ГЛАВНАЯ > Актуальное интервью

Россия наращивает мощь в Арктике перед лицом угрозы от НАТО

12:45 23.12.2017 • Александр Артамонов, Начальник Совета по политическому и научно-исследовательскому развитию Федерации служебно-прикладной подготовки силовых структур «К-9» и специалистов органов безопасности «Кремль-9»

    

Ришар Лябевьер долгие годы был главным редактором «Радио Франс Интернасьональ». В настоящее время этот специалист в области вооружений создал независимый стратегический центр военного анализа Corsair. В своем интервью он раскрывает необходимость для России нарастить свою мощь в арктическом регионе для защиты своих интересов перед лицом опасности от западных государств.

Александр Артамонов. Ришар Лябевьер, добрый день! На последнем авиакосмическом международном салоне в Ле Бурже был презентован новый проект Airbus-Eurocopter. Это тяжелый транспортный вертолет X6. Он  предназначен для арктических условий и рассчитан на 19 пассажиров или 10-12 тонн груза в случае полной загрузки. Речь идет о модификации существующего вертолета Puma. Удивительно, что вертолет производится совместно с поляками. Причем ранее Франция не создавала машин для арктических условий. Ваш комментарий?

Ришар Лябевьер. Я был на презентации этого вертолета, состоявшейся в ходе авиакосмического бьеннале Ле Бурже. Что я могу сказать по этому поводу? Airbus уже давно замыслил машину такого класса. На самом деле, речь идет о замене карго-вертолета предыдущего поколения – Super-Puma. Так что этому проекту без малого уже десяток лет. Сейчас он находится в окончательной фазе проектной разработки. Аппарату еще не присвоено коммерческое название. Причем, помимо перечисленных Вами характеристик, я бы еще уделил внимание радиусу действия вертолета. Если его предшественница Super Puma могла удаляться от базы на 300-350 км, то новый вертолет будет способен летать на 700-800 км. Почему мы включили в проект поляков? Не так давно поляки закупили у Франции H 223, и мы решили сделать тоже жест в их сторону. Так, мы, совместно с ними, действительно работаем над этой машиной, предназначенной для полетов в экстремальных, вплоть до арктических условий. Любопытно, что речь идет не о предварительном анонсировании еще неразработанного проекта, но об аппарате, который уже давно создается в наших лабораториях.

А.А. Давайте, рассмотрим проблему с геостратегической точки зрения. Сейчас в дипломатическом мире уже введен в обиход термин «Арктическая Швейцария». Речь идет о богатых и/или мощных странах, расположенных по кромке Северного Ледовитого океана. Это Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания и Прибалтика (хотя они и не граничат непосредственно с арктическими водами), а также США, Исландия, Канада и, конечно же, Россия. Что Вы можете сказать о растущей мощи России и об этом наметившемся противостоянии в высоких широтах?

Р.Л. Я это называю «Новой Арктической Большой Игрой». Здесь мы действительно видим конфронтацию государств. США, Канада, Россия, Норвегия и Дания сформулировали свои требования по поводу признания за ними права на эксклюзивную эксплуатацию определенной части арктической акватории. Речь идет о противостоянии интересов. Как правило, страны оправдывают свои претензии, доказывая, что подводные океанические хребты являются продолжением материка, то есть той части континента, которой соответствующая страна владеет. Вы, россияне, именно так и поступаете, требуя признания своих прав на хребет Ломоносова, который доходит до Северного полюса. Напомню, что российские батискафы доставили российский флаг на дно океана в районе Северного полюса. Ясно, что со стороны всех держав мы наблюдаем настоящее соревнование с попыткой урвать себе побольше свободных территорий арктической зоны. Ясно, что новый вертолет является инструментом для контроля многих тысяч километров. Он может заинтересовать, как Канаду, так и Данию, например. Для Франции это также возможность быть присоединенной к арктическому проекту, так как она не граничит с этой частью света. Очевидно, что Арктика очень интересует нашу страну и, в особенности, ВМФ Франции. Это связано хотя бы с навигацией в этих водах АПЛ всех стран – в том числе, и Франции, России, Китая, Америки и Великобритании. Так что помимо 5 государств, имеющих территориальные границы в арктической зоне, есть и ряд других стран, заинтересованных хотя бы полезными ископаемыми, баснословные залежи которых скрываются здесь. Когда я так говорю, я думаю, в частности, о Китае, который регулярно посылает свои делегации в Гренландию, или же о Японии с ее флотом рыболовных траулеров- плавучих заводов, проявляющей большой интерес к арктической зоне. То есть у нас получается общее представление о несметных богатствах, скрывающихся в этой, образно выражаясь, пещере Али-Бабы. Ясно, что арктическая зона может стать новой ареной для развертывания гонки вооружений. Так, в начале холодной войны, на севере Гренландии была построена американская военная база Туле, рассчитанная на 30 тысяч человек. Есть там и глубоководный порт для АПЛ- ракетоносцев, а также аэродром для стратегических бомбардировщиков. Так, американцы своеобразно уравновесили в этих широтах порт Мурманск со всем его военным и промышленным потенциалом. Дело в том, что еще в этих водах разгорается соперничество за контроль над Северо-Восточным морским путем, идущим от Мурманска вдоль побережья России на 3800 километров до Берингова пролива. То есть мы видим, что речь идет о крайне мощной стратегической конфигурации. И это приводит к новой гонке вооружений. Именно в этом контексте и могут потребоваться средства доставки грузов и личного состава. Именно для этих суровых условий и были разработаны наши корабли «Мистраль», которые, к сожалению, так и не были поставлены России. То есть здесь надо упомянуть об очень подозрительном дипломатическом контексте, который развился после начала войны на Украине и вопроса по Крыму. Вот именно поэтому-то господин Ле Дриан (ныне глава Французской дипломатии; в эпоху поставки «Мистралей», министр обороны Франции – прим.Ред.) и решил не поставлять корабли России. Это, кстати, абсолютно немыслимо, и ни разу не происходило на рынке международных поставок вооружений. Тут отмечу, что Франция, Германия и США поставляют оружие странам из «чувствительной зоны», то есть Индии, Пакистану и другим странам. И тут мы – по поводу истории с поставкой нашего вертолета X6 – оказываемся в очень неприятной ситуации. Тут надо отметить, что США, с размещением своих войск в Ираке, намеренно вернулись в контекст холодной войны, сопровождающейся достаточно непонятной дипломатической конфронтацией. Россия в данном случае просто отстаивает свои национальные и стратегические интересы. В такую набросанную быстрыми мазками картину и вписывается эта новая машина X6, которой предстоит эксплуатация в арктической зоне. Для меня все это такой же абсурд, как непоставка России двух судов класса «Мистраль», несмотря на подписанный по полной юридической форме договор. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати