В какую сторону «поплывет» Куба?

01:14 23.01.2018 Александр Моисеев, обозреватель журнала «Международная жизнь»


На Кубе официально объявлено, что в 2017 году экономика страны выросла на 1,6%. Вместо планируемых 2%. Помимо бурно развивающегося въездного туризма, высокие темпы роста показала также строительная отрасль. И уже совсем стало понятно, что наш стратегический партнер, мужественная социалистическая Республика взяла курс на развитие смешанной экономики, на дальнейшее продолжение глубоких социально-экономических преобразований.

Так куда же «поплывет» Куба в наступившем 2018-м и куда она направится в последующие годы?

На эту тему – наша беседа с известным экспертом, кандидатом экономических наук, руководителем экспертной группы по проблемам развития Кубы Института Латинской Америки РАН Николаем Калашниковым.

 

 

- В последнее десятилетие на Кубе усилился процесс серьезных социально-экономических реформ, который сами кубинцы называют «актуализацией экономической модели», - комментирует Николай Викторович. - Суть этих перемен сводится к модификации механизмов государственного контроля и управления, изменениям в системе экономического планирования, сокращению государственного участия в хозяйственной сфере и расширению возможностей для негосударственного сектора. Первыми шагами стали либерализация торговли некоторыми видами товаров и услуг, передача в аренду неиспользуемых государственных сельскохозяйственных земель, переход большей части сферы обслуживания в руки мелких предпринимателей. Был снят «предел» по заработной плате и разрешена работа по совместительству.

Серьезному пересмотру подверглись многие законодательные и нормативные акты. Особое внимание было обращено на изменение институциональных основ в соответствии с требованиями новой модели экономического развития. В 2010 году принят новый налоговый кодекс, ряд нормативных актов, определяющих общие принципы налогообложения, создания системы социального страхования для самозанятых лиц. Речь идет не только об изменениях в министерствах и ведомствах, но и во всей системе управления на рынках финансов, товаров, услуг, труда.

Основной формой национальной экономики и социально-экономической системы остается социалистическое предприятие, основанное на государственной («всенародной») собственности на средства производства. Ключевая роль отводится государственному планированию и регулированию цен, в то же время во второстепенных сферах, не определяющих развитие страны, допускается признание рынка и ограниченное функционирование норм спроса и предложения.

Допускаются различные формы деятельности в негосударственном секторе, такие как кооперативы, индивидуальная трудовая деятельность, микро-, мелкие и средние частные предприятия. Частный сектор действует в крайне ограниченных пределах, жестко регулируется государством, не допускается концентрация собственности и богатства.

Повышается независимость социалистических предприятий, происходит разделение государственных и предпринимательских функций, предоставляются большие полномочия руководителям производства. Предпринимаются меры, направленные на привлечение иностранных инвестиций, гарантируется правовая защита инвесторов, при этом сохраняются существенные ограничения, связанные с обеспечением национального суверенитета, охраной окружающей среды и рациональным использованием природных ресурсов. Запланирована унификация денежной системы и ликвидация одной из параллельных денежных единиц, при этом гарантируется сохранение банковских вкладов в национальной и иностранной валюте.

При сохранении идеалов равенства и справедливости внедряется социалистический принцип «от каждого – по способностям, каждому – по труду», что позволит добиваться более справедливой оплаты труда и повысить мотивацию рабочей силы.

Сохраняется высокая степень социальной защиты населения, государство по-прежнему гарантирует бесплатное здравоохранение и образование всех уровней для всех граждан.

Подтвержден курс на расширение сферы негосударственных предприятий, индивидуальной трудовой деятельности, на передачу в аренду необрабатываемых земель, на постепенную отмену карточной системы, которая еще сохраняется в урезанном виде и позволяет приобретать ограниченный набор продуктов.

При этом сохраняется плановая система экономики. Основные средства производства остаются в руках государства. Как заявил Рауль Кастро в Отчетном докладе на VII съезде КПК, «собственность всего народа на основные средства производства является и останется главной формой национальной экономики и социально-экономической системы». Тем не менее, в государственном секторе произошли большие перемены. Был достигнут определенный прогресс в разделении государственных и предпринимательских функций. Ставилась задача освободить государство от видов деятельности, которые не определяют развитие страны. Высвобождение рабочей силы из государственного сектора (500 тыс. человек) позволило сократить расходы на заработную плату. Другой задачей было повышение производительности труда на государственных предприятиях, которая пока остается низкой.

Начатая в 2014 году реформа системы государственных предприятий предусматривает их бóльшую автономию в распределении прибыли, принятии решений по инвестированию, по вопросам занятости и ценовой политики. Доля прибыли, которую госпредприятия после уплаты налогов могут оставлять у себя, в последние годы выросла с 30% до 50%. При этом они освобождаются от отчислений на износ и амортизацию основных средств, если эти деньги направляются на инвестирование и переоснащение (закупку нового оборудования). Государственные предприятия получили возможность использовать часть прироста прибыли на повышение заработной платы работников, свободно реализовывать излишки продукции, полученные сверх государственного заказа.

При сохранении доминирования государственного сектора, Куба, по сути, движется к модели смешанной экономики. Наряду с государственными предприятиями все большее значение приобретает деятельность сельскохозяйственных и несельскохозяйственных кооперативов и допустимое в последние годы частное предпринимательство.

 

- Николай Викторович, какие перемены происходят в сельском хозяйстве Кубы? Это – ключевая отрасль в стране, которой теперь приходится производить продовольствие не только для своих граждан (около 11,2 миллиона человек), но и для иностранных туристов, число которых в наступившем 2018 году Остров Свободы ожидает уже 5 миллионов…

 

- Кубинские крестьяне получили право арендовать землю на длительный срок для организации аграрного производства, сами определять, какую сельскохозяйственную продукцию выращивать. Увеличились и закупочные цены. Пока государство сохраняет за собой право контроля над поставками техники, удобрений.

Впервые оптовые рынки (по решению Министерства внутренней торговли) начинают работать для «удовлетворения высокого спроса растущего негосударственного сектора». С мая 2016 г. работники несельскохозяйственных кооперативов и частные арендаторы могут закупать продукцию непосредственно у компаний и оптовых поставщиков.

Вместе с тем, для развития бизнеса все еще сохраняется огромное число ограничений. Например, частные рестораны могут иметь только до 20 посадочных мест (прежде, правда, разрешалось 12 мест), столяр может лишь ремонтировать мебель или делать новую, но только по заказу клиента, можно заниматься репетиторством, но только, если ты не работаешь преподавателем, и т.д. Развитию малого предпринимательства мешают высокие налоги, достигающие 50% при годовом доходе свыше 2 тысяч долларов. Помимо владельцев частного бизнеса налог на прибыль стали платить деятели культуры, работники иностранных компаний, крестьяне и так называемые самозанятые.

 

- Куба уже не один год стремится преодолеть зависимость от импорта продовольствия, а это около 20% всего импорта. По-вашему, такое возможно?  

 

- Страна располагает условиями для самообеспечения многими видами продукции сельского хозяйства. Да и рыболовства тоже. Стоит задача вдвое сократить расходы на закупку продовольствия за границей, на что Куба ежегодно тратит в среднем около 2 млрд долларов. Я лично считаю, что Республика вполне может полностью обеспечивать себя продуктами питания за счет собственного производства и даже экспортировать излишки. Пути достижения поставленной цели лежат как в сфере повышения производительности труда в отрасли, так и в преодолении наметившейся тенденции к неэффективному использованию сельскохозяйственных земель.

В качестве одного из путей решения проблемы руководство страны рассматривает вовлечение в оборот пустующих земель, еще недавно составлявших около 30% всех некультивируемых сельскохозяйственных угодий. Причем, более 50% земель этой категории принадлежало государству. Сегодня эти земли могут передаваться в аренду как физическим лицам (на 10 лет), так и юридическим (кооперативам) – на 25 лет с возможностью продления. Число арендаторов земли составляет около 3 тысяч человек. Исследования показывают, что этим воспользовались индивидуальные сельхозпроизводители и крестьяне, объединенные в кооперативы кредитов и услуг. В отличие от других собственников, только у этой категории хозяйств отмечалось увеличение площади обрабатываемых земель, что, однако, не смогло компенсировать потери в более крупных хозяйствах.

Негосударственный сектор доминирует в производстве (более 80%) почти всех видов сельскохозяйственной продукции, ориентированной на внутренний рынок. Несмотря на сокращение обрабатываемых площадей, объемы производства большинства видов продукции удалось, хотя и незначительно, но все же увеличить за счет роста урожайности. Определяющую роль негосударственные предприятия играют и в выращивании экспортных культур, таких как табак (99,4%) и сахарный тростник (98,1%)…

При этом за государством сохраняется ведущая роль в некоторых сегментах растениеводства, например, в выращивании грейпфрутов и апельсинов, а также в основных животноводческих отраслях – мясном скотоводстве, свиноводстве, птицеводстве, где широко применяются индустриальные методы производства, внедрение которых пока весьма затруднительно без активного участия государства. Следует отметить, что стимулом для увеличения разнообразия и повышения качества производимых продовольственных товаров послужило повышение государством закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию. Но одновременно возникли такие явления, как спекуляция или накопление чрезмерных запасов, которые бьют по карману большинства кубинцев.

И все-таки, темпы роста аграрного производства пока отстают от потребностей Кубы в продовольствии. Развитие отрасли сдерживает слабая материально-техническая база - высокий износ тракторного парка, нехватка удобрений, посевного материала…

 

- Что же еще необходимо Кубе для наращивания сельскохозяйственного производства?

 

- Помимо дальнейшего развития кооперативного движения властями Острова предусматривается дальнейшая децентрализация, предоставление предприятиям большей самостоятельности в решении финансовых вопросов, сбыта продукции, расширение использования товарно-денежных отношений. Преодолеть зависимость от погодных условий (засух), что требует серьезных государственных вложений в улучшение состояния имеющихся ирригационных систем, их развитие и совершенствование.

 

- А что будет делаться на Кубе в области промышленного развития?

 

- В качестве главных задач промышленной политики руководство Республики видит, прежде всего, импортозамещение. Обозначены экспортная ориентация производств, сокращение доли импортных компонентов, наполнение внутреннего рынка, использование новых типов машин и оборудования, создание структур, занимающихся научными разработками и инжинирингом и т.п. Приоритетными отраслями определены фармацевтика и биотехнологии, производство телекоммуникационного оборудования, электроники, никеля, минеральных удобрений, шин, строительных материалов, а также черная металлургия, машиностроение, легкая промышленность.

Куба обладает неплохой сырьевой базой для развития горнодобывающей промышленности. Уже много лет она сохраняет за собой позиции одного из ведущих экспортеров никеля в мире: страна замыкала первую десятку мировых производителей этого металла (добыча составила 57 тыс. тонн). По его запасам Куба занимает 6-е место в мире. Развитие отрасли происходит при участии канадского и китайского капитала. В провинции Пинар-дель-Рио должен вступить в строй горно-обогатительный комбинат «Кастельянос» производительностью 220 тыс. тонн в год свинцово-цинкового концентрата. Стоимость проекта составила 278 млн долларов. Имеются значительные запасы хрома, марганцевых, железных и медных руд, мрамора. Главные препятствия на пути их масштабного освоения – нехватка инвестиций и слабая инфраструктура.

Конечно, одной из наиболее острых проблем, тормозящих экономическое развитие острова, является зависимость от внешних поставок углеводородов. При этом Куба – одна из немногих «нефтяных» стран Карибского бассейна. Однако собственная добыча нефти лишь на 40% удовлетворяет внутренний спрос.

Возможность же ослабления нефтяного «недоедания» страны руководство Кубы видит в развитии альтернативной энергетики. Если в 2016 году за счет возобновляемых источников было обеспечено производство 4,6% электроэнергии, то в 2030 году этот показатель планируется довести до 24%. На Кубе уже установлены 174 парка солнечных батарей (в 2017 году было введено в строй еще 33 из 59 планируемых парков, что эквивалентно мощности электростанции в 59 МВт), введены в строй ветро-электростанции, электростанции, работающие на биогазе.

 

- Николай Викторович, для финансирования программ модернизации экономики, как известно, нужны иностранные инвестиции. Своих-то средств Кубе не хватает. И, судя по всему, с инвесторами здесь пока не густо?

 

- Не совсем так. Хотя официальные данные о прямых иностранных инвестициях (ПИИ) на Кубе давно не публиковались. Имеются оценки, что накопленные ПИИ увеличились с 1,9 млрд долларов в 2001 году (данные Центрального Банка Кубы) до 3,5 млрд долл. в 2009 году. Вероятно, что к 2017 году их объем превысил 5 млрд долларов, однако ежегодный приток существенно меньше потребностей страны, определяемых в 2,0-2,5 млрд. долларов в год. Объектами иностранных инвестиций стали горнодобывающая, цементная, легкая промышленность, энергетика, сельское хозяйство, туризм, производство напитков и табачных изделий. В 2017 году страна рассчитывала получить лишь 425 млн долларов, что составило бы только 6,5% необходимых капиталовложений. Свежих данных по сумме инвестиций у меня пока нет.

Смена американской администрации притормозила практическую реализацию интереса к капиталовложениям в кубинскую экономику у европейских и азиатских компаний, сопровождавшего процесс нормализации отношений между США и Кубой. Возможно, выжидательная позиция большинства инвесторов связана, помимо опасений американских санкций, с ухудшившимся экономическим положением острова и неясностью его будущего после смены власти. К тому же у иностранных компаний может все еще сохраняться неуверенность в защищенности своих вложений на Кубе.

 

- Важным шагом властей Кубы для развития экономики страны и ее внешнеэкономических связей стало принятие норм и правил ведения бизнеса в Особых зонах развития (или Особых экономических зонах). Первая такая зона была образована вокруг порта Мариэль (ОЗРМ - ZEDM). Какие преимущества дает Кубе такой проект?

 

- Это самый масштабный проект современной Кубы, для реализации которого правительство привлекло свыше 900 млн долларов иностранных инвестиций. Из них 640 млн были предоставлены Бразилией. В его задачи входит всестороннее развитие экспорта и стимулирование импортозамещения,

создание новых национальных и иностранных предприятий, работающих в интересах кубинского хозяйства, содействие передаче технологий, ноу-хау и навыков менеджмента, а также появление новых источников занятости и долгосрочного финансирования, инфраструктуры и услуг для эффективной работы бизнес-платформы.

Особая зона развития Мариэль предлагает льготные условия налогообложения - освобождение от налога на прибыль на 10 лет с последующим взиманием 12% при установленных вне зоны 15%, уменьшение таможенных платежей на импорт основных средств производства, снижение налога на рабочую силу, что позволит закрепить квалифицированные кадры со средней зарплатой до 266 долларов в месяц. В ноябре 2015 года администрация зоны представила первые утверждённые проекты с общим объемом инвестиций в 200 млн долларов. После утверждения в марте 2017-го проектов еще пяти зарубежных компаний их число выросло до 24 с общим объемом инвестиций в 966 млн. долларов. В ОЗРМпредставлены компании из одиннадцати стран, организовать работу там намерены 14 иностранных, 5 совместных и только 4 кубинских компании. В стадии реализации находится еще ряд проектов.

 

- И все же важные преимущества Особой Зоны Развития Мариэль намного шире. Какие, на ваш взгляд?

 

- Организация особой экономической зоны вокруг модернизированного крупного порта Мариэль, который намечено соединить с реконструируемым военным аэродромом в Сан-Антонио-де-лос-Баньос, безусловно, позволит образовать мощный транспортный хаб. Решение этой задачи станет важным шагом на пути превращения Кубы в значимую логистическую платформу. Этому способствует и географическое положение острова как важнейшего морского транзитного транспортного пункта, особенно после уже завершившейся в 2016 г. реконструкции Панамского канала и возможного сооружения Никарагуанского канала…

 

- Как вы уже не раз говорили и отмечали в публикациях, серьезные диспропорции и трудности в экономике Кубы, социальной сфере, а также во внешнеторговых операциях вызывает особенность ее валютной системы – наличие двух параллельных денежных единиц? Можете пояснить суть этой проблемы?

 

- Дело в том, что на Острове, как уже было сказано, используются две национальные валюты: кубинский песо (CUP, используется для расчетов с местным населением, главным образом в этой валюте получают зарплату рабочие и служащие) и конвертируемый песо (CUC, используется для расчетов с туристами, в валютных магазинах), привязанный к доллару в соотношении 1:1. Обменный курс между ними колеблется в районе 1CUC = 25CUP. В 2015 г. кубинское правительство разрешило выполнение операций (услуг и покупок) как в CUC, так и CUP в торговых предприятиях, где ранее можно было рассчитываться только конвертируемыми песо. Это первые шаги на пути к унификации валютных курсов.

Вопрос о денежной реформе и унификации песо давно назрел и давно обсуждается. Однако это - весьма деликатная проблема, и ее необдуманное решение может привести к серьезным последствиям, способствуя раскручиванию инфляционной спирали. Учитывая накопившиеся к 2016 – 2018 годам экономические проблемы, унификация песо в 2018-ом выглядит мало реальной, так как неизбежно вызовет дополнительные осложнения краткосрочного характера. Но все же, в пользу такой реформы говорит то, что она поможет уйти от «искажений» в хозяйственной деятельности в средне- и долгосрочной перспективе.

Центральный Банк стремится расширить охват населения банковскими услугами. Начала изменяться система кредитования. Но пока спрос на кредиты превышает возможности банков. Доступ к ним имеют в основном жители Гаваны и центров других провинций. Перед банковским сектором стоит множество задач, например, - повышение качества банковского сервиса, создание сети банкоматов…

 

- И все-таки, Николай Викторович, какие перспективы у экономики Кубы в 2018 году? Что, на ваш взгляд, ожидает ее в обозримом будущем?

 

- Курс на адаптацию экономической модели пока не дал существенного улучшения положения в стране. Хотя и успехами в некоторых областях кубинцы вполне могут гордиться. Реформы в экономике сопровождались серьезными переменами в социальной сфере. По показателю уровня человеческого развития (2015 г.) Куба занимает 10-е место среди стран Латино-Карибской Америки и 67-е в мире (из 180 государств). Одним из наиболее важных стало изменение в системе оплаты труда (постепенный отказ от уравнительной системы распределения). Благодаря успехам местного здравоохранения продолжительность жизни на Кубе выше, чем в США, притом, что наблюдается падение рождаемости. Это не смогло компенсировать даже то, что детская смертность здесь ниже или сравнима со многими развитыми странами, в том числе США, Канадой, Великобританией, Австралией, Швецией. К этому добавилась значительная эмиграция кубинцев после того, как был снят ряд ограничений для выезда за границу. Неоспорим авторитет кубинской медицины в мире. Куба значительно продвинулась в сфере фармацевтики и биотехнологий: ею разработаны и продолжают совершенствоваться препараты против многих заболеваний. Претерпевает серьезные изменения и такое завоевание социализма, как система кубинского образования. По уровню образованности населения Куба стоит в ряду самых развитых государств мира. Высшее образование имеют свыше 800 тыс. человек. Современная реорганизация школьной системы позволила сократить количество учебных заведений и около 250 тыс. учащихся школ-интернатов. Произошли перемены и в профессиональной ориентации молодежи в пользу профессионально-технического образования, обеспечивающего подготовку технического персонала и квалифицированных рабочих. Образование остается одной из главных забот государства, хотя в Гаване появились частные детские сады.

 

- Так каковы же планы Кубы на 2018 год?

 

- Совет министров Острова планирует рост ВВП страны на 2%. Столько было намечено на 2017. Однако этому помешали два фактора – ужесточение экономической блокады Кубы администрацией президента США Дональда Трампа и разрушительный ураган «Ирма», который, по официальным данным, нанес республике ущерб в 13,2 миллиарда долларов и унес жизни 10 человек. В наступившем году приоритетное внимание уделять более эффективному расходованию финансовых средств и материальных ресурсов, развитию инфраструктуры и совершенствованию Особой Зоны Развития Мариэль, туризма и железнодорожного транспорта. Кроме того, правительство Кубы в 2018 году будет вкладывать средства в дальнейшее создание возобновляемых источников энергии, в развитие аграрного сектора и производство продуктов питания, в сахарную отрасль. Кроме того, из бюджета страны 27% средств предварительно планируется  направить на здравоохранение, 21% на образование и 17% на социальное страхование. При этом, сам бюджет Кубы в этом году вырос на 4,3%. И в заключение хотелось бы подвести черту ткими словами: руководство Республики Куба пытается совместить ценности социализма и капитализма, идет самостоятельным путем, стараясь балансировать между плановой экономикой и доминированием государственного сектора, с одной стороны, и открытым рынком и негосударственными формами собственности, с другой. Подобная стратегия, по мнению политического руководства Кубы, имеет больше шансов обеспечить стабильность общества в период глубоких перемен, возможность их спокойного проведения. 

- Благодарю вас, Николай Викторович, за такую развернутую и обстоятельную беседу.

Ключевые слова: Куба

Версия для печати