ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Брекзит: в свободном падении…

11:48 14.03.2019 • Елена Ананьева, руководитель Центра британских исследований Института Европы РАН, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Оставим в стороне эпитеты, которыми награждают чопорные, казалось бы, англичане друг друга и цивилизованные европейцы по обе стороны Ла-Манша. В этот исторический момент, который длится уже почти три года, превращаясь в исторический период (с референдума о членстве Британии в ЕС в июне 2016 г.) и рискуя стать эпохой, обратимся к сути текущего момента.

Еще при очередном голосовании в британском парламенте 27 февраля была определена очередность голосования в связи с брекзитом:

1. по дополненному Соглашению с ЕС (12 марта), если соглашение будет отклонено, то

2. по выходу без сделки (No-deal) (13 марта), если выход без сделки будет отклонен, то

3. по отсрочке выхода из ЕС (14 марта).

12 марта в Вестминстере состоялось голосование по Соглашению о выходе Британии из ЕС, в которое были внесены дополнения в результате переговоров Т. Мэй с Председателем европейской комиссии Ж.-К. Юнкером в Страсбурге за сутки до дебатов в парламенте[1]. Изменения касались основополагающих вопросов, которые волновали брекзитеров из стана тори: будет ли ограничен срок временного пребывания Британии в Таможенном союзе ЕС и сможет ли Британия выйти из Таможенного союза с ЕС в одностороннем порядке, если так и не будет решена проблема режима границы между Северной Ирландией и Республикой Ирландия. По Соглашению от 25 ноября[2], такой вариант был исключен, что не устраивало брекзитеров. Они опасались, что если в течение переходного периода после выхода из ЕС (по Соглашению – с 29 марта до конца 2020 г.) не будет решен вопрос о режиме ирландской границы, то Британия останется в Таможенном союзе неопределенно долго без права выйти из него в одностороннем порядке и без права голоса в руководящих органах ЕС.

 Решающим для исхода голосования фактором стала записка генерального прокурора королевства Дж. Кокса в адрес премьер-министра с юридическим заключением по дополненному соглашению. В его последнем пункте № 19 говорится, что (как и в Соглашении от 25 ноября) «правовые риски остаются неизменными» в случае «трудноразрешимых разногласий» (intractable differences): Соединенное Королевство не будет обладать международно-правовыми инструментами, чтобы в одностороннем порядке отказаться от своих обязательств[3]. После заключения Дж. Кокса неизвестно было лишь одно - «с каким счетом» Т. Мэй вновь проиграет (первый раз парламент отверг соглашение 15 января, соотношение голосов 432:202). Палата общин отвергла обновленное соглашение 391 голосом против 242[4] (перевес противников соглашения в 149 человек, из них 75 консерваторов-«бунтарей»). За свой недолгий срок в качестве премьер-министра Т. Мэй потерпела уже 18-ое поражение в парламенте, которое стало 4-ым самым крупным за его историю.

Напомним, что по важным вопросам партийные организаторы фракций («кнуты») предупреждают депутатов, чтобы они голосовали в соответствии с позицией своей партии[5]. Если депутат от правящей партии, будучи членом правительства, голосует против его курса, то он обязан уйти в отставку или его снимают с должности. Однако внутрипартийные разногласия оказались столь острыми, что и среди консерваторов и лейбористов часть парламентариев нарушает предписания «кнутов» (как видно хотя бы на примере голосования 12 марта).

Газета “TheExpress” вышла с заголовком «Европа смеется: первые полосы в Европе демонстрируют, что там думают о кавардаке в Британии»[6].

13 марта при голосовании по выходу без сделки Т. Мэй снова потерпела поражение. Правительство внесло проект резолюции, согласно которому отвергался выход из ЕС без сделки, намеченный именно на 29 марта, но не в других случаях[7], предоставив депутатам-тори свободу голосования. Премьер-министр постоянно отказывалась исключить выход без сделки вообще, считая его выгодным в качестве козыря на переговорах с ЕС.

Спикер Дж. Беркоу к проекту резолюции правительства сначала поставил на голосование две поправки (выбрав из шести).

Поправку Грина («компромисс Молтхауса»)[8] парламент отклонил (164 голосами, включая 149 консерваторов, против 374). Ее в основном поддержали брекзитеры и некоторые бремейнеры, поскольку она предусматривала «упорядоченный» выход без сделки (managed no deal) с отсрочкой выхода до 22 мая (до выборов в Европарламент, чтобы Британия в них не участвовала) и продлением переходного периода до конца 2021 г. и взносах Британии в бюджет ЕС.

Что касается поправки Спелман, то напомним: еще 29 января парламент одобрил межпартийнцю поправку Кэролайн Спелман (тори) и Дж. Дроми (лейборист), направленную против выхода Британии из ЕС «без Соглашения о выходе и Политической декларации» (но без какой-либо конкретики)[9]. Особенность поправки 13 марта при той же формулировке состояла в том, что она как бы вторила проекту правительства, однако отличалась по существу: налагала запрет на выход без сделки вообще, а не только 29 марта.

Парламент одобрил поправку Спелман незначительным большинством 312:308 – всего 4 голосами («кнуты» обязали консерваторов голосовать против поправки, но 9 депутатов поддержали ее). Тогда руководство партии дало указание «кнутам» обеспечить голоса депутатов-тори против проекта правительства, и сама Т. Мэй голосовала против собственного проекта резолюции, но было уже поздно: часть консерваторов голосовала в унисон с лейбористами, и была принята резолюция правительства, но с поправкой Спелман (321:278). 17 консерваторов-бремейнеров поддержали резолюцию, а 13 членов правительства воздержались!

Одобрение поправки Спелман означает, что законодательная власть перехватывает полномочия у исполнительной.

После голосования в отставку подала замминистра по труду и пенсиям, став 15 членом правительства, покинувшим его из-за брекзита. Обычно были бы неминуемы увольнения членов правительства, которые нарушили жесткие указания «кнутов» (3-line whip), но Т. Мэй решила не отправлять их в отставку. Таким образом, премьер-министр совершенно утратила контроль не только над парламентом, партийной фракцией, но и правительством, поскольку коллективная ответственность Кабинета, что предписано конституционными установлениями, совершенно распалась. Более того, и депутатов впредь нельзя будет заставить придерживаться партийной дисциплины (по выражению одного из депутатов - «партийные кнуты могут паковать чемоданы и отправляться на выход»).

СМИ и политики ранее употребляли острые эпитеты и метафоры, но на этот раз вышли на новый уровень - «ад кромешный», «свистопляска» (pandemonium), «психушка», правительство «в свободном падении», «столь слабый премьер-министр неприемлем».

Поправка не имеет обязательного характера, поскольку резолюция парламента не может отменить закон. По закону Британия выйдет из ЕС без сделки, если не будет договорено иное. Как сказала Т. Мэй после голосования: «Бремя каждого из нас…понять, каким должно быть это иное»[10]. Таким образом, выход без сделки остается в вариантах исхода всего процесса, если страны-члены ЕС не согласятся предоставить Британии отсрочку (что не во власти парламента) или парламент все же одобрит сделку.

14 марта парламент проведет голосование по проекту резолюции правительства об отсрочке выхода из ЕС с возможностью третьего «решающего» голосования по соглашению, хотя, как правило, тот же текст (без изменений) на голосование в период той же сессии парламента не выносят, но решение зависит от спикера Палаты общин Дж. Беркоу.

Премьер-министр предупредила депутатов, что просить ЕС:

1. о краткой технической отсрочке (до 30 июня, пока не начал работу новый состав Европарламента) можно будет в случае одобрения дополненной сделки (может быть вновь поставлена на голосование к 20 марта, поскольку 21 марта состоится саммит ЕС, который должен ее одобрить);

2. если сделка не будет одобрена, то просить о длительной отсрочке с участием Британии в выборах в Европарламент.

По слухам, брекзитеры лоббируют правоцентристские правительства стран ЕС (Венгрия, Польша, Италия), чтобы они наложили вето на продление ст. 50 Лиссабонского договора[11], обеспечив тем самым выход Британии без сделки, хотя успех не гарантирован, поскольку те ведут собственные битвы с Брюсселем.

В Брюсселе заявили, что Британия должна представить веские основания для отсрочки, и существует лишь два способа выйти из ЕС – со сделкой или без сделки: проголосовать против выхода без сделки недостаточно (словно «Титаник проголосовал за то, чтобы айсберг ушел с дороги»)[12]. Единая позиция в ЕС пока не сложилась. Есть мнение, что отсрочку предоставят в случае досрочных выборов или повторного референдума в Британии, а переговоры закончились[13]. Варианты дальнейших событий лишь множатся.



[1] «Instrument relating to the agreement on the withdrawal of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland from the European Union and the European Atomic Energy Community». 11 March 2019. URL: https://ec.europa.eu/commission/publications/instrument-relating-agreement-withdrawal-united-kingdom-great-britain-and-northern-ireland-european-union-and-european-atomic-energy-community_en

[2] Agreement on the withdrawal of the United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland from the European Union and the European Atomic Energy Community, as endorsed by leaders at a special meeting of the European Council on 25 November 2018. Withdrawal Agreement and Political Declaration. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/759019/25_November_Agreement_on_the_withdrawal_of_the_United_Kingdom_of_Great_Britain_and_Northern_Ireland_from_the_European_Union_and_the_European_Atomic_Energy_Community.pdf; POLITICAL DECLARATION SETTING OUT THE FRAMEWORK FOR THE FUTURE RELATIONSHIP BETWEEN THE EUROPEAN UNION AND THE UNITED KINGDOM. URL: https://assets.publishing.service.gov.uk/government/uploads/system/uploads/attachment_data/file/759021/25_November_Political_Declaration_setting_out_the_framework_for_the_future_relationship_between_the_European_Union_and_the_United_Kingdom__.pdf

[3] Legal Opinion on Joint Instrument and Unilateral Declaration concerning the Withdrawal Agreement. Published 12.03.2019. URL: https://www.gov.uk/government/publications/legal-opinion-on-joint-instrument-and-unilateral-declaration-concerning-the-withdrawal-agreement

[4]Government's Brexit deal defeated again in 'meaningful vote'. URL: https://www.parliament.uk/business/news/2019/march/key-brexit-vote-as-meaningful-vote-returns-to-the-commons/

[5] Елена Ананьева. Повестка с тремя подчеркиваниями. URL: https://interaffairs.ru/news/show/7988. 25.10.2011.

[6] Europe is LAUGHING: How Europe's front pages show EXACTLY what they think of UK shambles. URL: https://www.express.co.uk/news/politics/1099621/europe-laughing-front-pages-newspapers-reaction-uk-brexit-shames-theresa-may-deal. 13.03.2019

[7] House of Commons to vote on no-deal Brexit. URL: https://www.parliament.uk/business/news/2019/march/house-of-commons-to-vote-on-no-deal-brexit/

[8] Елена Ананьева. Повестка…

[9] Елена Ананьева. Сработает ли “компромисс Молтхауса»? 01.02.2019. URL: https://interaffairs.ru/news/show/21549

[10] No deal Brexit REJECTED: MPs vote against leaving EU with no deal under ANY CIRCUMSTANCES. URL: https://www.express.co.uk/news/politics/1099760/no-deal-brexit-vote-result-theresa-may-brexit-news-eu-negotiation-spelman

[11] Brexit: MPs told to pass deal by next Wednesday or face long article 50 extension. URL: https://www.theguardian.com/politics/live/2019/mar/13/brexit-mps-to-vote-on-leaving-the-eu-with-no-deal-politics-live?page=with:block-5c8939f5e4b0eff8e0fc250b#block-5c8939f5e4b0eff8e0fc250b

[12] EU on no-deal Brexit motion: 'like Titanic voting for iceberg to move'. URL: https://www.theguardian.com/politics/2019/mar/13/eu-extend-brexit-talks-complete-barnier-brussels-assurance

[13] Барнье: "Главное не "развод", а будущие отношения с Великобританией". 13.03.2019. URL: https://ru.euronews.com/2019/03/13/michel-barnier-speaks-about-brexit

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати