ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Валдайский клуб: в поисках новых моделей взаимодействия

13:35 20.10.2017 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Организаторы завершившегося 19 октября в Сочи XIV ежегодного заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» изначально поставили задачу выйти за привычный формат экспертных дискуссий и постараться разработать перспективные модели мирового развития на основе переосмысления многих считавшихся ранее незыблемыми политико-правовых норм и социально-экономических тенденций. Этим объяснялось и формулирование амбициозной темы нынешнего форума – «Мир будущего: через столкновение к гармонии» - отсылающей к идее одного из ведущих экономистов и социологов XX века Йозефа Шумпетера о «созидательном разрушении», рождающем новый порядок и новый мир, и выбор ключевых участников дискуссий в завершающий и самый важный пятый день заседаний. Перед 130 участниками из 33 стран мира выступили президент России Владимир Путин, бывший президент Афганистана Хамид Карзай, научный директор Норвежского Нобелевского института Асле Тойе и председатель совета директоров компании «Алибаба-групп» Джек Ма – по сути, символизируя собой один из наиболее нестабильных регионов мира, попытки экспертного сообщества найти мирное решение для существующих конфликтов и идею всемирной интернет-торговли как средства налаживания межгосударственного и межличностного взаимодействия.

Необходимость отказа от изживших себя подходов и перехода к новым принципам взаимодействия в целях урегулирования острейших проблем современности стала одним из ключевых тезисов выступления президента России. В выступлении Владимира Путина были так или иначе затронуты все актуальные «горячие точки» и дискуссионные темы из мировой повестки дня. Некоторые вопросы – такие, как взаимодействие России и США в сфере ядерного разоружения, сирийская и северокорейская проблемы и проблемы самоопределения стран и территорий – были рассмотрены предельно конкретно.

По ряду же тем российский лидер предпочел высказаться в более общем и концептуальном плане – воздерживаясь от персональных отсылок.

В частности, в его анализе деятельности ООН прозрачно читался намек на предложения президента США Дональда Трампа радикально реформировать эту организацию и ее Совет Безопасности. Выразив уверенность, что в 2045 году человечество сможет отметить вековой юбилей Организации Объединенных Наций, Владимир Путин отметил, что «ее создание стало символом того, что человечество, несмотря ни на что, способно вырабатывать общие правила поведения и следовать им. Когда от этих правил отступали, неизбежно сталкивались с кризисами, негативными последствиями. Вместе с тем за последние десятилетия было несколько попыток принизить роль этой организации, дискредитировать ее или просто-напросто поставить под свой контроль. Все эти попытки предсказуемо провалились или зашли в тупик». «На наш взгляд, ООН с ее универсальной легитимностью должна оставаться центром международной системы, и всеобщая задача – повышать ее авторитет и эффективность. ООН нет альтернативы сегодня», - подчеркнул российский президент.

(http://www.kremlin.ru/events/president/news/55882)

Не оставил без внимания Владимир Путин и вспыхнувший в последние недели скандал в отношениях Казахстана и Киргизии - способный создать определенные проблемы в деятельности интеграционных механизмов на постсоветском пространстве, в первую очередь, в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). Не находя возможным комментировать взаимные обвинения, прозвучавшие ранее из Астаны и Бишкека, президент России счет необходимым особо отметить роль своего казахстанского коллеги в рамках сирийского урегулирования и астанинского процесса. «Хочу поблагодарить Казахстан и президента Назарбаева за то, что нам была предоставлена с другими участниками этого процесса астанинская площадка. Казахстан не просто место, где собираются, это очень удобное место, имея в виду нейтральную позицию Казахстана и имея в виду, что Казахстан никогда не вмешивался в какие‑то внутренние сложные процессы в регионе, а, наоборот, является авторитетным посредником», - подчеркнул Владимир Путин и добавил: «Хочу отметить, что были моменты, когда президент Назарбаев брал на себя даже определенную ответственность, для того чтобы удержать за столом переговоров все конфликтующие и договаривающиеся стороны. И это очень позитивно, мы за это очень благодарны».

Однако главным мотивом выступления российского президента в рамках нынешнего Международного дискуссионного клуба «Валдай» стала его идея возможности и необходимости формирования новых «площадок» и механизмов обсуждения и урегулирования существующих мировых проблем и конфликтов – напрямую вытекающих из тех самых процессов «созидательного разрушения», которым и был посвящен форум в Сочи. «Сегодня в мире возникают новые центры влияния и модели роста, складываются цивилизационные альянсы, политические и экономические объединения. Это многообразие не поддается унификации. Поэтому надо стремиться к гармонизации сотрудничества. Региональные организации в Евразии, Америке, Африке, Азиатско-Тихоокеанском регионе должны действовать под эгидой ООН и координировать свою работу. При этом каждое объединение вправе функционировать по собственным представлениям и принципам, отвечающим их культурным, историческим, географическим особенностям. Важно сочетать глобальную взаимозависимость и открытость с сохранением уникальной идентичности каждого народа и каждого региона. Надо с уважением относиться к суверенитету как основе всей системы международных отношений», - подчеркнул Владимир Путин.

В качестве доказательства эффективности подобных гибких альянсов российский лидер привел позитивную динамику в сирийском урегулировании, которую удалось обеспечить именно на основе астанинского процесса, объединившего государства, имеющие собственные интересы в регионе и непростые отношения друг с другом – Россию, Турцию, Иран (а также США в качестве наблюдателей): «Нам благодаря позиции Турции, Ирана, сирийского правительства, разумеется, удалось в значительной степени сблизить позиции по ключевому вопросу прекращения кровопролития и создания зон  деэскалации. Это самый значимый результат всей работы в Сирии вообще за последние два года и астанинского процесса в частности». «Должен сказать, что существенную роль вносят и другие страны, которые напрямую не участвуют в переговорах в Астане, но незримо присутствуют и влияют на происходящие процессы, в том числе это касается и Соединенных Штатов Америки. У нас с американскими партнерами по этому направлению, на этом треке взаимодействие постоянное, стабильное, непростое, не без споров, но все‑таки в этом сотрудничестве больше позитива, чем негатива», - особо отметил роль Вашингтона в данном контексте Владимир Путин.

В отличие от сирийской проблемы, развитие ситуации вокруг территорий, стремящихся к самоопределению, пока еще не приобрело столь драматического измерения. Однако указанные вопросы также требуют своего эффективного разрешения. Референдумы в Каталонии и Иракском Курдистане не только сами по себе стали дополнительными дестабилизирующими факторами, но и способны спровоцировать аналогичные процессы в других странах – в том числе внешне стабильных. «То, насколько хрупкой может быть стабильность даже в благополучном, состоявшемся государстве, наглядно показывает ситуация в Испании. Кто еще совсем недавно мог ожидать, что дискуссия о статусе Каталонии, имеющая давнюю историю, выльется в острый политический кризис?!» - отметил в этой связи Владимир Путин. По его словам, межэтнические и межгосударственные противоречия развивались и накапливались в Европе на протяжении столетий, однако роль катализатора уже в последнюю четверть века сыграли сами европейские лидеры: «В ситуации с Каталонией мы увидели единодушное осуждение сторонников независимости Евросоюзом и целым рядом других государств. Вы знаете, в этой связи не могу не отметить: раньше надо было думать об этом. Что, никто не знал о подобных длящихся веками противоречиях внутри самой Европы? Знали ведь, правда? Знали. Однако в свое время фактически приветствовали распад целого ряда государств в Европе, не скрывая радости по этому поводу.

А зачем же нужно было так бездумно, исходя из текущей политической конъюнктуры и желания угодить – прямо скажу – «старшему брату» из Вашингтона, безоговорочно поддерживать отделение Косово, провоцируя подобные процессы в других регионах Европы, да и в мире?

Напомню, что, когда Крым, например, так же объявил о своей независимости, а затем и в результате референдума о присоединении к России, вот уже почему-то это не понравилось. А теперь вот, пожалуйста, – Каталония. В другом регионе – Курдистан. И это, может быть, еще далеко не исчерпывающий список. И возникает вопрос: а что мы будем делать, как к этому относиться?

Получается, на взгляд некоторых наших коллег, есть «правильные» борцы за независимость и свободу – и есть «сепаратисты», которые не могут отстаивать свои права, даже с помощью демократических механизмов.

Подобные, как мы говорим все время, двойные стандарты – вот ярчайший пример двойных стандартов – таят в себе серьезную опасность для стабильного развития Европы и других континентов, для продвижения интеграционных процессов в мире».

Однако в современной мировой повестке дня есть ключевые темы, по которым не может быть разночтений, и которые требуют от их участников предельно конкретных шагов. Это, в первую очередь, относится к проблеме контроля за ракетно-ядерными арсеналами ведущих мировых держав во главе с Россией и США. Владимир Путин подробно проанализировал историю сотрудничества Москвы и Вашингтона в сфере ликвидации оружейного плутония, напомнив, что российская сторона, в отличие от американских партнеров, выполнила все свои обязательства.

Российский президент также напомнил, что Россия «более 17 лет назад ратифицировала Договор о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. США не сделали этого до сих пор». Одновременно США в 2002 году вышли из Договора по противоракетной обороне. «Критическая масса проблем в сфере глобальной безопасности нарастает», - сделал вывод Владимир Путин и уже в рамках ответов на вопросы участников форума напомнил о критической ситуации вокруг Договора о запрете ракет средней и меньшей дельности (РСМД), заключенного в 1987 году. Президент России предостерег Вашингтон от выхода из этого договора, представляющего собой один из ключевых элементов обеспечения международной ракетно-ядерной безопасности. «Если это не нравится и у кого‑то есть желание выйти из договора вообще, у американских партнеров, с нашей стороны ответ будет мгновенным, хочу об этом сказать и предупредить, мгновенным и зеркальным», - предупредил Владимир Путин. Согласно имеющейся информации, в данном случае может пойти речь о ускоренной разработке крылатой ракеты наземного базирования 9М729 для комплекса «Искандер» - аналог уже существующей крылатой ракеты «Калибр», активно используемой в операции против террористических группировок в Сирии. «Слова Путина можно понять так, что в случае выхода США из договора разработка такой ракеты не займет много времени», - свидетельствуют в этой связи источники в российской оборонной промышленности.

(https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2017/10/20/738680-putina-valdae?utm_campaign)

«Россию беспокоит непредсказуемость Америки», - так определило основную проблематику завершившегося заседания Международного дискуссионного клуба «Валдай» американское агентство деловых новостей The Bloomberg. И в определенной степени это действительно так. В отличие от периода «холодной войны» и заключения действующих сегодня российско-американских соглашений в сфере разоружения, политика США и других западных стран в последние годы не отличается ни рациональностью, ни даже стремлением просчитать возможные риски и потери – как политические, так и финансовые. «В свое время апологеты глобализации убеждали нас в том, что гарантией от конфликтов и геополитического соперничества станет всеобщая экономическая взаимозависимость. Увы, этого не произошло; больше того, характер противостояний усложнился, они стали многослойными и нелинейными», - отметил в этой связи в своем выступлении в Сочи Владимир Путин. При этом развитие событий в самих США не позволяет рассчитывать на скорое оздоровление российско-американских отношений: «Учитывая то, что в настоящее время продолжается расследование возможного вмешательства России в прошлогодние президентские выборы, в Вашингтоне стало опасно даже просто разговаривать с российскими дипломатами, как сказал один чиновник, выступавший на заседании по так называемым правилам Chatham House», - свидетельствует The Bloomberg.

(https://www.bloomberg.com/news/articles/2017-10-18/alarm-in-russia-as-u-s-becomes-the-unpredictable-superpower)

В сложившейся ситуации основной посыл российского лидера – о необходимости выработки и использования новых форматов и моделей международного многостороннего политического взаимодействия по наиболее острым проблемам – приобретает особую актуальность.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати