ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Эксклюзив: посол РФ в Великобритании А.Яковенко запросил личную встречу с Б.Джонсоном

15:10 07.04.2018 • Наталья Дегтярева, журналист

Пресс-служба российского посольства в Великобритании сообщила, что  Александр Яковенко запросил личную встречу с главой Форин Офиса Борисом Джонсоном. В эксклюзивном комментарии для журнала «Международная жизнь» посол рассказал, что бы он хотел обсудить на личной встрече.

«Прошло больше месяца со времени отравления семьи Скрипалей в Солсбери. Премьер-министр Великобритании Т.Мэй без каких-либо публичных доказательств, основываясь на неких секретных, никогда не придававшихся гласности разведданных, обвинила в этом Россию.

Уже более месяца мы не имеем никакой информации о ведущемся Скотланд-Ярдом расследовании. Случай в истории беспрецедентный с учетом характера выдвинутых обвинений. Как мы понимаем, эти засекреченные данные должны быть трансформированы в публичные доказательства, которые мы, естественно, проверим.

В этой связи у Великобритании возникает несколько проблем. Необоснованные обвинения в адрес России, отказ от политических контактов на высшем уровне серьезно осложнили российско-британские политические отношения. Нанесен огромный ущерб ее имиджу в глазах россиян, которые хотели бы увидеть конкретные доказательства.

Вторая проблема – это международный имидж страны. Лондон втянул своих союзников по западному блоку в непростую историю. Исходя из западной солидарности, при мощной поддержке США Даунинг-стрит под слово мобилизовал их на недружественные шаги в отношении России. Время идет, и теперь правительствам этих стран приходится объясняться со своим общественным мнением. Первые вопросы уже задаются.

Третья проблема – это международные организации. Проблема теперь будет обсуждаться на постоянной основе в Совете Безопасности ООН на политическом уровне и в Организации по запрещению химического оружия (ОЗХО) на техническом. Все это значит, что из двусторонней темы проблема доказательств необоснованных британских обвинений вышла на уровень международной повестки дня. Кроме того, в нынешнем виде Лондон перевел проблему в более широкую плоскость отношений Восток-Запад. Поясню эту мысль. Даже при том, что Исполсовет ОЗХО голосами только 15 западных стран заблокировал наш проект справедливого решения в пользу активного международного сотрудничества по прояснению обстоятельств случившегося в Солсбери, 23 страны Исполсовета не стали ассоциироваться с западной неконструктивной позицией. Это все государства Латинской Америки, Африки и, за исключением двух стран, Азии.

Таким образом, как на двухстороннем уровне, так и на многостороннем правительство консерваторов категорически отказывается от взаимодействия, а само расследование ведет нетранспарентно не только для международного сообщества, но и для собственного общественного мнения.

Чисто профессионально мне интересно, как долго британская политическая система сможет выдержать такую нагрузку.

Что касается России, то мы предложили свое взаимодействие в расследовании. Не следует забывать, что Сергей и Юлия Скрипаль являются российскими гражданами и их здоровье и благополучие нам не безразлично. Замечу также, что в России в связи с покушением на их убийство возбуждено уголовное дело, и мы ведем собственное расследование.

Хочу напомнить, что Россия официально заявляла о том, что она не имеет никакого отношения к отравлению Скрипалей и бремя доказательств в условиях секретности лежит на Лондоне. Поэтому я хотел бы услышать от главы МИД его оценки сложившейся ситуации в двусторонних отношениях.

Как будет политически вести себя Великобритания в условиях, когда, по оценке Скотланд-Ярда, на расследование могут уйти месяцы? А засекретить все его материалы, как в случае со смертью А.Литвиненко, не получится.

Хочу задать и чисто человеческий вопрос: на каком основании Великобритания отказала в визе Виктории Скрипаль, которая очень беспокоится за двоюродную сестру и своего дядю и хотела приехать в Великобританию их навестить? Мне такой отказ непонятен в условиях, когда оба чувствуют себя, согласно официальным заявлениям британской стороны, хорошо.

Самая большая проблема для Лондона сейчас и на перспективу – это транспарентность расследования. Поэтому встреча нужна. Мои неоднократные и долгие беседы с Б.Джонсоном свидетельствуют о том, что он восприимчив к логике и аргументам, готов выслушивать другое мнение и беспокоится за репутацию своей страны.

Думаю, что сейчас самое время обсудить все вопросы, которые волнуют обе стороны».

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати