ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Война, которая создала современный мир

13:08 25.03.2018 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: inosmi.ru.

В марте 2018 года исполнилось 100 лет со дня подписания Брест-Литовского договора, результатом которого стал выход России из Первой мировой войны. Несмотря на то, что этот сепаратный мир просуществовал недолго и был расторгнут уже в ноябре 1918 года, он положил начало процессу завершения глобального противостояния, начатого в 1914 году и завершенного 28 июля 1919 года в Зеркальной галерее Версальского дворца.

Итогам Первой мировой войны и их влиянию на мировую политику спустя столетие была посвящена лекция доцента факультета мировой политики МГУ им. М.В. Ломоносова Алексея Фененко, состоявшаяся в Государственном музее современной истории России. Это мероприятие стало очередной частью цикла «Контуры мирового порядка», организованного Российским советом по международным делам (РСМД).

Как подчеркнул Алексей Фененко, Первая мировая война уничтожила баланс между мировыми державами, который существовал в рамках Венской системы международных отношений, и положила начало новому мировому порядку. За век, прошедший с момента её окончания, в мире поменялось многое, однако до сих пор ее последствия оказывают воздействие на миропорядок и политику современных государств.

Эксперт напомнил, что отношение к Первой мировой войне в России и в странах Запада значительно отличается. В 2014 году, когда отмечалась годовщина этого глобального конфликта, в России усилиями Левада-центра было проведено социологическое исследование, которое показало парадоксальные результаты. Оказалось, что для большинства наших современников эта война остается своего рода курьезом, трагикомическим эпизодом мировой истории. Совершенно иное отношение к этому конфликту наблюдается в Европе. Здесь эту войну до сих пор именуют «Великой» и считают ключевым событием мировой истории. Например, в венском Военно-историческом музее, существует масштабная экспозиция, посвященная ей, которая так и называется: «Война, которая создала наш мир». По-видимому, такое различие в оценках связано с тем, что Россия вышла из этого конфликта проигравшей стороной. Кроме того, эта война была для нас несистемной, привела к обрушению государственности. Нашу страну стали воспринимать как заведомо более слабого противника, чем Российскую империю. Поэтому неудивительно, что Гитлер, готовя нападение на СССР, рассчитывал на повторение сценария 1917-1918 годов, включавшего распад и разложение армии, сепаратизм национальных окраин и свержение политического режима.

На Западе Первую мировую войну Считают «Великой» и называют главным событием новейшей истории человечества.

Не менее сложно ответить на вопрос: кто победил в Первой мировой войне? Формальный ответ на этот вопрос: «Антанта и ее союзники» будет неполон. Триумфаторы не столько торжествовали, сколько зализывали раны. Для Франции ее победа над Германией оказалась пирровой из-за колоссальных людских потерь. Начался распад Британской империи: все ее доминионы, включая Канаду и Австралию, вступили в Лигу Наций как самостоятельные государства в 1919 году. В Соединенных Штатах недовольство результатами войны было настолько велико, что Сенат отказался от ратификации соглашения о Лиге Наций. Преемник Вудро Вильсона в Белом доме Уоррен Гардинг, по сути, вернул страну к политике изоляции, твердо заявив: «Америка возвращается домой».

Первая мировая война завершила целую эпоху, в основе миропорядка которой лежала система баланса между 5-6 великими европейскими державами. Весь этот период, за исключением ряда локальных конфликтов, в Европе царил мир. Но именно из самораспада этого баланса и возникли причины нового, уже мирового конфликта. Дело в том, что у Венской системы международных отношений появились точка и механизм эскалации. Такой точкой стали Балканы, ставшие полем столкновения великих держав.

Не может ли закончиться так же Ялтинско-Потсдамская система, при которой мы продолжаем жить? По мнению А.Фененко, этот вопрос до сих пор остается дискуссионным, в особенности, если учитывать ситуацию в Сирии и вокруг Украины, где возникают новые механизмы эскалации. В свою очередь, в период противостояния двух идеологических систем «холодная война» не переросла в третью мировую именно потому, что для нее не было соизмеримого противоречия. «Ни из-за Мозамбика, ни из-за Анголы, ни даже из-за Западного Берлина великие державы воевать не стали бы», - подчеркнул эксперт.

По словам А.Фененко, историю Первой мировой войны можно разделить на два принципиально разных периода. Первый из них (1914-1916) представлял собой классическое противостояние двух коалиций (Антанты и Тройственного союза), которая окончилась тупиком для всех. Второй период (1917-1918) был ознаменован многочисленными социальными и политическими трансформациями, которые и породили новый мировой порядок. Война привела к распаду четырех империй: Германской, Австро-Венгерской, Российской и Османской. Начался процесс распада Британской империи. В политической практике появился новый принцип, связанный с утверждением права наций на самоопределение. Независимо друг от друга его провозгласил лидер большевиков Ленин в России и президент Вудро Вильсон - в США. Так была заложена основа для формирования современной карты мира. Как это ни парадоксально звучит, события Второй мировой войны привели к куда более локальным изменениям.

В Восточной Европе на руинах империй возникли новые независимые государства: Финляндия, Польша, Венгрия, Австрия, Чехословакия, Румыния, Югославия (Королевство сербов, хорватов и словенцев). Потерпела поражение первая попытка построения независимой украинской государственности.

Кардинальные изменения произошли на Ближнем Востоке. Истоки нынешних конфликтов в этом регионе лежат в 1916 году, когда благодаря соглашению Сайкса-Пико и в результате раздела Османской империи между странами Антанты появилось большинство современных государств, включая такие, как Ирак и Сирия. Антиосманское восстание в Хиджазе, поддержанное Лондоном, привело к образованию Саудовской Аравии. В ходе национального движения, направленного на восстановление контроля над Константинополем и черноморскими проливами, появилась Турецкая Республика. Опорой Великобритании на Ближнем Востоке стали Египет, Саудовская Аравия и Ирак.

Считается, что англосаксонские государства – бывшие доминионы Британской империи – начали свой путь к независимости после принятия Декларации Объединенных Наций 1 января 1942 года. Однако это не совсем так. В 1919 год все они на правах независимых государств вступили в Лигу Наций. 

Первая мировая война сформировала и современный идеологический ландшафт. Она покончила с традиционным консерватизмом и привела к глубокому кризису монархической и имперской идей. Об этом свидетельствует тот факт, что нигде не было предпринято попыток вернуть на престол прежнюю династию. Исключением стала Венгрия, где в 1920 году было сделано две попытки вернуть на престол Карла Габсбурга. Однако против этого сразу же выступили страны Малой Антанты (Чехословакия, Румыния, Югославия). После этого Будапешт не предпринимал подобных шагов, а в стране был сформирован уникальный политический режим: монархия во главе с регентом, которым стал бывший адмирал флота Австро-Венгрии Миклош Хорти. Ирония истории в том, что самой консервативной монархией Европы в итоге стала самая либеральная из них – Великобритания.

Глобальный конфликт 1914-1918 года привел к резкому росту популярности левых идей, под знаком которых прошел весь ХХ век. В радикальной коммунистической форме их попытались воплотить в жизнь в СССР 1920-х годов, а в умеренной социал-демократической – во многих странах континентальной Европы.

На мировой арене произошел взрывной рост национализма, пик которого пережили Германия, Италия и Япония.

Крах Венского порядка привел к тому, что впервые на международном уровне оформилась идея глобального управления миром, направленного на предотвращение будущих мировых войн. Так возникла Лига Наций, опыт которой будет учтен в 1945 году при создании Организации Объединенных Наций. Правда, этот опыт оказался неудачным.

Что привело Лигу Наций к кризису? В первую очередь то, что две важнейших страны, без которых невозможно было выстраивать архитектуру безопасности – Советская Россия и Германия – оказались вне системы нового миропорядка, и, как следствие, начали его ревизию. Второй причиной кризиса новой системы стало то, что основой деятельности Лиги стали переговоры о разоружении. Как показала практика, ни один из членов этой организации не был к этому готов. Разногласия в этой сфере уже в 30-х годах успешно использовал Гитлер, заявивший, что, поскольку великие державы не готовы разоружиться сами, то Берлин оставляет за собой право нарастить свой арсенал до их уровня. Наконец, в Уставе Лиги Наций никак не были приписаны наказания за нарушение основ нового мирового порядка. Все эти уязвимые места стремились устранить уже участники антнигитлеровской коалиции при формировании новой международной организации – ООН.

Именно в ходе Первой мировой войны и после ее окончания впервые в качестве международной организованной силы оформилось пацифистское движение. Ранее протесты против войны воспринимались как удел отдельных интеллектуалов, вроде Виктора Гюго и Льва Толстого, но теперь до капитанов промышленности и политиков стало доходить, что война становится слишком дорогой. Ущерб от разрушений инфраструктуры в урбанизированном обществе стал чрезмерно велик, и это породило поиски дешевых видов вооружения. В конечном итоге они приведут к изобретению химического и ядерного оружия. Впервые появляются попытки подписания договоров об отказе от войны как орудия национальной политики. Примером может служить пакт Бриана-Келлога 1927 года. 

Наконец, мировая война привела к краху европоцентризма, Ранее принятие важнейших решений было прерогативой стран Старого Света. Теперь распад империй привел к тому, что их место заняли неевропейские центры – США, Япония и Китай.

В свое время известный социолог и политолог, основоположник мир-системного анализа Иммануил Валлерстайн задавался вопросом: можно ли говорить о том, что Вторая мировая война, которая привела к гибели Версальско-Вашингтонскую систему, была независимой войной или она представляла собой часть единого конфликта с двумя различными вариациями, продолжавшегося с 1914 по 1945 год? По-видимому, на этот вопрос можно ответить утвердительно. Более того, если поставить перед собой задачу осветить эволюцию внешнеполитических подходов нашей страны в ретроспективе, то мы увидим, что между Российской империей, Советским Союзом и нынешней Российской Федерацией существует определенная преемственность. В особенности это становится очевидным сейчас, когда наша страна переживает период санкционной войны с Европейским союзом и США.

Хорошо известно, что Россия заинтересована в дружественных отношениях с Германией, как гарантом определенной стабильности в Европе. Однако каждый раз попытка договориться с Берлином заканчивается неудачей, и наша страна вынуждена заключать союз со своими оппонентами – Великобританией и англосаксонским миром. Это объясняется тем, что регулярно, с самого момента объединения, в Германии идет борьба двух политических лагерей: сторонников статуса Германии как самостоятельной великой державы и их оппонентов, напротив, заинтересованных в освоении пространства на Востоке. По словам А.Фененко, когда нацистская Германия готовилась к войне, Гитлер вовсе не собирался полностью пересматривать итоги Первой мировой войны. Напротив, он собирался договориться с западными державами – победительницами на Западе (прежде всего, с Великобританией) и осуществить экспансию против СССР - «натиск на Восток» в поисках «жизненного пространства».

По мнению Алексея Фененко, определенные отзвуки этих разногласий в германской политической элите можно найти и в современной немецкой политике. Например, федеральные канцлеры Гельмут Коль и Герхард Шрёдер выступали за равноправный диалог с Россией и одновременно повышение роли Германии в мире, а Ангела Меркель – напротив, делает акцент на экономическом освоении Восточной Европы, что ведет к неизбежному конфликту с Москвой. Это стало причиной очередного столкновения Москвы и Берлина, прежде всего на Украине, представляющей собой страну - транзитера энергоресурсов в Западную Европу. Тем самым, Россию снова подталкивают к балансированию между геополитическими игроками на Западе и использовании в свою пользу существующих там противоречий.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати