ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Дональд Трамп vs иранского КСИР

12:55 15.04.2019 • Владимир Сажин, старший научный сотрудник Института востоковедения РАН, кандидат исторических наук

15 апреля вступает в силу указ президента Трампа о признании КСИР террористической организацией.

Мировые СМИ уже несколько дней широко обсуждают сенсационное решение президента США Дональда Трампа включить Корпус стражей исламской революции (КСИР) Исламской Республики Иран (ИРИ) в список террористических организаций.

В письменном заявлении Трампа от 8 апреля говорится: «Сегодня я формально объявляю о планах моей администрации внести Корпус стражей исламской революции в Иране, включая силы «Кодс», в список иностранных террористических организаций… Данный беспрецедентный шаг, предпринятый под руководством госдепартамента, основывается на реальности… КСИР – основное средство, которое использует правительство Ирана, направляя и реализовывая свою глобальную кампанию террора».[i]

Госсекретарь США Майк Помпео объяснил, что решение принято в рамках давления на власти Ирана. При этом он подчеркнул, что США решили впервые в истории признать террористической организацией государственную структуру именно потому, что считают террористической всю политику Тегерана, в том числе и внутреннюю.[ii]

Нет сомнений, что Белый дом сделал ещё один агрессивный шаг в направлении ужесточения санкций против ИРИ в соответствие с планом, разработанным еще в 2018г. План был подготовлен Исследовательской группой по безопасности (SSG) - мозговым центром, имеющим тесные связи с советником по национальной безопасности Джоном Болтоном. Президент SSG Джим Хансон утверждал, что администрация Трампа не стремится к военному вмешательству США в ИРИ, но очень сосредоточена на усилиях по «избавлению Ирана от его жесткого правящего режима».[iii]

Так что же такое КСИР, который так «беспрецедентно» (по словам самого Трампа) растревожил Белый дом?[iv]

КСИР – наряду с Армией - один из двух компонентов регулярных вооруженных сил ИРИ. Организационно КСИР состоит из сухопутных войск, ВВС, ВМС, Сил сопротивления «Басидж» и Сил специального назначения «Кодс» (ССНК).[v]

КСИР был организован в революционные дни 1979 г. из конгломерата разрозненных милиционных, плохо вооруженных исламистских группировок, несущих в первую очередь охранные функции. Со временем Корпус превратился в уникальное государственное образование.

Сегодня КСИР – это корпоративное объединение чисто военных, разведывательных, полицейских, политико-идеологических, а также финансово-экономических структур современного Ирана. По некоторым оценкам в результате экономической экспансии КСИР к 2015 г. добился контроля над 25% - 35% всей иранской экономики и 25% всех капиталов.[vi]

Только официально КСИР контролирует деятельность более ста крупных компаний, фондов, предприятий, корпораций и акционерных обществ. (Как считает газета Washington Post от 10 апреля, по крайней мере, 229 иранских компаний находятся под влиянием Корпуса).[vii] Это инженерная корпорация «Хатам-оль-Анбия» (135 тысяч сотрудников), холдинг «Бахман Груп», Национальная строительная компания, Организация оборонной промышленности, банки «Сепах» и «Садерат», авиакомпания «Пайам Эйр», фирма «Санайее электронике Иран» и многие другие структуры. Причем под предыдущие санкции США попали всего 25 компаний, связанных с КСИР, что, конечно же, не устраивало Белый дом.

Считается, что КСИР управляет рядом иранских компаний, работающих за рубежом. В частности, аналитиками называется зарегистрированная в Дубае фирма «Ал-Макассиб», а также некоторые фирмы, находящиеся в ведении ливанской Хезболлы. Важной финансовой опорой стражей являются различные фонды. В первую очередь – Фонд Обездоленных, в управление которому изначально была отдана собственность свергнутой шахской семьи. И, как говорят, многое другое, включая медицинские клиники, экспорт ковров, значительную часть торговли нефтью.

Доходы КСИР после выплаты налогов оценивались в середине десятилетия порядка 21 млрд. долларов в год.[viii] По сути, это многопрофильный мегахолдинг, руководимый непосредственно верховным лидером страны и его окружением. Сегодня КСИР – это становой хребет государственности Исламской Республики Иран, это, своего рода, – государство в государстве.

Желая сильнее ударить по Ирану, Дональд Трамп не мог обойти эту структуру. И здесь он выбрал, вероятнее всего, две цели. Это финансово-экономическую составляющую Корпуса и ССН «Кодс».

Известно, что особенный взлет КСИР произошел после избрания в 2005 году Махмуда Ахмадинежада - бывшего члена КСИР - президентом Ирана. С этого момента Корпус начал быстро набирать политическую и экономическую мощь. Его члены и ветераны активно назначались на ключевые посты в системе государственной власти. После вторичного избрания Ахмадинежада на выборах в июне 2009 года основу его правительства составили люди, имеющие прямое отношение к КСИР. Из 21 министра в правительстве Ахмадинежада 14 - бывшие офицеры Корпуса. Бывшими «стражами» являлись в то время и 80 из 290 депутатов парламента Ирана. [ix]

Некоторые эксперты называли этот процесс чуть ли не «ползучим переворотом», задуманным и мастерски исполненным Ахмадинежадом. Корпусу отдавались лучшие отрасли иранской экономики. Так, например, в 2009 году правительство Ахмадинежада продало 51% акций Телекоммуникационной компании Ирана консорциуму «Mobin Trust Consortium» («Etemad-e-Mobin»), входящему в состав КСИР, на сумму 7,8 млрд. долларов США.[x] Это была самая крупная сделка на Фондовой бирже Тегерана в истории.

После ухода Ахмадинежада с поста президента ИРИ новый глава исполнительной власти Хасан Роухани пытался ограничить финансово-экономическое могущество КСИР. Однако это ему не удалось.

Поэтому удар по КСИР, осуществляемый Трампом, представляется в рамках его антииранской политики вполне продуманным: финансово-экономический ущерб КСИРу является ущербом всей экономике ИРИ.

Как известно, КСИР уже подвергался обширным первичным и вторичным санкциям США. Однако здесь были определенные юридические тонкости. Так, граждане США, которые нарушали санкции против КСИР, могли нести гражданскую или даже уголовную и ответственность, в то время как лица (в том числе и юридические), не являющиеся американскими гражданами, могли нести ответственность только за «принуждение» американцев нарушать такие запреты. Неграждане США могли подвергаться лишь экономическим ограничениям, которые включали блокирование активов, сужение или запрет возможности вести бизнес с американскими бизнес структурами или использовать финансовую систему США.

Ситуация меняется после объявления КСИР террористической организацией. Теперь юридическому преследованию могут быть подвергнуты как члены Корпуса и его структур, так и все субъекты (иранцы, американцы, и представители всех других стран), предоставляющие «материальную поддержку или ресурсы» КСИР.[xi] Все они подлежат уголовной ответственности в рамках американского законодательства, как террористы и/или их пособники.

Таким образом, признание КСИР террористической организацией не только существенно расширяет ранее существовавшие санкции, но во много раз увеличивает юридическую опасность (вплоть до уголовного преследования) со стороны США для лиц, которые прямо или косвенно имеют дело с КСИР. Более того, любые контакты любого лица с КСИР, которые происходят за пределами США, могут привести к уголовной ответственности в США.[xii]

Таким образом, вне всякого сомнения, выбор Трампом КСИР в качестве террористической организации преследует цели экономического давления на Иран.

Но, пожалуй, главный удар по КСИР предназначаетсяся всё же Силам специального назначения «Кодс». Вот некоторая информация об этой суперсекретной структуре, входящей в КСИР.[xiii] Первоначально эта служба именовалась «Отряд освободительных движений» и была основана в 1979 г. с целью экспорта исламской революции в другие страны. В декабре 1981 г. её переименовали в «Кодс» (т.е. «Иерусалим»).[xiv]

ССН «Кодс» предназначены для проведения специальных операций. Выполнение этой задачи подразумевает: поддержку, финансирование, оказание всесторонней помощи различным исламским организациям в мире, в первую очередь проиранской направленности; проведение специальных операций; создание агентурной сети для стратегической и оперативной разведки; организация обучения агентов из иностранных государств и их засылка в различные регионы для ведения специальной деятельности в интересах Ирана.

Организационно ССН «Кодс» состоят из командования, штаба, подразделений специального назначения, сети зарубежных резидентур под прикрытием, а также нелегальных резидентур, сети учебных центров по подготовке и обучению агентов, как в Иране, так и за рубежом.

Командование ССН «Кодс» через свой штаб руководит деятельностью восемью региональных управлений (по Турции и Закавказью; по Ираку; по Ливану и оккупированным территориям [так в ИРИ называют Государство Израиль, - авт.]; по мусульманским республикам СНГ, Афганистану, Пакистану и Индии; по Северной Африке; по Европе, Северной и Южной Америке; по Центральной и Южной Африке; по странам Персидского залива.), а также управления специальных операций, информационно-аналитического управления, отделов обеспечения и служб. Главная задача «Кодс» заключается в подготовке и проведении особо важных специальных заданий в любом регионе планеты.

В настоящее время ССН «Кодс» Корпуса насчитывают в своем составе предположительно около 25 тыс. человек. Это хорошо подготовленные военнослужащие, специально отобранные из лучших солдат и офицеров Корпуса, как правило, имеющие опыт боевых действий в Ираке, Ливане, Сирии и Афганистане.

Возглавляет «Кодс» легендарный генерал Касем Солеймани по прозвищу Тень, который превратился в едва ли ни самого влиятельного политика не только ИРИ, но и региона. Генерал скрытно появляется во всех горячих точках, где действуют его подчиненные. Кроме того, он негласно ведет и политическую деятельность, тайно встречаясь с лидерами и высокопоставленными политиками различных государств.

Генерал Солеймани признан США, ни больше, ни меньше, иранским террористом № 1. Госсекретарь США Майк Помпео заявил, что Солеймани будет рассматриваться так же, как Исламское государство [запрещено в России] и другие лидеры джихадистских группировок.[xv]

Вашингтон обвиняет КСИР и «Кодс» в гибели американских военнослужащих. Так, федеральный суд США признал их ответственными за взрыв жилого комплекса в Саудовской Аравии в 1996 году, в результате которого погибли 19 американских военнослужащих. США также возлагает на КСИР ответственность за оказание помощи различным группам, включая ливанское движение Хезболла и иракские шиитские группы, которые совершили нападения на американцев.[xvi]

Соединенные Штаты возлагают на Иран ответственность за гибель более 600 американских солдат в Ираке.[xvii]

Скорее всего, исходя из всех этих обвинений, Дональд Трамп и объявил КСИР и «Кодс» террористическими организациями.

Однако правомерно ли юридически объявлять террористической организацией государственную структуру? К тому же специальные или разведывательно-диверсионные структуры, которые выполняют в мирное и военное время, прямо скажем, специфические задачи, имеют практически все серьезные армии мира. Так что, теперь все они становятся террористическими организациями, исходя из логики Трампа? Но это же абсурд! А что делать с американскими спецслужбами и их секретными операциями?

Новый антииранский демарш Белого дома обострил и без того враждебные американо-иранские отношения. Практически мгновенно после заявления Трампа Высший совет национальной безопасности Ирана объявил о внесении в список террористических организаций Центрального командования вооруженных сил США (CENTCOM). При этом генеральный штаб вооруженных сил ИРИ предупредил о готовности использовать все средства для борьбы с американскими террористами, которые ныне представлены военнослужащими США на Ближнем и Среднем Востоке.

Теперь американцы находятся под угрозой во всем ближневосточном регионе, особенно в Сирии, Ираке, Афганистане, в зоне Персидского залива – везде, где возможно сближение иранских и американских военных.

И совершенно естественно, что министерство обороны США и ЦРУ выступали против внесения КСИР в список террористических организаций. В этом нет ничего удивительного, поскольку американские военные и офицеры ЦРУ, действующие на Ближнем Востоке, могут оказаться под ударом. В министерстве обороны США противились идее о внесении КСИР в список террористических организаций с 2007 года, когда в Объединённом комитете начальников штабов США заявили, что Соединённые Штаты всегда тщательно избегали внесения военных офицеров, участвующих в действиях, санкционированных их правительствами, в список террористов, чтобы избежать аналогичных ответных мер в отношении американских военных. В ответ иностранное государство также может внести в список террористов офицеров американского спецназа, которые часто действуют тайно, предоставляя военную помощь различным проамериканским группировкам.[xviii] Что и произошло. В связи с чем, командование США на Ближнем Востоке вынуждено было выпустить предупреждение своим войскам о возникшей опасности.[xix]

Какие могут быть последствия?

«Холодная война» между Ираном и США тянется уже 40 лет. Она то стихает, то обостряется. Сегодня регион и мир вступают в «штормовую» фазу этой войны. Да, возможны опасные инциденты, провокации и даже серьезные конфликты между США и ИРИ. Многие аналитики говорят о том, что эти две страны стоят на пороге большой войны. Однако до этого, надеемся, дело не дойдет. И не потому что в Вашингтоне и Тегеране все политики исключительно голуби. Отнюдь нет. Там, прежде всего, прагматики, особенно среди профессиональных военных. Они-то прекрасно понимают, к чему может привести большая война между США и Ираном - 80-миллионным государством, обладающим почти миллионными вооруженными силами.

Но при всём этом можно не сомневаться, что пропагандистская битва разразится в небывалых масштабах. И это выгодно как для Тегерана, так и для Вашингтона.

В Тегеране у президента Роухани сложное положение. Ядерная сделка, на которой основывалась его внутренняя и внешняя политика на грани коллапса. Его политические противники из стана радикалов, благодаря Трампу, усилили свои позиции. Либерально-реформаторская команда президента вынуждена в этих условиях ужесточать информационно-пропагандистские атаки на США, чтобы выбить козыри из рук антизападной радикальной оппозиции и еще раз продемонстрировать, что правительство защищает интересы страны и борется против главного врага – «Большого сатаны».

Более того, своими действиями Трамп радикализует и так достаточно консервативный КСИР. Не секрет, что Корпус, несмотря на всю свою радикальность, представлен генералами и офицерами с различными взглядами (мы не говорим - либеральными или прозападными, скорее – пророуханистскими). И «беспрецедентный» шаг Трампа, несомненно, сплотил личный состав КСИР на позициях именно радикализма.[xx]

В Вашингтоне президент Трамп в очередной раз демонстративно показывает постоянство своей антииранской ориентации, демонстрируя свою готовность к самым решительным мерам и действиям против Ирана, даже на грани «горячей» войны.

В заключение логично было бы привести слова Триты Парси, основателя Национального иранско-американского совета, которая заявила 8 апреля: «Это решение [Трампа о КСИР. В.С.] никоим образом не служит национальной безопасности США. Наоборот, это делает Америку менее безопасной, делая войну более вероятной».[xxi] К сожалению, такая политика делает менее безопасным и весь регион, а в худшем случае и весь мир.

 

Мнение автора может не совпадать с позицией Редакции

 


[i] Сайт USNews. // URL https://www.usnews.com/news/politics/articles/2019-04-08/trump-designates-irans-revolutionary-guard-corps-a-terrorist-organization

[ii] Сайт Youtube. Video. // URL https://www.youtube.com/watch?v=vto91uO1J-M

[iii] Сайт The Washington Free Beacon. 10/05/2018/ // URL https://freebeacon.com/national-security/white-house-examining-plan-spark-regime-change-iran/

[iv] Подробнее см.: Сажин В.И. Корпус стражей исламской революции Ирана – государство в государстве. Журнал Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2017, 10 (3). стр. 83-109. DOI: 10.23932/2542-0240 -2017-10-3-83-109

[v] басидж (перс.) – мобилизация; Кодс (арабск.,перс.) - Иерусалим.

[vi] Сайт Sputnikipogrom, 20.06.2015. // URL https://sputnikipogrom.com/foreign-policy-today/38587/quds-force/#.WPosUNq1tok

[vii] Сайт издания Washington Post 10.04.2019. // URL https://www.washingtonpost.com/business/why-the-us-is-targeting-iransrevolutionary-guard/2019/04/09/0ac350ac-5af9-11e9-98d4-844088d135f2_story.html?utm_term=.55e3d33f18d6

[viii] См.: Сайт ИА Armenia Today. 24.12.2012. // URL http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=80178

[ix] См.: Сайт ИА Armenia Today 24.12.2012. // URL http://armtoday.info/default.asp?Lang=_Ru&NewsID=80178

[x] Сайт издания «Коммерсант» 14.09.2017.// URL https://www.kommersant.ru/doc/3410252

[xi] Термин «материальная поддержка или ресурсы» определяется в США довольно широко. Он включает в себя предоставление «любого имущества, материального или нематериального, или услуги», включая предоставление денег, финансовых услуг, жилья, профессиональной подготовки, экспертных консультаций или помощи, коммуникационного оборудования, помещений, персонала или транспорта.

Принадлежность КСИР к террористам также означает, что отношения с КСИР запрещены уголовным законодательством США, даже если никакие лица США не участвуют в таких отношениях, и независимо от того, имеет ли лежащее в основе поведение какое-либо отношение к Соединенным Штатам. Учитывая непрозрачное участие КСИР в различных секторах иранской экономики, обозначение значительно усложняет положение с соблюдением требований неамериканских компаний, которые могут продолжать вести бизнес с Ираном.

[xii] Подробнее см: Сайт мозгового центра Herbert Smith Freehills. New York E-Bulletin (April 12, 2019): // URL https://sites-herbertsmithfreehills.vuturevx.com/368/19731/april-2019/trump-administration-designates-the-islamic-revolutionary-guard-corps-as-a-foreign-terrorist-organization--adding-risks-for-non-us-persons-dealing-with-iran.asp?sid=ce591ca8-8fd2-4d8b-8b60-062b06690955

[xiii] Подробнее см.: Сажин В.И. Корпус стражей исламской революции Ирана – государство в государстве. Журнал Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право, 2017, 10 (3). стр. 83-109. DOI: 10.23932/2542-0240 -2017-10-3-83-109

[xiv] Сайт «Sputnikipogrom», 2017. 20 июня 2015 г // URL. https://sputnikipogrom.com/foreign-policy-today/38587/quds-force/#.WPosUNq1tok

[xv] Сайт RIATAZA 10/04/2019. http://riataza.com/2019/04/10/kassem-solejmani-terrorist-pompeo/

[xvi] Сайт издания Washington Post 10.04.2019. // URL https://www.washingtonpost.com/business/why-the-us-is-targeting-iransrevolutionary-guard/2019/04/09/0ac350ac-5af9-11e9-98d4-844088d135f2_story.html?utm_term=.55e3d33f18d6

[xvii] Сайт издания Foreign Policy, April 11, 2019, https://foreignpolicy.com/2019/04/11/the-revolutionary-guards-are-ready-to-strike-back

[xviii] Сайт ИА Regnum 09/04/2019. // URL https://regnum.ru/news/polit/2607800.html

[xix] См.: сайт The Hill 08/04/2019. // URL https://thehill.com/policy/defense/437820-trump-labels-irans-revolutionary-guard-a-foreign-terror-group

[xx] Там же

[xxi] Там же

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати