ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии, Экспертная аналитика

Патриарх Кирилл: «Современному миру необходим нравственный консенсус»

16:22 16.10.2017 • Андрей Давыденко, «Международная жизнь»

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл выступил на 137-й Ассамблее Межпарламентского Союза. Обращаясь к парламентариям мира, Предстоятель Русской православной церкви напомнил о важности достижения нравственного консенсуса в современном мире.

«Я убежден, что именно нравственный консенсус есть единственно возможный базис, единственное универсальное обоснование для мирного сосуществования разных культур, разных народов в современном мире: мире сложном, неустойчивом и непредсказуемом». Его Святейшество напомнил, как в начале 90-х годов прошлого века, когда закончилось длившееся десятилетиями идеологическое противостояние двух систем, когда произошло крушение биполярной системы международных отношений, - многие прогнозировали, что теперь  возникнет новый дивный мир, который будет стабильным, предсказуемым, благополучным и очень устойчивым. Это будущее связывалось с победой, как тогда казалось, универсальных либеральных ценностей. Однако последнее десятилетие ХХ века и подходящее к концу второе десятилетие ХХI века показали, что те ценности, которые утверждались в качестве универсальных, в качестве единственно возможного источника счастья человеческого, -  не выдержали проверки временем. Мир не стал ни более спокойным, ни более предсказуемым и ни более стабильным. Вместе с тем, в эти же годы в жизни многих стран обозначились вполне определенные тенденции возрастания роли традиционных религий в общественном, культурном поле, что обусловлено как фундаментальным характером религий, так и стремлением людей сохранить базисный нравственный фундамент.

«Законотворческая деятельность, - продолжил Патриарх Кирилл, - во многом и сегодня сохраняет связь  с вложенными Творцом в человеческую природу нравственными принципами. Однако в современном мире нередко предпринимаются попытки эту связь игнорировать, что неизбежно приводит к дискуссии о соотношении нравственности, справедливости и закона; к дискуссии о ценностях, которые  лежат и должны лежать в основе общественного развития современного свободного мира.

Патриарх обратил внимание парламентариев, главнейшая задача которых установление справедливости в форме закона,   -  на то обстоятельство, что справедливость – “Justice” воспринимается нередко, как буквальное следование правовым нормам, в том числе в рамках суда…

Его Святейшество напомнил о том, что у древних греков понимание справедливости было неразрывно связано с таким понятием как правильность. Этимология русского слова «справедливость» также отсылает нас не к суду, а к божественной правде. По мнению Предстоятеля Русской православной церкви, эта  трактовка очень важна, так как свидетельствует об органической связи между справедливостью и нравственностью, правильностью. Невозможно гармонизировать интересы внутри государства, тем более на международной арене, если отделить справедливость от глубокого, проверенного веками нравственного сознания. Моральные постулаты и нравственные нормы, хранимые как самой природой человека, так и религиями на протяжении тысячелетий, – это не ограничение человеческой свободы, не предлог для ущемления прав. Свобода как ценность, нереализуема вне ответственности, которую добровольно берет на себя свободный человек. Этот выбор может быть связан с различными религиозными мировоззрениями, но он всегда обусловлен универсальным нравственным императивом.

Сегодня во многих странах ценности осуществляются в  философских категориях, нередко оторванных от национального, культурного и исторического контекста. Например, людям говорят: существует ценность в виде свободы человека. Да,  эта ценность неоспорима. Но у национальных парламентов   остается все меньше правовых возможностей свободно определить содержание этой ценности, не подвергаясь внешнему давлению, ревизии  со стороны тех политических систем, которые провозглашают себя высшим авторитетом.

Обращаясь к делегатам Ассамблеи, Патриарх Кирилл сказал: «Вы представляете более полутора сотен национальных законодательных учреждений. Вы – разные, и в этом - ваше богатство. Если бы вы превратили Межпарламентский Союз в единообразный парламент, то он был бы одинаково далек от чаяний и ожиданий народов всех представленных здесь государств и никогда не смог бы содействовать выражению в форме закона норм, которые бы действительно служили счастью каждого человека.

В то же время, при всей разности культур, мы все имеем нравственные чувства, у каждого из нас есть голос совести, иными словами, наша разность – надстроечная, если использовать некогда популярную терминологию. А нравственные чувства, нравственная природа – это подлинный базис. Это действительно универсальное свойство человеческой природы, присущей нам от рождения, а не сконструированное теми, кто придумал «подлинные универсальные ценности» и может в любой момент эти ценности подправить и улучшить в угоду политическим, идеологическим или даже финансово-экономическим интересам. Ценность человеческой личности универсальна не потому, что человек – абстракция и существуют нормы договорной и рациональной морали. Нет. В нравственном учении различных религиозных традиций мы видим апелляцию к совести человека, каковую мы, христиане называем «Голосом Божьим в наших сердцах». Догматические учения - разные, но как только мы переходим на нравственный уровень, как только говорим о базисных условиях мирного человеческого сообщества, различные религиозные традиции демонстрируют несомненный нравственный консенсус. Недаром принято говорить о «золотом» правиле нравственности, которое на языке Евангелия звучит так: «И как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». На этом глубинном переживании и основывается возможность достижения нравственного консенсуса для человечества».

В своем выступлении Патриарх привел пример того, что в культуре всех народов есть понятие «положительного героя»: в изобразительном искусстве, в литературе, кинематографе. Злодей не может быть примером для подражания. Даже там, где герой-злодей изображен привлекательно, силы добра все равно одерживают победу, а он терпит крах и в лучшем случае, достоин сожаления. Если  положительный герой для всех один, значит, и природа всего рода человеческого едина. И именно эта нравственная природа должна охраняться и религией, и культурой, и образованием, и законодательством.

Обращаясь к участникам Межпарламентской Ассамблеи, Предстоятель Русской православной церкви выразил убеждение, что моральные императивы оказывают прямое влияние не только на жизнь каждого конкретного человека, но и на общество, на государство, на международные отношения. По заявлению Патриарха, нет никаких оснований для мнения, что совесть человека, мотивация его поступков не имеет никакого значения, что она попросту никому не интересна вне его частной жизни, что  главное  – следовать закону, а остальное вторично. Подлинная ценность закона раскрывается тогда, когда  закон опирается на нравственные чувства человека, когда требования права совпадают с голосом совести. Закон, теряющий связь с нравственной природой человека, не вызывает отклика в сердце и становится бесполезен, а то и вреден для человеческого общества. Такой закон может начать защищать пороки и в конечном итоге привести к моральной деградации общества.

«Отрыв закона от морали приводит к тому, что, пожалуй, впервые в истории человечества нормой закона признается то, что традиционно считалось нарушением нравственных установлений. Опирающиеся на  совесть человека общие ценности не могут быть идеологизированы или политизированы», - продолжил Патриарх. «В межрелигиозном диалоге представители разных традиций опознают эту универсальную нравственную ценность, преодолевают недоверие, сообща выступают против радикализма, отстаивают позиции по вопросам, имеющим моральное измерение. Моя встреча с Папой Римским Франциском в феврале 2016-го года стала примером единства позиции по вопросам традиционной семьи, по вопросам борьбы с терроризмом и псевдорелигиозным экстремизмом. Мы сообща выступили против преследований христиан на Ближнем Востоке и в Северной Африке. Эта встреча, а также реакция на нее общественных и политических лидеров продемонстрировали на практике как необходимость, так и возможность достижения общего нравственного консенсуса в современном мире.

Продолжаются контакты с протестантскими деноминациями, Всемирным Советом церквей. Продолжается диалог с мусульманскими общинами, причем, живущими в разных странах. И этот диалог также призван укреплять общие нравственные ценности, доверие между людьми, укреплять дружбу».

Патриарх Кирилл особо отметил колоссальный миротворческий потенциал Русской православной церкви.  Он напомнил о том, какой живой отклик вызвала гуманитарная ситуация в Сирии. Православные прихожане организовали сбор и доставку гуманитарной помощи жителям этой страны -  как христианам, так и представителям других общин. Моральным императивом продиктовано участие Русской православной церкви в Карабахском урегулировании, в котором на равных основаниях участвуют христианские лидеры Армении и мусульманские лидеры Азербайджана. Миротворческую позицию  занимает Русская православная церковь и в связи  с гражданским конфликтом на Украине, последовательно выступая за национальное примирение, за отказ от вражды и насилия, за прекращение противостояния в обществе. Патриарх Московский и Всея Руси  подчеркнул, что в украинском обществе нет другой силы, кроме канонической православной украинской церкви, которая могла бы стать основой для общенационального примирения. Как показал грандиозный Крестный ход: «За мир на Украине»,  в котором участвовало более ста тысяч человек, православная церковь в этой стране выступает исключительно за внутринациональный мир. Выразив сожаление по поводу отсутствия на Ассамблее делегации Украины, Патриарх Кирилл призвал парламентариев обратить самое пристальное внимание на ситуацию в этой стране, а также на  попытки вовлечь в политический конфликт церковь в качестве инструмента внутреннего противостояния.

В заключении своего выступления Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл призвал участников Всемирного парламентского форума в Санкт-Петербурге быть продолжателями дела правотворчества, конечной целью которого является утверждение в обществе идеалов добра и справедливости.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати