ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Участники Юбилейной конференции Люксембургского форума в Париже обсудили актуальные проблемы нераспространения ядерного оружия

13:27 10.10.2017 •

9 октября 2017 года в Париже начала свою работу двухдневная Юбилейная конференция Международного Люксембургского форума по предотвращению ядерной катастрофы. 

Ведущие мировые эксперты в области ядерного нераспространения и разоружения обсуждают и анализируют самые острые проблемы режима нераспространения ядерного оружия, контроля за его ограничением и последовательным сокращением, состояние и перспективы взаимоотношений ведущих ядерных держав – России и США – в сфере международной безопасности.

Как полагает президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор, сложившаяся в настоящее время обстановка в мире не способствует укреплению режима ядерного нераспространения и усилению совместных скоординированных действий ведущих государств по предотвращению ядерного терроризма.

В центре внимания участников конференции – также проблемы региональных ядерных кризисов, прежде всего связанных с Северной Кореей и Ираном, вопросы сохранности ядерных материалов и предотвращения ядерного терроризма, доступа террористов к ядерным объектам.

По мнению Вячеслава Кантора, разрыв сделки по иранской ядерной программе, заключённой между "шестёркой" и Тегераном, недопустим. Необходимо следить, чтобы Иран полностью выполнял взятые на себя обязательства, и самым важным вопросом является то, что будет после завершения сделки.

Участие в Юбилейной конференции Люксембургского форума в Париже принимают более 50 ведущих международных экспертов в сфере международной безопасности из 15 стран и 11 наиболее известных международных организаций по ядерной проблематике. Среди них: президент Люксембургского форума Вячеслав Кантор; профессор Стэнфордского университета, ранее министр обороны США Уильям ПЕРРИ; председатель Совета директоров Института глобальных изменений, бывший премьер-министр Великобритании Тони БЛЭР; вице-президент фонда NTI, бывший министр обороны Великобритании Дес БРАУН; бывший гендиректор МАГАТЭ Ханс БЛИКС; президент Российского совета по международным делам, бывший министр иностранных дел РФ и секретарь Совета безопасности РФ Игорь ИВАНОВ; почётный член Стокгольмского международного института исследования проблем мира (СИПРИ), ранее президент Пагуошского движения учёных Джаянта ДХАНАПАЛА; зампредседателя Комитета Совета Федерации по международным делам ФС РФ, президент Паралимпийского комитета РФ Владимир ЛУКИН; председатель Оргкомитета Люксембургского форума, профессор, генерал-майор в отставке Владимир ДВОРКИН и другие ведущие международные эксперты – учёные, исследователи, представители международных организаций, чиновники, военные и дипломаты.

* * *

Международный Люксембургский форум по предотвращению ядерной катастрофы создан решением Международной конференции по предотвращению ядерной катастрофы, состоявшейся 24-25 мая 2007 года в Люксембурге. Он является одной из наиболее крупных неправительственных организаций, объединяющих ведущих мировых экспертов в области нераспространения ядерного оружия, сокращения и ограничения вооружений.

 

Основные задачи Форума:

  • Содействие процессу ограничения и сокращения вооружений, противодействие нарастающим угрозам режиму нераспространения и размыванию основ Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО) включая предотвращение роста ядерного терроризма и попыток отдельных стран получить доступ к ядерным материалам и технологиям.

  • Укрепление глобального мира и безопасности путем использования новых подходов и разработки практически ориентированных предложений для политических лидеров по ключевым аспектам ядерного нераспространения и контроля над вооружениями.

В 2017 году форуму исполняется 10 лет. С момента образования Люксембургский форум провёл за 10 лет 25 конференций, семинаров и рабочих встреч в Москве, Вашингтоне, Люксембурге, Берлине, Риме, Вене, Праге, Женеве, Варшаве, Стокгольме и др. городах.

Результатами анализа экспертов Люксембургского форума всегда были декларации и обращения к лидерам ведущих государств, в ООН, МАГАТЭ, в другие международные органы с конкретными предложениями и рекомендации по направлениям решения критических ситуаций. Как правило, они встречают живой интерес со стороны своих адресатов, о чём свидетельствуют их регулярные ответы. Члены Наблюдательного совета Форума также формируют ежегодные оценки его работы и ставят актуальные задачи для дальнейшего анализа.

 

Вступительная речь Президента Люксембургского Форума

Париж, 9 октября 2017 года

Уважаемые господа, коллеги, друзья!

Благодарю всех вас за участие в нашей конференции, которую мы проводим в год десятилетия Люксембургского форума. Напомню, что Форум был образован в результате конференции в Люксембурге в мае 2007 года, на которой присутствовали более 50 известных международных экспертов из 14 государств, в том числе многие из нынешних членов Наблюдательного Совета форума.

Сегодня здесь присутствуют руководители и представители 11 наиболее известных международных организаций по ядерной проблематике, которых мы будем последовательно представлять в ходе конференции.

В качестве основных задач работы Форума мы с самого начала планировали анализ самых острых проблем режима нераспространения ядерного оружия, контроля за его ограничением и последовательным сокращением, проблем региональных ядерных и ракетных кризисов, прежде всего в Иране и Северной Корее, сохранности ядерных материалов, предотвращения ядерного терроризма.

Для анализа этих проблем за прошедшие 10 лет нами было организовано проведение 25 конференций и круглых столов с участием самых известных международных организаций.

Результатами анализа всегда были декларации и обращения к лидерам ведущих государств, в ООН, МАГАТЭ, в другие международные органы с конкретными предложениями и рекомендации по направлениям решения критических ситуаций. Как правило, мы получали ответы.

За это время выпущены и распространены 24 книги и брошюры.

На этом пути у нас были успехи и неудачи. Так, например, в декабре 2015 года в результате совместной конференции в Вашингтоне Люксембургского форума и Инициативы по уменьшению ядерной угрозы президентам США и России было представлено Обращение с обоснованием возобновить переговоры по дальнейшим сокращениям стратегических ядерных вооружений. Реакция последовала незамедлительно, хотя и в разных направлениях. Вашингтон уже в январе следующего года повторно предложил сократить эти вооружения примерно на одну треть, Москва изложила причины, препятствующие новому договору.

Иногда реакция на наши предложения со стороны различных адресатов была неопределенной. Это можно рассматривать следствием недостаточной убедительности нашей аргументации.

Будем совершенствовать нашу деятельность. Этому способствуют члены Наблюдательного совета Форума. В состав Совета входят выдающиеся, известные в мире политические деятели и ученые. Вы всех их хорошо знаете. К сожалению, есть потери в составе Наблюдательного совета. Ушел из жизни академик Николай Лаверов, выдающийся ученый и организатор науки, который прекрасно знал все аспекты ядерной проблематики еще с того времени, когда он был заместителем премьер-министра Советского Союза, вице-президентом Российской академии наук. Из-за загруженности работой не смог продолжать деятельность в Наблюдательном совете один из инициаторов образования Форума бывший руководитель МАГАТЭ и кандидат в президенты Египта Мохамед Эль-Барадеи.

Но есть пополнение. В этом году в Совет вошел Генри Киссинджер, и мы уверены в его значительном вкладе в совершенствование деятельности Форума.

Члены Наблюдательного совета дают достаточно жесткие ежегодные оценки работы Форума и рекомендуют актуальные задачи для дальнейшего анализа. Поэтому мы сохраняем надежды на более эффективную работу.

Вот таково на сегодня состояние Люксембургского форума.

Полагаю, необходимым подчеркнуть, что 2017 год характерен появлением немыслимой ранее неопределенности практически во всех сферах ответственности Люксембургского форума и дружественных международных организаций. Действительно, посмотрите, в следующем году США и Россия должны завершить сокращения своих стратегических вооружений в соответствии с условиями Пражского Договора СНВ, однако впервые в истории отношений двух ядерных сверхдержав имеет место длительный застой в переговорах по дальнейшим сокращениям ядерных арсеналов.

Нарастает напряженность из-за взаимных претензий к выполнению Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Заморожена совместная программа по утилизации избыточного плутония, прекращена совместная работа ученых-ядерщиков.

Вашингтон резко критикует ядерное соглашение с Ираном, Тегеран в свою очередь угрожает выходом из этого соглашение и возобновлением своей оружейной программы. На критическом пике постоянно усиливающаяся ситуация на Корейском полуострове из-за ядерных и ракетных провокаций лидера КНДР.

Исторический опыт убедительно подтверждает то, что без договоров по ограничению стратегических вооружений на основе баланса ядерных сил неизбежно происходит неконтролируемая гонка этого самого сокрушительного оружия.

Между тем часто утверждаемое полное отсутствие отношений между США и Россией в этой сфере - это преувеличение. Пока что в полной мере осуществляется выполнение Пражского Договора по СНВ, который заканчивается в 2021 году. Каждый год стороны обмениваются десятками инспекций на пусковых установках на земле, на подводных ракетоносцах, на тяжелых бомбардировщиках и сотнями проверяемых уведомлений о состоянии ядерных сил сторон. И никаких взаимных претензий нет!

Появилась надежная информация о начавшихся консультациях по продлению Пражского Договора на 5 лет, возможность такая предусмотрена текстом Договора. Но значительно лучше было бы подписание нового Договора о дальнейших сокращениях СНВ.

Важнейшая задача - сохранение бессрочного Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, по соблюдению положений которого у сторон накопились взаимные претензии. Признаки подготовки отказа от него уже есть. В США готовы приступить к подготовке производства запрещенных Договором типов вооружений.

Прекращение действия этого Договора способно привести к критическим последствиям для Европы, России и США. Потому что причины, заставившие стороны подписать его в 1987 году, стали в новейших условиях более весомыми, ставящими под угрозу массированного ядерного удара всю Европу. Информация об оживлении консультаций по устранению взаимных претензий периодически появляется, но необходимы более ответственные действия Москвы и Вашингтона.

Лидеры ЕС и руководство МАГАТЭ позитивно оценивают ядерное соглашение с Ираном и ход его выполнения, что внушает определенный оптимизм в устойчивость этого соглашения. Но это не исключает необходимость жесткого контроля как за соглашением, так и за ракетными программами Ирана.

Я не стану задерживать свое вступление изложением известной всем ситуации на Корейском полуострове. Анализ и предложения по этой проблеме найдут свое отражение в ходе нашей конференции. Привлеку ваше внимание еще раз к историческому опыту, который подтверждает, что попытки умиротворения агрессивных тоталитарных режимов приводят, как правило, к катастрофическим последствиям.

В целом необходимо подчеркнуть, что сложившаяся в настоящее время в мире обстановка никаким образом не способствует укреплению режима ядерного нераспространения, усилению совместных тесно скоординированных действий ведущих государств по предотвращению ядерного терроризма.

Насколько я представляю, участники нашей конференции имеют конкретные предложения по решению проблемных вопросов в этих сферах, поэтому желаю всем нам успехов.

Еще раз благодарю всех, кто прибыл на конференцию.

Спасибо за внимание.

 

Выступление Тони Блэра

Я буду говорить о вопросах, связанных с геополитикой ядерного нераспространения.

Распространение ядерного оружия остается наиболее серьезной угрозой для будущего всего человечества. Тем не менее, данная проблема обсуждается реже, за исключением кризисных моментов, чем сопутствующая угроза, связанная с ущербом окружающей среде.

ДНЯО, подписанный в 1968 году, признавал существование 5 ядерных держав и указал на необходимость соблюдать принципы сдержанности в применении ядерных вооружений, а также сокращения таковых. Несмотря на Холодную войну, значительное влияние было оказано посредством договоров ОСВ и СНВ, которые также позволили ускорить некоторые процессы после окончания Холодной войны.

Продолжается модернизация систем доставки, обстановка остается напряженной, однако взаимное сдерживание между рационально мыслящими субъектами, для которых конфликт может обернуться значительными потерями, продолжает действовать в качестве руководящего принципа управления государством.

Это важно на фоне усиления других факторов, сопутствующих распространению ядерного оружия.

Существует вопрос о Статусе. Страны ДНЯО не были избраны. Иные влиятельные державы, особенно расположенные в регионах, которым угрожает опасность, рассматривают статус ядерного государства в качестве неотъемлемого атрибута. Индия является одной из таких стран. Мировое сообщество, в свою очередь, не препятствует Индии в данных начинаниях, считая данную страну ответственным и рациональным субъектом.

Существует соперничество между державами в одном и том же регионе, которые опасаются угрозы со стороны соседних стран, обладающих ядерным потенциалом. В таких регионах враждебность является насущным или потенциальным риском. В подобной ситуации может оказаться Пакистан. Странами, которые находились в состоянии соперничества такого рода, были Иран и Ирак в 80е годы ХХ века.

Некоторым государствам угрожает опасность, в первую очередь или отчасти по причине того, что особенности режима в данном государстве вызывают опасения со стороны международного сообщества, а получение таким режимом ядерного оружия, по мнению таковых, является наилучшей гарантией защиты от их ликвидации. Ярким примером обладания ядерным потенциалом в качестве гарантии защиты режима являются Иран и Северная Корея, а ранее в данном списке находилась Ливия.

Существует вероятность попадания ядерного оружия в руки террористов, т.е. сценарий применения так называемой «грязной бомбы».

Это особый вид распространения ядерного оружия, который может сочетаться с угрозой распространения ядерных технологий государствами-изгоями.

Помимо указанного выше, появилось новое явление, которое выражается в киберугрозе, т.е. наличии технологий, которые могут нарушить управление или нанести ущерб объектам по управлению или хранению ядерных систем.

Таким образом, подобные предпосылки продолжают существовать, а некоторые из них становятся еще более опасными. Вызов заключается в том, что угроза ядерного распространения лишь порождает следующий виток такого распространения, что, в свою очередь, приводит к возможным утечкам, несанкционированному распространению ядерных технологий и материала, что повышает вероятность получения ядерного оружия террористами.

Крайне важен характер государственного управления, а также общего отношения к международному сообществу страны, обладающей или стремящейся получить ядерный потенциал. Несмотря на конкретно обозначенные условия ДНЯО, суждение о государстве со статусом ядерной державы отчасти зависит от характера режима управления в такой стране.

При рассмотрении сегодняшней темы, необходимо задаться вопросом о руководящих принципах политики наших стран по данному вопросу.

1.Прежде всего, нашим странам необходимо воспрепятствовать непосредственному риску распространения ядерного оружия.

В отношении Ирана, соглашение о СВПД, подписанное в 2015 г., серьезно оспаривалось политиками США и других стран мира.

Можно ставить под сомнение логичность данного соглашения и некоторых его условий, но оно уже подписано; соглашение должно пройти процедуру утверждения, что, по крайней мере означает возможность приостановить реализацию иранской ядерной программы и, таким образом, будет разумно обеспечить сохранность данного соглашения.    

Проводя значительное время на Ближнем Востоке, я целиком осознаю суть опасений по поводу поведения Ирана, в отношении которого ничего нельзя сделать в рамках вышеуказанного соглашения. Тем не менее, такие проблемы можно и необходимо решать отдельно. Наличие баллистических ракет является фактором, имеющим непосредственное отношение к оружейному потенциалу.

Наиболее серьезное опасение в регионе сводится к дестабилизации Ираном политической ситуации на Ближнем Востоке обычными средствами. В данной сфере крайне необходимо незамедлительное противодействие, которое также можно осуществить с помощью обычных средств, в связи с чем отказ от соглашения о СВПД означал бы появление очередного фактора непосредственного риска, который еще более затруднит текущую ситуацию.  

Ситуация вокруг Северной Кореи представляет собой самую опасную и жгучую проблему.

Режим в этой стране уникально отвратителен.

Мы надеемся, что все же в какой-то степени он рационален; но если разумность подразумевает наличие хоть какого-то внимания к условиям жизни населения и государственной структуры, хотя бы на элементарном уровне заботящейся о благосостоянии граждан, то действующий в Северной Корее режим в то же время в некоторой степени и иррационален.

Именно поэтому я выступаю против принятия Северной Кореи в сообщество государств как ядерной державы в связи с характером действующего в стране режима и по причине того поддающегося обоснованию импульса, который такое принятие даст другим странам региона к обретению военных сил и средств.

Эта проблема поддаётся решению только с участием Китая; а полноценное и охотное участие Китая во взаимодействии с Северной Кореей может быть гарантировано лишь более широким стратегическим соглашением между США и Китаем в отношении будущего Корейского полуострова.

Существует настоятельная необходимость начать такой диалог.

Он является единственным рациональным путём к решению проблемы.

Мы можем угрожать военным вмешательством, и я согласен, что в данной ситуации необходимо рассматривать все возможные варианты, но если не будет известных мне элементов – будь то слабость обороны Северной Кореи, или мощь сил и средств США с другой стороны, т.е. неких факторов, снижающих уровень правдоподобия угрозы, поскольку США является рациональным действующим лицом – трудно будет представить себе упреждающий удар, который не привёл бы к катастрофическим последствиям.

2. Ситуация вокруг Северной Кореи лишь подтверждает мнение о том, что проблемами нераспространения можно эффективно заниматься только посредством обеспечения тесного сотрудничества между основными державами. При этом необходимо учитывать изменяющуюся геополитическую ситуацию 21-го века.

Без Китая, России и других набирающих силу государств, которые действовали бы согласованно с США и Европой, трудно представить себе, как сможет укорениться процесс нераспространения.

Отношения между США и Китаем являются самым важными двусторонними отношениями 21-го века.

Трансатлантический альянс сохраняет свою чрезвычайную актуальность именно по этой и многим другим причинам. Роль России, какими бы ни были противоречия в других сферах, исключительно важна.

Многосторонняя политика сегодня слегка вышла из моды. А это неправильно. В этом мире, подверженном опасностям распространения ядерного оружия, многосторонние механизмы исключительно важны и неизбежны в деле защиты от этих опасностей.

3. Если рассматривать процессы в долгосрочной перспективе, существуют и другие вопросы, которые могут показаться напрямую не связанными с реальным риском, но которые тем не менее кардинально важны для сферы нераспространения. Мы опасаемся Северной Кореи как ядерного государства именно в связи с характером этого государства. И именно этот характер государства заставляет действующий в нём режим хотеть располагать ядерными силами и средствами.

Следовательно, становление системы обеспечения основополагающих прав человека, надлежащих механизмов государственного управления, обеспечение верховенства закона, введение систем государственного управления, отвечающих чаяниям народа, совокупно являются наилучшим долгосрочным средством защиты от распространения ядерного оружия и от желания обрести ядерный статус.

4. Значимость экспертных знаний в ядерной области и действий по предотвращению утечек ядерных материалов невозможно переоценить. Необходимо поддерживать и, если необходимо, расширять деятельность в рамках Программы сотрудничества по снижению угрозы, Программы глобального партнёрства и таких международных конвенций, как Конвенция о физической защите ядерных материалов, а также деятельность МАГАТЭ.

Однако в конечном итоге наилучшей защитой от терроризма, так сильно уродующего наш мир практически на всех континентах, является нанесение поражения экстремизму и, особенно, порождающей его идеологии. Угрозе, создаваемой в результате использования в злонамеренных целях ислама как религии и превращения его в тоталитарную политическую идеологию, естественно, необходимо противодействовать при помощи силовых механизмов обеспечения безопасности. Но устранение глубинных причин возможно лишь посредством мягкой силы: действий, направленных на формирование более качественных и свободных систем образования, экономическое и политическое развитие, укрепление религиозно-культурной терпимости и построения прочного союза (сегодня уже возможного) с большинством мусульманских государств, желающих и готовых работать с нами.

5. Наконец, существует угроза враждебных военных действий в кибер-сфере и их влияния на ядерные системы. Важно не преувеличивать масштаб угрозы – в таких странах, как США, обеспечивается очень высокий уровень защиты. С другой стороны, в декабрьском (2016 г.) докладе NTI очень чётко заявлено о необходимости более тесной координации и интенсификации усилий правительств в связи с тем, что риски также постоянно изменяются. В докладе организации определены 4 всеобъемлющих приоритета – от институционализации кибер-безопасности до снижения уровня сложности цифровых систем и перехода на нецифровые системы, которые в совокупности представляются основами разумной политики.

 

Таким образом, подводя итог, необходимо сказать, что проблема нераспространения по-прежнему остаётся острым и критически важным вызовом. Для надлежащей работы в этом направлении требуются международное сотрудничество, союзничество, сосредоточенность, решимость и мудрость.

Руководителям, формирующим политику и принимающим решения, следует понимать, что это не та сфера, при формировании политики в которой можно обойтись без помощи экспертов.

Важны факты. Чем глубже знания, тем лучше. Чем выше уровень информированности, тем выше уровень вероятности принятия верных решений.

Это одна из целого ряда причин, по которым сам данный форум и его работа так важны. Здесь собрались обладающие огромным массивом знаний эксперты, которым нет равных. Работа форума по-прежнему воспринимается с глубокой признательностью и заслуживает высочайшей оценки. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати