ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Парламентские выборы в Италии: неприятный сюрприз для Евросоюза

22:01 06.03.2018 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Фото: pnp.ru.

В Италии состоялись очередные парламентские выборы. Впервые они состоялись  по новому, принятому осенью 2017 года, избирательному закону, согласно которому в стране вводится смешанная избирательная система. Были избраны 630 членов Палаты депутатов и 315 выборных членов Сената. За представительство в парламенте боролись объединившиеся в коалиции левые и правые центристы, а также движения, которые традиционно принято относить  к популистским.

Результаты выборов стали неприятным сюрпризом для политиков, выступающих за максимально полное представительство Италии в Европейском союзе. Ни одна политическая сила не набрала 40% голосов, которые, согласно конституции, необходимы для того, чтобы сформировать новое правительство. Наибольшее число голосов (37%) набрала правоцентристская коалиция, в состав которой входили такие движения, как евроскептическая «Лига Севера» во главе с Маттео Сальвини, неоднократно обвинявшаяся в сепаратизме«Вперед, Италия!» Сильвио Берлускони и «Братья Италии – Национальный альянс» во главе с Джорджией Мелони.

На втором месте (33% голосов) оказались получившие мощную поддержку на юге страны радикальные евроскептики, представленные движением «Пять звезд», возглавляемым  Луиджи ди Майо. И, наконец, третье место заняла левоцентристская коалиция социал-демократов, либералов и «зеленых»  во главе с Демократической партией, которую представлял экс-премьер-министр Маттео Ренци.

Какие политические силы могут войти в правящую коалицию? Почему у населения Италии уменьшился рейтинг поддержки ЕС? Какими будут отношения России и Италии в ближайшей перспективе? Все эти вопросы обсуждались на состоявшемся в Москве круглом столе, в котором приняли участие известные отечественные политологи, а также представители СМИ.

Профессор кафедры  дипломатии МГИМО (У) МИД России, эксперт Российского совета по международным делам Татьяна Зонова считает, что, несмотря на значительную поддержку, оказанную консерваторам итальянскими избирателями, между ними сохраняются значительные противоречия. В частности, между Маттео Сальвини и Сильвио Берлускони сохраняются политические разногласия. Споры идут и вокруг фигуры будущего премьер-министра. В частности, Берлускони предложил на этот пост действующего председателя Европарламента Антонио Таяни, известного в молодости своими монархическими симпатиями и поддержкой со стороны представителей Савойской династии, но в то же время политика респектабельного и чуждого каких-либо радикальных заявлений.

По мнению ведущего  научного сотрудника сектора экономики европейских стран Центра европейских исследований Национального исследовательского института мировой экономики и международных отношений (ИМЭМО) им. Е.М. Примакова Агнессы Авиловой, прошедшие в Италии  выборы необходимо воспринимать в общеевропейском контексте. Прошедшая в стране предвыборная кампания обнаружила конфликт не столько между левыми и правыми, сколько  сторонников интенсивного участия Рима в европейской интеграции, и тех, кто хотел бы возвратить страну  к решению  назревших  национальных задач.

По словам А.Авиловой, немалая часть  граждан  Итальянской Республики прониклась критическим отношением к ЕС в его нынешнем состоянии. Это вполне объяснимо: географически Италия относится к южной периферии Евросоюза, которая в начале 2010-х годов пережила серьезный долговой кризис. Немалые усилия для вывода страны из этого состояния предприняли правительства Марио Монти и Маттео Ренци, однако из экономической рецессии страна начала выходить только недавно. Острой проблемой остается и безработица, охватившая, в том числе, молодежь (36,9% итальянцев в возрасте от 18 до 34 лет не трудоустроены). Многие квалифицированные кадры (в том числе инженерные) вынуждены были покинуть  родину в поисках работы. До сих пор экономика Италии остается самой медленно растущей в ЕС.

Результаты выборов отразили скептическое отношение итальянцев к Европейскому союзу в его нынешнем виде.

Но даже если новое правительство будет сформировано, оно, по словам А.Авиловой, будет, скорее, техническим, и  может столкнуться с неразрешимыми противоречиями, которые приведут к повторению ситуации 2013 года, то есть пересмотру избирательного закона и назначению новых выборов.

В чем же заключаются эти противоречия?

По словам Татьяны Зоновой, политическая система Италии  не впервые сталкивается со сложностями. На протяжении всего периода, охватывавшего временной отрезок с момента окончания Второй мировой войны до распада биполярной системы международных отношений, в западноевропейской и американской политологической традиции Итальянская Республика приводилась в качестве примера «несовершенной демократии». Это объяснялось тем, что ряд политических движений, и прежде всего самая крупная в Европе компартия, в соответствии с условиями предоставления Риму  экономической помощи по плану Маршалла, не могла войти в состав правительства. С 1992-1994 годов в стране сформировалась новая политическая конфигурация, предполагавшая регулярную смену у власти лево- и правоцентристских коалиций. Однако мощный рост поддержки у евроскептиков и появление радикального популистского движения «Пять звезд» в качестве третьего полюса итальянской политики стало для Рима и Брюсселя полной неожиданностью.

Следует учесть, что одновременно Италия переживает и смену поколений политиков. На смену таким «зубрам», как, например,  Берлускони, приходят лидеры нового поколения.  Кроме того, он погряз в многочисленных судебных разбирательствах, связанных с неуплатой налогов и обвинениями в сомнительных финансовых и личных связях, которые сильно ограничивают возможности его деятельности на политической арене.

Важно и то, что Риму не удалось  обеспечить преодоление отставания аграрного Юга от финансово и промышленно развитого Севера. До сих пор такие регионы, как Сицилия, Сардиния, по уровню доходов отстают от Милана, Турина и Мантуи и живут за счет перераспределения доходов из более состоятельных регионов в более бедные. Именно на критике подобного положения вещей поднялась в свое время «Лига Севера».  Масла в огонь подлил и бывший советник президента США Дональда Трампа, руководитель его предвыборного штаба Стивен Бэннон, заявивший во время своего визита, что наилучшим правительством в Риме станет то, которое будет образовано в результате коалиции «Лиги Севера» и «Пяти звезд».  Все это неплохо  помнят в Брюсселе и не испытывают по этому поводу ни малейшего энтузиазма.  Тем более, что представители Лиги   в качестве крайней меры еще в 1996 году предлагали отделить от страны  «коррупционные» и «мафиозные» южные области  и образовать так называемую «Республику Паданию» - независимое государство на севере Италии с «теневым» парламентом в Мантуе (область Ломбардия).

Впрочем, как отметила старший научный сотрудник Института Европы РАН, старший преподаватель  кафедры интеграционных процессов МГИМО (У) МИД России, эксперт РСМД  Елена Маслова,  евроскептицизм «Лиги Севера» очень подвижен и способен меняться в соответствии с политической конъюнктурой. В центре внимания этого движения не столько отделение от ЕС  или  иная внешнеполитическая повестка, сколько налоговая политика, от специфики которой  напрямую зависит будущее  обычного   итальянца.  Не меньшей проблемой для Италии стал и поток беженцев из стран Ближнего Востока и Африки, значительная часть которого находит пристанище на острове Лампедуза. 

По мнению ведущего  научного сотрудника отдела сравнительных исследований Института социологии РАН Вячеслава Коломийца, сложившаяся в стране политическая ситуация  может привести к образованию самых парадоксальных и экстравагантных союзов. Во всяком случае, это становится неизбежным, учитывая, что на авансцену все чаще выходят партии и движения, организованные по сетевому принципу и представляющие интересы не самой искушенной в политике части избирателей.

Эксперты сошлись во мнении, что, вне зависимости от новой политической конъюнктуры, отношения России и Италии будут складываться на основе общих интересов и симпатии. Однако внутриполитическая ситуация требует своего разрешения, и надо надеяться, что действующий президент Итальянской Республики Серджо Матарелла сделает все возможное для того, чтобы достичь компромисса и сформировать новое правительство.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати