ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Арктика – резерв ресурсов и территории

17:55 29.11.2017 • Евгений Педанов, специальный корреспондент

Фото: rosatomflot.ru

В Институте Европы РАН прошел круглый стол «Современная Арктика: вопросы международного сотрудничества, политики, экономики и безопасности». Арктический регион приковывает внимание экспертов благодаря запасам природных ресурсов, транспортным возможностям Северного морского пути и резервным экологическим пространствам.

«Значимость арктического пространства со временем возрастает» (Валерий Журавель)

Наиболее влиятельными игроками в этом регионе являются арктические страны: Дания, Исландия, Канада, Норвегия, Финляндия, Швеция, США и Россия. Они входят в Арктический совет – основную организацию, регулирующий региональное сотрудничество. Территория Арктики составляет 40,3 миллиона квадратных километров. Главная цель России в регионе – это расширение своего арктического шельфа. РФ претендует на территорию в Северном Ледовитом океане протяженностью в 1 миллион 191 тысяч квадратных километров. В 2015 году Россия представила в ООН пересмотренную заявку на расширение континентального шельфа (первая была отклонена  в 2002 году в связи с недостаточной детализацией карт). В случае успеха РФ, по оценкам Минприроды, получит право на разработку 5 миллиардов тонн нефтегазовых ресурсов. Однако член Научно-экспертного совета Государственной комиссии по вопросам развития Арктики Валерий Журавель заметил, что только 2-3% этих запасов разведаны и подтверждены.

«Нет признаков гонки вооружений в Арктике, однако линии разграничения углубляются» (Андрей Загорский)

Российские интересы в Арктике сталкиваются с территориальными претензиями Дании и Канады: есть неурегулированные вопросы относительно демаркации морских пространств. Так, датская и канадская заявки в ООН включают районы хребта Ломоносова и поднятия Менделеева, на которые претендует Россия. Канада, Дания, Норвегия, США и Россия в 2008 году на уровне глав МИД встретились на Конференции по Северному Ледовитому океану и приняли декларацию, в которой обязались решать возникающие споры на основе двусторонних переговоров. Тем не менее, Валерий Журавель призвал обратить внимание на то, что пять стран Арктического совета входят в НАТО, другие две (Швеция и Финляндия) стремятся вступить в альянс. Несмотря на неопределенность в территориальных вопросах и критику российского военного строительства в Арктике, заведующий отделом разоружения и урегулирования конфликтов ИМЭМО РАН Андрей Загорский назвал угрозы в регионе минимальными. Эксперт считает, что России необходимо возобновить участие в Арктическом форуме береговых охран, чтобы предотвратить последствия непредвиденных действий других стран. По его данным, сейчас среди арктических государств с Россией поддерживает контакты только Норвегия.

«В 21-м веке Арктика будет теплеть быстрее, чем вся остальная планета» (Александр Данилов)

Другим вызовом для России является позиция неарктических стран, которые хотят распространить на Арктику антарктические соглашения. Договор об Антарктике, подписанный в 1959 году, сделал из Антарктиды демилитаризованную зону свободную для использования в интересах всего человечества (поощряется международное сотрудничество и научные исследования). Кроме того, азиатские страны, не имеющие выхода к Северному Ледовитому океану, стремятся распространить свое влияние на его территорию. «Инвесторы из Восточной Азии, являющиеся главными бенефициарами «Ямал СПГ» в будущем будут требовать не только экономических, но  политических преференций», – полагает директор Арктического центра стратегических исследований Северного федерального университета им. Ломоносова Константин Зайков. Сейчас, согласно оценкам Валерия Журавеля, по Северному морскому пути провозят 0,1% объема товаров, проходящих по Суэцкому каналу. Это связано с тем, что маршрут открыт лишь 5 месяцев в году с июля по ноябрь, остальное время он покрыт льдом. Однако в связи с изменением климата период активного судоходства может увеличиться. По данным советника директора Арктического и антарктического научно-исследовательского института Росгидромета Александра Данилова, темпы потепления в Арктике будут в 2,5 раза выше глобальных: «Мы живем в теплеющей Арктике – это факт». Теперь нетрудно представить транспортный потенциал Северного морского пути в будущем, если учесть, что его длина около 15 тысяч километров (на 4444 км короче маршрута через Суэцкий канал).

«Арктика – глобальный резерв чистого воздуха, пресной воды и территории» (Валерий Журавель)

У России неплохие перспективы в освоении региона. Протяженность арктического побережья 38,7 тысяч километров, из них 22,6 тысячи километров занимает РФ. Кроме того, по мнению Александра Данилова, российский научный флот в Арктике лучший в мире, так как может проводить экспедиции круглый год. Главная проблема – это радиоактивные отходы. Согласно оценкам Валерия Журавеля, таких объектов 18 тысяч. «России нужно решить эту проблему, чтобы страны НАТО не могли использовать ее в политических целях, говоря, что Россия не может обеспечить экологическую безопасность», – предостерег эксперт. Для выполнения экологических задач зампредседателя Кольского научного центра РАН Владимир Маслобоев призвал активизировать международное сотрудничество. Зампредседателя Комитета Госдумы по региональной политике и проблемам Севера и Дальнего Востока Владимир Пушкарев предложил для этой работы привлекать и финансировать российские регионы. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати