ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Итоги правления президента Франции Э.Макрона в 2017 г.

12:52 23.12.2017 • Александр Артамонов, Начальник Совета по политическому и научно-исследовательскому развитию Федерации служебно-прикладной подготовки силовых структур «К-9» и специалистов органов безопасности «Кремль-9»

    

Известный политолог, дипломат и специалист по новейшей истории Франции, а также автор многочисленных книг профессор Юрий Ильич Рубинский анализирует специально для «Международной Жизни» итоги первых 7 месяцев правления самого молодого президента Франции за всю истории Пятой Республики Эммануэля Макрона.

Александр Артамонов. Господин Рубинский, добрый день! Не могли бы Вы нам рассказать, что Вы думаете по поводу нынешней внешней и внутренней политики президента Франции Эммануэля Макрона?

Юрий Ильич Рубинский. Вчера президент Французской Республики отметил свое сорокалетие. Исторический парадокс заключается в том, что эта дата – 21 декабря – почти совпадает с днем рождения Иосифа Сталина (18 декабря). Но между двумя этими людьми разница колоссальная. Интересно, что президент Франции еще даже моложе, чем был пришедший к власти в свое время Наполеон. Возможно, он будет удовлетворен тем первым балансом, который можно подвести после первых 7 месяцев его президентского мандата.

Причины этого удовлетворения очевидны: утвержденные и уже идущие реформы были, в целом, приняты большей частью общественного мнения, несмотря на сопротивление и недовольство достаточно большой группы лиц, голосовавших за него во втором туре президентской гонки. Эти люди не смирились с тем, что их интересы были более или менее нарушены президентской программой Эммануэля Макрона и теми реформами, которые были утверждены им полгода назад. В течение летнего периода это недовольство выразилось в снижении приблизительно на треть рейтинга президента, согласно опросам общественного мнения. Но сегодня, похоже, наблюдается инверсия тренда и рост популярности. Это вполне вписывается в планы главы государства, который призывает судить его по результатам пятилетнего мандата. Возможно, даже по результатам двух последовательных мандатов, если он будет переизбран. Что сделал Макрон? Он провел достаточно сомнительную и противоречивую реформу в области Трудового Кодекса. Эта реформа значительно урезала возможности профсоюзов вести переговоры с работодателями. Что вызвало, в принципе, ограниченные протесты на страницах масс-медиа и не массовые уличные манифестации, если, конечно, сравнивать с предыдущей пятилеткой Ф.Олланда и его реформами, в частности, в области Семейного права.

Но определяющим пунктом программы нового президента стала проводимая им политика в области бюджета. Она заточена на сокращение расходов на общественные нужды с учетом упорного дефицита французского бюджета с 1974 г. Эта ситуация характеризуется ростом общей государственной задолженности. На сегодняшний день она соответствует 97% французского ВВП. Причем президент подчеркивает, что намерен сменить не только политику в области трат на общественные нужды, но также и точку равновесия в бюджете, что также означает смену структуры и объемов налогообложения. Эта бюджетная реформа затронет интересы департаментов и отдельных мэрий, а также некоторых физических лиц-налогоплательщиков, в частности, людей пожилого возраста.

Но, на самом деле, целью президента является оздоровление бюджета в целях возобновления экономического роста, что в достаточно близком будущем должно привести к сокращению безработицы, уровень которой стал абсолютно неприемлемой для французских политики и экономики. Можно сказать, что общий тренд в области экономического роста выглядит многообещающе. В 2017 г. рост составил +1,9% ВВП. Что является существенным прогрессом относительно предыдущего, депрессивного периода, который начался Великой Рецессией 2008-2009 гг. Мы видим, что обстоятельства за нынешнего президента Франции.

В том же, что касается политической ситуации, перед лицом оппозиции он обладает достаточно весомым большинством голосов в Национальном Собрании Франции. Партии оппозиции сильно разобщены и миноритарны. Причем эта тенденция характерна и для правых, и для левых, и для Национального Фронта… Самая многочисленная партия оппозиции «Республиканцы» только что провела переизбрание своего президента, но господин Вокье пока не сумел выработать четкую и устойчивую позицию для ближайшего будущего. В настоящее время президент готовится провести новые реформы – в частности, в области образования (это необходимо, но вызовет взрыв в обществе); необходимо также внести некоторые поправки в Конституцию (тут надлежит сократить общее количество парламентариев и мандатов и т.д.). Нет сомнений, что все эти реформы столкнутся с определенными трудностями, связанными с их внедрением. Но никакие последующие выборы – в том числе, предстоящие выборы в Европарламент – не заставят президента свернуть с намеченного им пути.

Теперь, в том, что касается внешнеполитического курса Э.Макрона. Как и для любого другого президента эта политики неразрывно связана с его общей программой. Речь идет о реновации и модернизации Евросоюза на основе франко-немецкого тандема. Эта программа действий была анонсирована в ходе речи президента в университете Сорбонна. И до этого она была достаточно хорошо известна. Предстоят значительные реформы. Тем не менее, открытым вопросом остается консенсус с другими государствами, в их готовности следовать по французскому пути. Выборы в Германии показали, что стратегический союзник Эммануэля Макрона канцлер ФРГ Ангела Меркель ослаблена. Она вступила в свой последний – четвертый – мандат. Суметь сочетать внутренние реформы с изменениями, которые президент Франции намерен принести в структуру ЕС – это, возможно, самая важная, но и самая тяжелая задача для президента Франции.

Также необходимо рассмотреть и французскую политику за пределами Евросоюза - в Африке, на Среднем и Ближнем Востоке, а также в других странах. Тут преобладает желание президента поставить Францию во главе ряда международных инициатив, в том числе, в области проблемы изменения климата. Заметно, что президент США не разделяет энтузиазма своего более молодого коллеги, президента Франции, относительно климата.

Второй важной проблемой для Макрона является Иран и его ядерная политика. Все это создает некую неясность, довлеющую над международной линией французского президента. В этих условиях диалог с Россией представляется важным элементом для достижения равновесия, которого так не хватает другим пунктам программы президента страны.

Диалог с Россией был открыт в Версале, по случаю приезда во Францию на переговоры президента России Владимира Путина. Там, в Версале, был намечен путь для того, чтобы изыскать способы преодоления некоторых конфликтов, накопившихся со времен арабских весен, в период военных действий в Ливии и, в особенности, в Сирии! Тут намечаются пока еще скромные, но определенно положительные сдвиги.

Есть, наконец, и украинский вопрос и связанное с ним будущее «норманнского формата2, который был разработан предшественником Э.Макрона на президентском посту. По этому вопросу положительных сдвигов пока нет, но диалог продолжается. Позавчера я присутствовал на официальной речи французского министра экономики и финансов Брюно Лемэра. Он выступил в стенах ВШЭ и выразил в своей речи оптимизм по поводу дальнейшего развития франко-российских отношений. Этот оптимизм, в частности, обусловлен приглашением президента Макрона на Международный Экономический Форум в Санкт-Петербурге, который должен состояться весной следующего года, в мае месяце.

Также отмечу, что в скором времени президент Франции прибудет с официальным визитом в Китай. Он уже совершил несколько официальных поездок в африканские страны и в средневосточный регион, не говоря уже о его перемещениях в рамках ЕС. Теперь пробил час нанести визиты на территорию мировых держав – в КНР, Россию… Официальный визит в США пока не прорабатывается в связи с разногласиями по климатическому досье, что, в частности, связано с личной позицией по данному вопросу нынешнего хозяина Белого Дома.

В этих условиях можно выразить надежду, что франко-российские отношения станут неким стабилизирующим фактором в области международных отношений и, в частности, в Европе, а также в «горячих точках». То есть таких странах ближневосточного региона – как, в частности, Сирия. Возможно, удастся добиться прогресса и по украинскому вопросу.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати