ГЛАВНАЯ > Культурная дипломатия

По следам Сальвадора Дали: от Испании до России

15:16 07.12.2018 • Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

Мадрид-Барселона-Порт-Льигат-Петербург-Москва

«Глупо враждовать с Россией или по-ребячески обижаться на нее. Незнание русской истории и культуры, которым на Западе нередко бравируют, – признак дурного тона, недостатка культурности. Списывать со счетов русскую культуру просто несерьезно»...
(Сальвадор Дали, испанский художник)

В наступающем году мир отметит две памятных даты, связанных с самым оригинальным испанским художником, мастером эпатажа Сальвадором Дали – 115 лет со дня его рождения и 30 лет со дня его кончины. С приближением этих событий на его родине и у нас в России проходят выставки произведений знаменитого маэстро. Эти же даты стали поводом для путешествия автора этих строк по следам Сальвадора Дали и его творений как в Испании, так и в России…

 

В Петербурге недавно завершилась уникальная выставка скульптур самого знаменитого художника-сюрреалиста Испании. Экспозиция проходила в петербургском музее «Эрарта» («Время искусства»). Известно, что Дали оставил шедевры в самых различных областях искусства. Помимо живописи он получил признание и как писатель, иллюстратор, ювелирный дизайнер, режиссер и скульптор. Именно скульптурному искусству испанского мастера и была посвящена выставка в музее «Эрарта».

А в Национальном музее искусств Каталонии недавно проходила другая уникальная выставка: «Гала-Сальвадор Дали. Своя комната в Пуболе». Она была посвящена выдающейся русской женщине, внёсшей вклад в авангардное искусство XX века. Гала (Елена Дьяконова) была музой французского поэта Поля Элюара, художников Макса Эрнста, Ман Рэя, Брассаи, писателя Рене Кревеля, но впоследствии её имя навсегда оказалось связанным с жизнью и творчеством художника Сальвадора Дали, посвятившего ей многие картины. В прошлом месяце ее посетители могли увидеть более 300 экспонатов: художественные произведения Сальвадора Дали, Макса Эрнста, Мана Рэя, Брассаи, а также фотоматериалы, книги, личные вещи Галы из собраний Национального музея Центр искусств Королевы Софии, музея Тиссена-Борнемисы, испанского фонда «Гала Сальвадор Дали» и частных коллекций со всего мира.

(Как напоминают организаторы выставки, Дали купил своей музе замок в городке Пуболь - отсюда и подзаголовок барселонской выставки. Несколько лет Гала прожила в «своей комнате», пытаясь открыть еще одного будущего гения, как открыла когда-то Элюара и Дали. Отныне муж мог посещать замок только с письменного разрешения жены. Впрочем, на этот раз ее миссия не увенчалась успехом. Молодые кандидаты в гении просаживали ее деньги, а кому-то она даже дарила картины своего гениального супруга. Однако умирать Гала все же приехала к Дали и покинула этот мир в 1982 году (Сальвадор пережил ее на семь лет). И все же, несмотря на «свою комнату в Пуболе», Гала навсегда останется «Мадонной Порт-Льигата», став настоящей иконой модернизма. Для художника Гала была не только вдохновительницей, не только моделью, но и его медиумом, материалом, глиной, из которой он лепил свои сновидения. «Гала стала солью моей жизни, моим маяком, моим двойником, она — это я», — писал он в своем дневнике.). 

Церемонию открытия выставки по приглашению ее организаторов посетил Посол России в Испании Юрий Корчагин, который высоко оценил подготовленную экспозицию и уникальность представленных на ней экспонатов.

…Помнится, еще в 1970-1980-е годы имя испанского дона Сальвадора в советской прессе было, мягко говоря, не в почете. Творчество его нашими искусствоведами, хотя и признавалось, но не очень-то и афишировалось. Это было связано и с его политическими взглядами, которые он провозглашал в

годы франкистской диктатуры в Испании: Сальвадор Дали (возможно лишь дипломатично) пару раз весьма позитивно высказывался о режиме Франко и его порядках. К тому же, в Стране социалистического реализма, безусловно, власти с неприязнью воспринимали сюрреализм Дали. В СССР тогда в большом фаворе был другой испанский гений палитры – коммунист, антифашист, автор знаменитой «Герники» и «Голубя мира» Пабло Пикассо. И это было вполне логично.

Однако времена меняются, а настоящее искусство, даже непривычное для первого восприятия, никакому времени не подвластно. За три десятка лет кардинально изменилось у нас в стране и отношение властей к испанскому гению сюрреализма.

«Сальвадор Дали, как известно, отличался экстравагантностью, стремлением к оригинальности и оригинальничанию, - пишет в своём исследовании «По следам странствующего рыцаря» российский журналист и писатель Анатолий Медведенко. - Не раз и не два он делал шокирующие заявления, давал далеко не лестные оценки не только тем или иным политическим деятелям, но и странам. Но что характерно. Если внимательно проштудировать его высказывания, в том числе и явно рассчитанные на эпатаж, то в них не найти худого слова о России».

Более того, продолжает Анатолий Медведенко, Дали с нескрываемым интересом следил за событиями, которые происходили в нашей стране, но и по-своему откликался на них. В 1923 году 19-летний художник нарисовал карикатуру на Льва Троцкого. Через восемь лет он написал ставшую затем известной картину «Впечатление от появления Ленина», или «Видение Ленина на рояле». Рояль. На рояле чистая нотная бумага, и по ней бегают муравьи. А над роялем летают лохматенькие, цвета яичного желтка шарики, величиной примерно с мячик для пинг-понга, в каждом шарике – портрет Ленина»…

Примечательно, что художник Дали не соглашался с теми, кто пытался изолировать Россию в том или ином плане. «Для нас Россия – страна экзотическая. Она очень далекая, но все-таки европейская. Она кажется близкой и притягивает нас своими крайностями», – говорил он. Весьма оригинально отозвался Дали и о революции. Как истинный сюрреалист, маэстро определил, что русская революция – «это французская революция, наступившая позднее из-за холодного климата», цитирует маэстро Анатолий Медведенко.

Возникает закономерный вопрос: чем привлекает к себе наследие Дали сегодня? И почему интерес к его творчеству не падает, а растёт? Думается, что, прежде всего, его необычное искусство пленяет своей необычностью, впечатляет, возбуждает любопытство, будит воображение и развивает его. Несмотря на налёт эпатажности, гениальность Сальвадора Дали пленяет.

 

…Будучи в Испании, автору этих строк пришла идея – проехаться по местам «художественной славы» выдающегося испанского творца. Отправимся на родину художника в Испании – в Каталонию. Там находятся так называемый «Треугольник Дали», три музея великого маэстро: Театр-музей Дали в Фигерасе, дом-музей Сальвадора Дали в Порту-Льигат и Замок Гала Дали в городке Пуболь.

Самый известный, конечно, это Театр-музей Дали в Фигерасе, который еще называют Фигерес. Туда направляемся из Барселоны. Уже при приближении к зданию поражает его необычная архитектура – ведь это, без сомнения, самый большой сюрреалистический экспонат в мире. Когда-то здесь был старый театр, разрушенный во время гражданской войны в Испании. А в 1961 году мэр Фигераса попросил знаменитого уроженца этого города Сальвадора Дали подарить родному месту одну из его работ. Дали подарил городу целый театр-музей. И теперь он самый посещаемый в Испании.

Здесь все поражает воображение: от фасада с огромными белыми куриными яйцами и дамскими фигурками на крыше до зала в форме женского лица с накрашенными губами-диваном и глазами в виде больших картин. Над сценой - гигантский купол, зрительный зал был разделен на сектора для представления работ разных жанров. Кстати, считается, что упомянутый купол создавался как отражение философии Дали. Он был уверен, что иные миры на самом деле существуют, правда, находятся они внутри каждого из нас. Сальвадор Дали расписал входное фойе, изобразив себя и Галу, якобы, «моющих золото» в Фигерасе. Театр-музей был открыт 28 сентября 1974 года, то есть, почти 45 лет назад! Кроме картин, среди экспонатов - результаты экспериментов художника с «галографией», его скульптуры, инсталляции, фотографии и двойные спектроскопические картины. Среди почти 1500 экспонатов также уникальные шедевры ювелирного творчества Дали, среди которых - тридцать девять работ, выполненных из золота и драгоценных камней, а также около тридцати рисунков и дизайнерских эскизов.

Меня лично поразило пульсирующее сердце - живое, пульсирующее «Королевское сердце», сделанное Дали из 46 рубинов, 42 бриллиантов и 4 изумрудов. Внутри встроен механизм, который заставляет сердце биться. А также удивляют «Жемчужные зубки» и «Рубиновые губки», «Виноград бессмертия» - драгоценная гроздь из винограда и черепов, и не менее драгоценный «Падший ангел», а еще и «Психоделический цветок» из золота.

Практически всем своим ювелирным изделиям Дали любил придавать свои излюбленные сюрреалистические формы: стоит упомянуть хотя бы его известную картину «Постоянство памяти» с «плачущими часами».

В целом же вся экспозиция в Театре-музее Дали позволяет проследить весь артистический путь маэстро: от импрессионизма, футуризма, кубизма к сюрреализму. Но и это не всё. В Зале шедевров находятся ценнейшие работы Эль Греко и Дюшана, а также скульптура «Раб» Микеланджело. Отдельный зал посвящен скандальной голливудской звезде Мэй Уэст. Посетитель входит в этот зал через «Лицо актрисы». Этот прием означает погружение в ее внутренний мир.

 

…Из Фигераса отправляемся в Замок Гала Дали, в спокойный небольшой поселок Пуболь. Здесь расположен замок XII века, подаренный Сальвадором Дали своей супруге и музе Гала, пожелавшей жить «независимо» от гения. Разумеется, сам великий сюрреалист стал автором дизайна интерьеров замка. В комнатах  хранятся работы маэстро, фотографии, предметы обихода, сделанные по дизайну Дали, коллекция туалетов Гала от известных кутюрье и созданные самим Дали, а также многое другое.

Как объясняют местные эксперты, в небольшом выставочном зале организуются небольшие сезонные выставки. И здесь Дали использовал искусственно увеличенный эффект помещения за счет оптических иллюзий: в перспективе - сужающаяся аллея. В конце ее установлена небольшая статуя, которая кажется очень больше из-за оптического обмана. Среди зарослей сада гармонично разместились «пауконогие слоны», которых в миниатюре можно встретить и в ювелирном зале Театра-музея в Фигерасе.

 

…Теперь едем в городок Кадакес (Порт-Льигат), на самой границе с Францией. Тут тоже расположен Дом-музей Сальвадора Дали. Он

в доме, в котором постоянно, почти 40 лет, виесте с Галой жил и работал Сальвадор Дали. В 1982 году после смерти Галы он переехал в Кастильо-де-Пуболь. А после кончины Дали Дом-музей дона Сальвадора был открыт для посетителей в 1997. Будучи первоначально простой рыбацкой хижиной, он рос, поглощая соседние дома, и наконец, согласно проекту Дали, прекратился в настоящий лабиринт комнат, лестниц и коридоров, образец сюрреалистического дома. Тем не менее, необычные формы ансамбля прекрасно гармонируют с окружением. Посетители могут осмотреть мастерскую художника, библиотеку, сад, жилые комнаты. Интересно, что Дали построил этот дом-замок, соединив воедино несколько жилищ местных рыбаков, у которых их и приобрел. Его друг-архитектор по просьбе Дали сконструировал дом таким образом, что из мастерской художника можно попасть в любую его часть. Здесь простота интерьера соседствует с причудливыми сюрреалистическими решениями мебельной обстановки. 

В 1998 Департаментом Культуры Правительства Каталонии, дом-музей был объявлен национальным культурно-историческим памятником.

Как отмечают биографы Дали, его дом в Порт-Льигате близ Кадакеса считается самым священным местом, где художник черпал вдохновение. Испанская деревенька Порт-Льигат так и осталась бы забытой каталонской окраиной, если бы однажды здесь не появился Дали со своей музой.

 

…С приходом в нашу страну либеральных свобод произведения Сальвадора Дали стали более востребованы и начали довольно активно выставляться на российской земле. И в последние годы об этом красноречиво свидетельствуют экспозиции его работ у нас в разных городах.

В уже упомянутом мной Петербурге («Эрарта») демонстрировались скульптуры маэстро. Несмотря на то, что Дали известен больше всего своими рисунками и живописью, важным направлением творчества художника было создание коллекции бронзовых скульптур. К своему самому известному образу, мягким часам, Дали возвращался в нескольких работах, среди которых «Постоянство памяти» 1931 года и «Мягкие часы» 1954 года.  «Благородство времени» - это их скульптурный эквивалент. На выставке он будет представлен в своей монументальной форме размером в 4,9 метра. «Тающие» или «мягкие» часы становятся символом вездесущности времени и его властью над людьми, неизбежности его движения только в одном направлении. Время господствует и над искусством, и над реальностью, и над жизнью человека, каким бы гением он ни был. Из отзывов посетителей приведу только одно: «Кураторы и организаторы постарались - выставка очень красиво оформлена. На одной из стен - фотография Сальвадора Дали (1904-1989)- известного испанского художника-сюрреалиста, скульптора, ювелира, писателя и очень интересного, талантливого, яркого и экстравагантного человека». И этого вполне достаточно.

Ранее, в апреле 2017 года, масштабная выставка живописных и графических шедевров Сальвадора Дали состоялась в петербургском Музее Фаберже. Ее название – «Сальвадор Дали. Сюрреалист и классик». Впервые в Санкт-Петербурге была показана столь масштабная экспозиция, включающая более 150 живописных и графических работ Дали, предоставленных Фондом «Гала – Сальвадор Дали» в Фигерасе, а также другими музейными и частными собраниями. Выставка, как отмечали эксперты, позволила зрителям проследить творческий путь художника, начиная со сделавших его знаменитым сюрреалистических работ 1930-х годов и заканчивая его обращениями к сюжетам классического европейского искусства в 1980-х.

А еще раньше, в 2011 году первые в России в Музее изобразительных искусств им. А.С. Пушкина были представлены произведения Сальвадора Дали из Музея-театра Дали в Фигерасе, среди которых 25 живописных работ и 90 уникальных графических листов, а также объекты и подлинные архивные фотографии. В экспозиции найдут отражение все периоды творчества художника: и юношеская пора, когда художник был занят поиском собственного творческого пути, и время знакомства с сюрреализмом в Париже, и становление его как ведущего мастера этого направления, а также зрелые и поздние эксперименты художника на грани традиционной живописи, оптических иллюзий и точных наук.

 

…В художественном музее имени Сурикова в Красноярске тоже впервые прошла выставка картин Сальвадора Дали. Сибиряки смогли увидеть около двухсот подлинных картин испанского художника, которые привезли из Санкт-Петербургской галереи современного искусства. Среди них работы из серий «Библия», «Божественная комедия», «Фауст», «Священное писание». Произведения выполнены в графике, в ее экспериментальном виде. На полотнах можно увидеть все техники, которые использовал сюрреалист, - от традиционной гравюры до сухой печати и нанесения золотой фольги.

Кроме того, организаторы выставки создали в музее специальный зал, где полотна «оживают» на глазах у зрителей с помощью мультимедиа. Также здесь можно было увидеть и знаменитый диван-губы, на котором можно посидеть и сфотографироваться.

 

Регулярно проводятся выставки Сальвадора Дали и у нас в Москве. Ожидается, что экспозиции гения сюрреализма продолжатся и в следующем году.

 

…Завершая эти заметки, хотел бы вновь обратиться к исследованию Анатолия Медведенко, в котором он приводит проникновенные высказывания дона Сальвадора о нашей стране и ее культуре:

«Глупо враждовать с Россией или по-ребячески обижаться на нее, – утверждал Дали. – Незнание русской истории и культуры, которым на Западе нередко бравируют, – признак дурного тона, недостатка культурности. Списывать со счетов русскую культуру просто несерьезно».

 Сальвадор Дали знал русскую культуру. Он высоко ценил и любил творчество Чехова и Толстого. Не был равнодушен к произведениям Михаила Булгакова, особенно к роману «Мастер и Маргарита», который неоднократно перечитывал и даже собирался проиллюстрировать одно из французских изданий. Маэстро часто просил свою жену Гала, русскую по происхождению, прочитать ему что-нибудь по-русски, хотя и не знал русского языка. Но язык великого Пушкина пленял художника своей певучестью». И это доставляло ему удовольствие.

 

Из биографии Сальвадора Дали: 

Сальвадор Дали родился в Испании 11 мая 1904 года в городе Фигерасе. С ранних лет Дали считался художественно одаренным, и его занятия искусством поощрялись. В 1922 году Дали уехал учиться в Королевскую академию изящных искусств Сан-Фернандо в Мадриде, где он получил известность за свою эксцентричность и дендизм. На него повлияли несколько различных художественных направлений, в их числе и кубизм. Незадолго до выпускных экзаменов в 1926 году Сальвадора обвинили в организации беспорядков и исключили из академии. В 20-е годы Дали бывал и работал в Париже, где он общался с такими художниками, как Пикассо, Магритт и Миро, что стало толчком для первой фазы сюрреализма Дали. В августе 1929 года Дали встретил свою главную музу, источник вдохновения и будущую жену Галу, которая была русской иммигранткой, на десять лет старше художника. Они поженились в 1934 году. После прихода к власти в Испании фашистского лидера Франсиско Франко художник был исключен из группы сюрреалистов, но это не помешало ему продолжить свою художественную работу. Сальвадор Дали умер в Фигерасе от сердечной недостаточности в 1989 году в возрасте 84 лет. Тело гения было замуровано в склепе под залом Театра-музея в Фигерасе: он завещал похоронить его так, чтобы по могиле могли ходить люди. Дали оставил свое состояние и свои работы Королевству Испания.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати