийских отношений в будущем. Особую роль могут сыграть развитие гуманитарных и инфраструктурных связей, а также сближение обеих держав с КНР, Индией и государствами ЮВА.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[1] Проблема изменение климата традиционно занимает противоречивые позиции. Отстраненный от должности премьер-министр М. Тернбулл планировал сотрудничать с лейбористами для внедрения системы регулирования выбросов в окружающую среду. Многие из представителей ЛПА тогда были скептически настроены в отношении проблемы глобального потепления и опасались любой политики, способной подорвать позиции Австралии, как одного из крупнейших экспортеров природных ресурсов.

[2] https://www.cleanenergycouncil.org.au/resources/project-tracker

[3] https://www.theguardian.com/australia-news/datablog/2019/may/01/lies-trump-enthusiasts-and-car-parks-the-australian-election-campaign-waged-by-facebook-ads

[4] Там же

[5] http://www.ianmcauley.com/hawkelettter.png

[6] Там же.

[7] https://www.nytimes.com/2019/05/15/world/australia/bill-shorten.html

[8] https://www.theaustralian.com.au/national-affairs/state-politics/bill-shorten-defends-vic-labors-china-belt-and-road-initiative-deal/news-story/af83ac53b511a424d50fb0cba5bbf050

[9] https://www.smh.com.au/politics/federal/republican-nominee-donald-trump-entirely-unsuitable-to-be-president-bill-shorten-20161010-grz5hk.html

[10] https://www.lowyinstitute.org/publications/2018-lowy-institute-poll#sec35131

[11] https://www.liberal.org.au/our-plan

[12] https://www.news.com.au/finance/economy/world-economy/uschina-tariff-trade-war-threatens-to-destabilise-world-economy/news-story/a45acddd256a863f2aec495a8fa54e50

[13] Там же.

[14] https://www.sbs.com.au/news/donald-trump-praises-morrison-s-great-win

[15] Reuters отмечает, что Науру является «союзником […] Тайваня»

[16] https://www.aspistrategist.org.au/australias-real-choice-about-china/

[17] https://www.theguardian.com/technology/2018/oct/04/australian-pm-accuses-russian-military-of-hacking-us-democrats-emails

[18] До событий 2014 г. торговые отношения между Россией и Австралией развивались, в том числе благодаря австралийским поставкам урана в России. После вступления Крыма в состав РФ Австралия прекратила экспорт урана.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати