ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Россия и алжирско-марокканские споры

12:59 13.10.2017 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Завершившийся визит премьер-министра России Дмитрия Медведева в Алжир и Марокко изначально привлекал к себе особое внимание в силу специфики развития данного региона, а также перспектив взаимодействия обоих государств с Москвой. Не секрет, что из всех стран Магриба именно алжирско-марокканские отношения несут в себе наиболее опасный конфликтный потенциал. Рабат обвиняет Алжир в поддержке фронта ПОЛИСАРИО, борющегося за независимость Западной Сахары (бывшее Испанское Марокко). Алжирские власти, со своей стороны, настаивают на решении данной проблемы на основе соответствующих решений ООН и требуют вывода из Западной Сахары марокканских воинских подразделений и гражданской администрации, существующих там более 40 лет. В ноябре 1975 года власти Марокко организовали так называемый «Зеленый марш»,  в ходе которого 350 тысяч марокканских граждан вошли на территорию Западной Сахары с тем, чтобы взять под контроль эту испанскую колонию в условиях распада колониальной администрации. В ответ в 1976 году фронт ПОЛИСАРИО  при поддержке Алжира и ряда других государств провозгласил на территории Западной Сахары Сахарскую Арабскую Демократическую Республику (САДР), которую в том или ином виде в настоящее время признают около 60 государств и которая входит в Африканский союз.

Противоречия между Марокко и Алжиром объективно вынуждают их искать опору в международном сообществе. И для марокканской стороны важным направлением сотрудничества с Россией выступает военно-техническая сфера с тем, чтобы обеспечить военный паритет со своим соседом. В настоящее время Алжир является третьим после Индии и Китая покупателем российского оружия. «Стоит добавить, что Алжир стал одной из немногих стран Северной Африки и Ближнего Востока, кого не затронули хаотические события так называемой Арабской весны, начавшиеся в 2011 году. Далеко не последнюю роль в этом сыграли большие закупки военной техники, которые на протяжении многих лет осуществляли власти страны (в том числе у России) для укрепления ее обороноспособности», - заявил, в частности, находясь в Алжире, глава российского правительства. (vestifinance.ru)

И хотя в ходе завершившихся 11 октября переговоров премьер-министра Дмитрия Медведева с его марокканским коллегой Саадэддином аль-Османи конкретные военные соглашения не были подписаны, тема наращивания двустороннего военно-технического сотрудничества активно обсуждалась. «По указанию короля Марокко, мы открыли новые горизонты для укрепления военно-технического сотрудничества и в сфере безопасности», - подчеркнул в этой связи глава марокканского правительства, назвавший отношения Рабата и Москвы «углубленным стратегическим партнерством» (впрочем, «стратегическим партнерством» называют отношения с Россией и в Алжире). «Мы открываем для себя новые области, в частности, о чем только что сказал мой коллега, это сотрудничество в сфере поставок военной продукции и в сфере безопасности», - подтвердил со своей стороны Дмитрий Медведев. (vestifinance.ru)

О стремлении России выработать новый баланс в отношениях с Алжиром и Марокко свидетельствует тот факт, что на переговорах главы российского правительства в алжирской столице тема военно-технического сотрудничества отошла на второй план.

В сложившейся ситуации в ходе турне Дмитрия Медведева на первый план закономерно вышли вопросы развития сотрудничества в энергетической сфере, а также координации действий на мировом нефтяном и газовом рынках.  Алжир является одним из крупнейших производителей природного газа. Газовый экспорт приносит стране 30% валового внутреннего продукта, 60% доходной части госбюджета и 95% экспортной выручки. По запасам нефти входящий в ОПЕК Алжир занимает 15-е место в мире, а по объемам экспорта - 11-е. Марокко не может похвастаться значимыми  запасами энергоресурсов, однако власти страны взяли курс на увеличение потребления газа и ускоренное строительство тепловых электростанций – в том числе и на основе использования поставок сжиженного природного газа (СПГ). Соответствующая программа предусматривает сооружение регазификационного терминала, способного производить до 5 млрд.  кубометров газа в год, трубопроводной сети и пяти ТЭС общей мощностью не менее 2,4 ГВт.

По свидетельству министра энергетики России Александра Новака, хорошие возможности для участия в газовых проектах Марокко имеют ПАО «Газпром» и «Новатэк» – в том числе на основе поставок СПГ по линии проектов «Ямал СПГ» и «Арктик СПГ». (vedomosti.ru)

«Новатэк» рассматривает Марокко как перспективный рынок сбыта сжиженного природного газа и интересуется участием в строительстве здесь регазификационного терминала, - подтвердил председатель правления компании Леонид Михельсон: «Есть такой интерес. Они будут проводить тендер». По его словам, СПГ из России может полностью или частично заменить Марокко поставки трубопроводного газа из Саудовской Аравии, переговоры о продлении контракта с которой пока ведутся, а окончательное решение может быть принято уже в начале 2018 года.

Как отметил в беседе с российской газетой «Ведомости» представитель ПАО «Газпром», эта компания также «заинтересована в поставках СПГ в Марокко и готова рассматривать участие в связанных с этим проектах».

Источником поставок СПГ для Марокко может стать новый проект «Новатэка» «Арктик СПГ-2», - полагает аналитик компании Fitch Дмитрий Маринченко: «Возможность не только поставить СПГ, но и обеспечить строительство инфраструктуры может стать одним из конкурентных преимуществ компании, которой уже сейчас необходимо искать возможные рынки сбыта для своего следующего СПГ-проекта». (vedomosti.ru)

Пока же обсуждение вопросов российско-марокканского сотрудничества в энергетической сфере на уровне глав правительств результировалось в подписании Меморандума о взаимопонимании между Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством энергетики, горнодобывающей промышленности и устойчивого развития Королевства Марокко по сотрудничеству в сфере энергетической эффективности, а также Меморандума о взаимопонимании между Министерством энергетики Российской Федерации и Министерством энергетики, горнодобывающей промышленности и устойчивого развития Королевства Марокко по сотрудничеству в области возобновляемых источников энергии. «Мы подробно обсудили, какие новые проекты могли бы быть положены в основу нашего сотрудничества. Часть из них действительно зафиксирована в новых соглашениях. Это и энергетика, причем различные формы, способы получения энергетических продуктов», - отметил в данной связи Дмитрий Медведев. (vestifinance.ru)

При этом он уточнил, что «весьма перспективной» представляется именно «поставка СПГ для нужд экономики Марокко».

В отличие от Марокко, алжирский рынок является более перспективным для России по линии реализации проектов в области атомной энергетики. Россия готова предложить Алжиру технологии и технические решения, если в этой стране будет принято решение о создании национальной атомной промышленности, - заявил в интервью алжирскому агентству APS в преддверии своего визита в эту страну Дмитрий Медведев. [aps.dz]

По его словам, «создана надежная нормативно-правовая база для сотрудничества в атомной энергетике». В настоящее время Россия уже готовит для Алжира отраслевых специалистов-атомщиков, и «параллельно мы готовы рассматривать проекты по генерации «чистой» электроэнергии на ветряных и солнечных станциях», - подчеркнул глава российского правительства. Соответствующий Меморандум о взаимопонимании между Государственной корпорацией по атомной энергии «Росатом» и Комиссариатом по атомной энергии Алжира о сотрудничестве в обучении и подготовке кадров в области атомной энергетики был подписан во время визита Дмитрия Медведева. (government.ru)

Помимо двустороннего сотрудничества, Россия и Алжир имеют опыт взаимодействия и на международных «площадках» - прежде всего, в рамках ОПЕК и Форума стран-экспортеров газа. Именно Алжир предложил ОПЕК в конце 2016 года поддержанное Россией соглашение об ограничении добычи нефти, позволившее стабилизировать нефтяной рынок. «Визит Дмитрия Медведева посылает четкий сигнал Алжиру и другим странам, экспортирующим газ и нефть в Европу: Россия верит в возможность диалогов и компромиссов», - весьма справедливо отмечает в этой связи французское издание Le Point. (afrique.lepoint.fr)

Однако и сфера «традиционной» энергетики является перспективной в плане развития российско-алжирских отношений. По словам, Александра Новака, российская нефтяная компания ЛУКОЙЛ интересуется участием в тендерах на разработку месторождений в Алжире, при этом для компании представляют интерес тендеры и на шельфе, и на суше. [rbc.ru]

В сложившейся в Северной Африке в целом и в отношениях Алжира и Марокко в частности непростой ситуации Россия демонстрирует стремление содействовать сохранению и укреплению регионального баланса сил и при этом наращивать сотрудничество в тех сферах, которые представляют первоочередной интерес для каждой из вышеупомянутых стран.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати