ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Россия и Беларусь: вместе все препятствия преодолимы

10:37 06.05.2019 • Инна Яникеева, аспирант МГИМО МИД России

Фото автора

В 1996 году Президенты России и Беларуси подписали договор «Об образовании Сообщества России и Белоруссии», который положил начало процессу интеграции двух государств. 8 декабря 1999 года был подписан договор «О создании Союзного государства России и Белоруссии».

Эксперты на разных площадках ведут активные дискуссии о проблемах и возможностях Союзного государства. Например, во время экспертного семинара «Россия и Беларусь: в поисках эффективной формулы союзничества в период геополитической турбулентности», организованного Российским советом по международным делам (РСМД) в партнерстве с экспертной инициативой «Минский диалог» и Центром поддержки и развития общественных инициатив «Креативная дипломатия».

Как отметил государственный секретарь Союзного государства России и Белоруссии, член РСМД Григорий Рапота, с одной стороны, на практике приоритетность темы отношений России с СНГ мало чем подтверждается. С другой стороны, Белоруссия не полностью использует те возможности, которые даёт Союзное государство, а также тот потенциал, который существует в Беларуси, с точки зрения развития торгово-экономических отношений. При этом, по словам эксперта, чтобы этим эффективнее воспользоваться, Белоруссии необходимо делать поправки в своей внешнеэкономической политике.

По мнению экспертов, одним из препятствий на пути к углублению интеграции между Россией и Белоруссией является неспособность двух государств выработать единое видение Союзного государства, а также превалирование национальных интересов каждой из стран над национальными интересами в рамках объединения.

Отношения между Москвой и Минском в Союзном государстве осложняются также и из-за деятельности некоторых СМИ. По мнению экспертов, конфронтационность, появляясь в медийном поле, а затем и в массовом сознании, может оказать негативное влияние на переговоры и будущее взаимоотношений между Россией и Белоруссией. Например, советник-посланник Посольства Республики Беларусь в Российской Федерации Наталья Кислекова отметила, что в российском медиаполе есть много «кричащих» заголовков, провокационных «вбросов», что мешает конструктивному диалогу и не создаёт позитивный фон для двусторонних отношений. «В связи с этим, сейчас востребовано мнение действительно компетентных специалистов, использование площадок, где генерируются смыслы, задаются установки в общественном сознании»,- подчеркнула она. В свою очередь, руководитель экспертной инициативы «Минский диалог» Евгений Прейгерман отметил, что информационный фон, сопровождающий двусторонние отношения, вызывает опасения. «Когда становится много материалов в медиаполе того или иного рода, он начинает жить собственной жизнью и часто начинает задавать новые тенденции в отношениях»,- обратил особое внимание эксперт. 

Помимо сложностей, которые объективно существуют в Союзном государстве, наблюдаются и некоторые успехи. Как отметил Министр иностранных дел Республики Беларусь (1997–1998 гг.) Иван Антонович, 20 лет существования Союза – это колоссальный геополитический успех, поскольку во вторую половину XX века такого длительного союзничества между двумя государствами, которое не имело бы общих военных целей, а только задачи совместного созидания, не было. В свою очередь, начальник отдела Белоруссии Второго департамента стран СНГ МИД России Александр Кондаков отметил, что залог успеха заключается в том, что диалог между Россией и Белоруссией всегда носит конструктивный и взаимоуважительный характер.

Затрагивая тему будущего Союзного государства России и Белоруссии, эксперты отметили, что оба государства заинтересованы в наличии Союза и в его развитии. По их мнению, несмотря на существующие разногласия между Москвой и Минском, важно не разрушить то, что уже было достигнуто, при этом непрерывно развивая двусторонние отношения в рамках Союзного государства. Например, по словам Министра иностранных дел Республики Беларусь (1994–1997 гг.) Владимира Сенько, России и Белоруссии важно сохранить Союз. При этом, он подчеркнул, что предстоит большая работа над внесением изменений в Договор, что неизбежно, поскольку он в нынешнем виде не позволит России и Белоруссии развиваться, двигаться вперёд. Однако, по мнению Государственного секретаря Союзного государства России и Белоруссии, радикальные изменения, в частности, Договора, вряд ли произойдут.

По словам исполнительного директора Российско-белорусского экспертного клуба, проректора ГАУГН Вячеслава Сутырина, «лакмусовой бумажкой» относительно будущего двусторонних отношений может стать возможность выработать скоординированную антисанкционную стратегию. «Если мы смогли бы это сделать, это показало бы, что отношения между нашими государствами находятся на позитивной ноте и имеют стратегические перспективы развития»,- заключил эксперт. В свою очередь,начальник отдела Постоянного комитета Союзного государства (Россия), профессор МГИМО МИД России Александр Стоппе особо отметил роль молодежи в сохранении и развитии Союзного государства. По его словам, все упирается в человеческий фактор, в частности малый и средний бизнес, которые являются молодежной сферой.

При этом, по мнению Ивана Антоновича, создание единой системы безопасности – сверхактуальная задача, которая могла бы отвлечь Москву и Минск от мелких споров о недостаточности ресурсов, поскольку это условие выживание двух государств. Он также особо отметил, что Союзное государство нужно строить для будущих поколений. «Надо создать общенациональные проекты, готовящие места для будущих поколений. Нужны общие программы научно-технического сотрудничества»,- заключил Министр иностранных дел Республики Беларусь (1997–1998 гг.).

Одной из актуальных тем ведущихся экспертных дискуссий являются перспективы сотрудничества Союзного государства с западными странами. Эксперты подчеркивают, что Запад не стремится признавать интеграционные структуры на постсоветском пространстве, что осложняет создание единого евразийского пространства. Как отметил Григорий Рапота, в западных странах предпочитают иметь дело с каждым государством по отдельности. «Об этом четко говорят американцы и представители западной Европы, ЕС»,- подчеркнул он, добавив, что Запад противится налаживанию диалога с интеграционными объединениями на постсоветском пространстве, а без диалога ничего не получится.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати