Шведы накормят перьями

21:00 28.09.2017 •

Альтернативным источником белка могут стать отходы с птицефабрик, считают шведские ученые. С помощью бактерий им удалось разобрать содержащийся в перьях белок на аминокислоты, которые можно использовать при приготовлении корма для животных и даже добавлять в еду для людей.

Ежегодно утилизируются тонны перьев с птицефабрик. Однако благодаря содержащемуся в них белку они могут стать ценным продуктом питания, считают биотехнологи из Лундского университета в Швеции. Они придумали, как превратить отходы с птицефабрик в источник полезных веществ. О способе рассказывается в пресс-релизе на сайте университета.

«Если мы продолжим истощать ресурсы Земли и заваливать ее мусором так, как делаем это сегодня, нам понадобится 1,6 планеты, чтобы выжить.

Но у нас есть лишь Земля. Так что мы должны найти новые разумные и творческие способы повторного использования отходов», — рассказывает профессор Раджни Хатти-Каул.

Хатти-Каул обнаружила на одной из птицеферм штамм бактерий, способных перерабатывать содержащийся в перьях белок (перья, как и волосы, ногти, чешуя, клювы и копыта, состоят в основном из кератина) в усваиваемые организмом аминокислоты. Вместе с коллегами она улучшила штамм, сделав переработку максимально эффективной.

«Если добраться до аминокислот, которые образуются при распаде белков, их можно эффективно использовать в кормах для животных или даже человеческой пище», — рассказала Хатти-Каул в интервью.

«В кормах для животных перья смогут заменить рыбную муку и соевый белок», — поясняет исследователь Мухаммад Ибрагим.

Плюс такого подхода в том, что при нем не требуется использовать какие-либо химикаты, что положительно скажется как на окружающей среде, так и на стоимости продукта. Из килограмма перьев можно получить до 900 грамм белка.

Микроорганизмы способны перерабатывать практически любые отходы с птицефабрик и скотобоен, включая рыбную чешую, но для начала исследователи решили сфокусироваться на перьях.

Процесс производства пищи из перьев чрезвычайно прост. Их необходимо поместить в контейнер с солевым раствором и бактериями. Чтобы микроорганизмы смогли размножаться, также следует поддерживать определенную температуру и кислотность. Спустя некоторое время бактерии превратят содержимое контейнера в питательный раствор.

«В будущем всех нас ждет нехватка белка, уже сейчас активно говорят о получении его из насекомых, — поясняет Хатти-Каул. — Так что перья могут стать важным источником белка для людей. Однако начнем мы с корма для животных».

Ранее в этом году ученые уже призвали людей обратить внимание на альтернативные источники белка – например, употреблять в пищу насекомых вместо мяса. По их расчетам, продукция из сверчков и личинок мучных жуков не только позволит получать достаточное количество белка, но и значительно сократит выбросы парниковых газов благодаря уменьшению площади сельскохозяйственных угодий.

Также для этой цели отлично подходят и соевые продукты, например, тофу, так как для их производства требуется намного меньше земель и энергии. А вот синтетическое мясо пока что менее выгодно с точки зрения затрат ресурсов, чем, например, разведение кур — его производство требует столько же места при больших затратах энергии.

Далеко не у каждого вид жареных червей и сверчков вызовет аппетит. Специалисты центра технических исследований VTT в Финляндии решили эту проблему, создав порошковые пищевые ингредиенты из сверчков и мучных червей. Их структура и вкус вполне подойдут для приготовления фрикаделек или фалафеля.

Использованный VTT метод сухого фракционирования позволяет производить порошки из насекомых с разными вкусами и разной грубостью помола: при более мелком порошок будет содержать маленькие кусочки хитина и иметь ярко выраженный вкус мяса, при более грубом вкус будет мягче, а кусочки хитина — больше.

Перед обработкой из насекомых удаляют жир. Таким образом, конечный продукт содержит до 80% белка. Порошок протестировали, заменив им 5–18% ингредиентов фрикаделек и фалафеля. Даже небольшая добавка порошка из насекомых в фалафель увеличивала содержание белка в нем в три раза.

Справиться с загрязнением окружающей среды помогут и насекомые.

Этой весной ученые рассказали о гусеницах, способных питаться пластиком и пожирающих его с небывалой скоростью.

Открытие было сделано случайно. Одна из исследовательниц, увлекающаяся пчеловодством, чистила ульи от личинок моли, которые питаются воском. Она собрала гусениц в пакет, но те довольно быстро выбрались из него и расползлись по комнате. Дальнейший анализ выявил, что даже коконы, которые образуют гусеницы, способны разлагать полиэтилен при контракте с ним.

Переваривание воска и пластика включает разрушение в организме насекомых одних и тех же химических связей, поясняют исследователи.

Воск — это полимер, химическая структура которого имеет сходство со структурой полиэтилена.

По  материалам: (https://www.gazeta.ru/science)