ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

США – Саудовская Аравия: дружить против Сирии

14:22 29.03.2018 • Андрей Исаев, журналист-международник

«Исламское государство» практически разгромлено, но сирийский конфликт продолжается, и в него, помимо правительства САР, вовлечены Россия, США, Турция, Иран, Израиль, Сирийские демократические силы (СДС), проиранские, протурецкие, просаудовские отряды, а также недобитые исламские террористические группировки. Интересы большинства игроков разнятся настолько, что возникающие коалиции и альянсы могут быть только ситуативными. Другими словами - временными.

Так нелюбовь к Саудитам, свела вместе Турцию, Иран и Катар; они же толкнули курдов в американские объятия.

Сегодня можно говорить и о возобновлении геополитического альянса Вашингтона с «младосаудовцами» вкупе с их аравийскими союзниками и Египтом, оказавшимся в положении страны-клиента КСА. Более того, не исключено, что этот союз становится основой ближневосточной политики Дональда Трампа, в статусе президента начавшего свое первое турне по Ближнему Востоку именно с «подзабытого» Б. Обамой Эр-Рияда. Тогда Трамп привез из Саудовской Аравии контрактов не на одну сотню миллиардов долларов. Причем, сто десять миллиардов предназначались американскому ВПК. А после недавней встречи на высшем уровне в Вашингтоне наследный саудовский принц (и фактический руководитель. государства) Мухаммед бен Салман сообщил, что общий объем двусторонних инвестиций будет доведен до 400 млрд. долларов.

При этом накануне визита в США принц не мог не выступить с традиционным и резким  антииранским заявлением: «Иран пытается распространить свое влияние в регионе. Так же как Гитлер в свое время стремился к экспансии, так и Тегеран сегодня хочет утвердить свои проекты на Ближнем Востоке. С самого начала многие страны мира, в том числе Европы, не понимали, насколько опасен Гитлер, до тех пор, пока не случилось то, что случилось. Я не хотел бы, чтобы то же самое произошло на Ближнем Востоке». (aa.com.tr)

Но нынешние режимы в Вашингтоне и Эр-Рияде сближает не только курс на «противодействие иранскому экспансионизму». Накануне переговоров официальный представитель Белого дома рассказал, что «президент Дональд Трамп и наследный принц обсудят противостояние дестабилизирующей деятельности Ирана в Сирии, а также мы включим в обсуждение роль России в поддержке  …режима Башара Асада в Сирии, попытки Москвы защитить Тегеран от действий США». (iz.ru) Более того, по информации The Hill, высокие договаривающиеся стороны планировали обсудить как им «заставить Россию заплатить» за ее ближневосточную политику. (thehill.com) Очень похоже, что дружить США и КСА собираются и против Ирана, и против России. Ну и Дамаска, конечно.

Переговоры начались пассажем Трампа о том, что отношения между США и Саудовской Аравией «сильны как никогда — мы понимаем друг друга». И даже: «У нас великая дружба, великие отношения». (planet-today.ru) Восточный гость не остался в долгу: «Саудовская Аравия - самый старый союзник Америки на Ближнем  Востоке с более чем 80-летним союзом и большими интересами - в области политики, экономики,  безопасности». (newsfrol.ru) Более того: по информации израильского аналитического портала DEBKAfile, стороны договорились о передислокации американской военной базы из дружественного Ирану Катара в Саудовскую Аравию.

Более чем серьезно воспринимающий «иранскую угрозу» Эр-Рияд понимает, что горы оружия сами по себе не гарантируют победу в случае вооруженного конфликта – тому иллюстрация война в Йемене. Так что без поддержки американцев ему не обойтись.

И Вашингтону возобновление стратегических отношений с КСА как нельзя на руку. На сирийском направлении США пребывают в определенном вакууме, что подтверждают, в частности, недавние рокировки во внешнеполитическом блоке. В последнее время Вашингтон сильно дискредитировал себя в глазах арабов, и поддержка авторитетной арабской страны, к тому же патронирующей немалую часть сирийской вооруженной оппозиции, ему необходима. Пока же американцы делают ставку на формально многонациональные, но по существу курдские СДС и «окапываются» на левобережье Евфрата. Курды, мечтающие о политической самостоятельности в той или иной форме, уже смогли убедиться в ненадежности их нынешнего союзника, но другого покровителя на сегодня у них нет – приходится довольствоваться этим.

При необходимости новый союз может рассчитывать и на поддержку Израиля, вновь сблизившегося с Америкой Трампа и, несмотря на целый ряд никуда не исчезнувших противоречий, наладившего вполне конструктивные отношения с КСА. Объективно любой демарш против Тегерана израильтянам на руку, они ревниво следит за тем, чтобы проиранские силы не слишком близко подбирались к Голанским высотам, «прикрывающим» Тивериадское озеро – один из главных резервуаров пресной воды в стране.

Отдельный разговор о Турции. По замечанию турецкого оппозиционного интернет-издания Gazete Duvar, принцип, «Мир в стране, мир в мире», провозглашенный еще Ататюрком, при нынешнем главе государства трансформировался в «Мир в стране, война в мире», - в полном соответствии со средневековой османской парадигмой.  

Анонсировав цель «освободить от террористических элементов» всю приграничную территорию Сирии (протяженность общей границы 822 км) и Ирака (331 км) и при этом не уточнив глубину «освобожденной» территории, Анкара в течение двух последних лет оккупировала север провинции Алеппо, Африн и ввела войска в западную часть Идлиба, с севера на юг разрезав провинцию цепочкой своих блокпостов. А 15 марта этого года официальный представитель турецкого президента Ибрагим Калын объявил, что Турция «не намерена возвращать Африн режиму (т.е. сирийскому правительству – А.И.)». (diken.com.tr) Уже назначен губернатор бывшего курдского кантона, формируются местные органы власти.

Впрочем, за Евфрат турки вряд ли пойдут: там начинается «зона ответственности» США. Но за «курдско-американский» Менбидж, расположенный на правом берегу великой реки, намерены побороться. Первая встреча недавно созданной рабочей группы по нормализации американо-турецких отношений (прежде всего – на сирийском направлении) состоялась 8-9 марта в Вашингтоне, но, судя по всему, ни к чему хорошему не привела. По ее окончании турецкая сторона сначала заявила о достижении договоренности о выводе курдских отрядов из Менбиджа, а позже отыграла назад, сократив «договоренность» до «понимания». В Вашингтоне опровергли обе формулировки.  

Ситуацию на севере Сирии планировалось обсудить на переговорах министра иностранных дел Турции Мевлюта Чавушоглу с госсекретарем США Рексом Тиллерсоном. Однако отставка последнего отодвинула встречу на неопределенный срок. А тем временем официальный представитель Госдепа Хизер Нойерт относительно Менбиджа заявила: США оставляют за собой право «на самозащиту и защиту своих союзников». Характерно, что в последнее время американцы значительно снизили свою активность на турецкой военной базе Инджирлик,

Вместе с тем нельзя исключить, что договориться Анкара и Вашингтон все-таки смогут, например, на таких условиях: курдские отряды выходят из приграничной зоны, американцы гарантируют, что режим СДС воздержится от враждебных действий по отношению к Турции, а та, в свою очередь, пообещает оставить курдов в покое. Таким образом, Рабочая партия Курдистана лишится трансграничной поддержки, страна прирастет новыми территориями. Не исключено, что в этом случае Турция может начать терять интерес к военно-политическому альянсу с Россией и Ираном, а ее договороспособность в диалоге с американцами резко возрастет. Похоже на фантастику? Похоже, но события сирийской войны уже много раз превосходили самые смелые предположения.

За всеми этими маневрами как-то забывают про собственно Сирийскую арабскую республику. Нынешний режим, как минимум гарантирующий физическое выживание алавитов, шиитов, христиан и друзов, напряжением всех сил сопротивляется надвигающейся фрагментации и исламизации страны. Законное правительство поддерживают лишь Иран и Россия, словом и делом помогающая Дамаску возвращать контроль над утраченными в ходе гражданской войны территориями.

На 4 апреля намечена встреча президентов России, Турции и Ирана, которая, будем надеяться, внесет какую-то ясность в сирийскую политическую головоломку. Это тем более актуально, что сегодня позиции турецкой и сирийской армий в Африне разделяет всего семь километров, а опыт взаимных обстрелов у сторон уже есть.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати