ГЛАВНАЯ > События, факты, комментарии

Восточный экономический форум «наводит мосты»

12:45 08.09.2017 • Пётр Искендеров, старший научный сотрудник Института славяноведения РАН, кандидат исторических наук

Завершивший свою работу на острове Русский Восточный экономический форум прошел под несомненным знаком инфраструктурных и инвестиционных проектов – которые видятся его участникам важнейшим фактором не только налаживания двустороннего и международного взаимодействия, но и решения ключевых региональных проблем.

Главной из таких проблем остается северокорейская. «Для разрешения северокорейской проблемы вместе с международным сообществом мы применяем санкции и оказываем давление, но цель применения таких мер – это разрешение мирным путем, дипломатическим путем этого вопроса. Я хотел бы акцентировать, что на Корейском полуострове, а также в регионе в целом не будет войны, я могу с уверенностью об этом сказать. Именно поэтому это время для инвестиций в Россию, на Дальний Восток, в Китай и Корею», – подчеркнул в рамках пленарного заседания ВЭФ 7 сентября президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин. «Я так же, как мой коллега из Республики Корея, уверен в том, что до крупномасштабного конфликта, особенно с применением средств массового уничтожения, дело не дойдет. У всех противоборствующих сторон хватит здравого смысла, понимания своей ответственности перед людьми, которые живут в этом регионе, и мы сможем решить эту проблему дипломатическими средствами», – подтвердил со совей стороны президент России Владимир Путин и добавил: «И беспокоиться нужно, а как не беспокоиться, если мы наблюдаем такое напряжение в регионе? Но нужно продолжать инвестировать. Потому что если вы еще перестанете в экономическом плане работать в регионе, то ситуация не улучшится, а только ухудшится». (kremlin.ru)

«Нужно говорить о том, что мы идем по пути сотрудничества, готовы обеспечить их безопасность, готовы сформулировать такие условия работы, которые для них будут понятны и приемлемы. Уверяю вас, если по этому пути пойти, то постепенно ситуация в целом в регионе, отношения между Севером и Югом трансформируются в сотрудничество, и мы можем ожидать каких-то следующих шагов», - подчеркнул Владимир Путин.

Одним из сценариев, при которых экономическое взаимодействие способно снизить военно-политическую напряженность в регионе, выступает озвученная российским президентом и поддержанная его южнокорейским коллегой многосторонняя транспортно-инфраструктурная программа, охватывающая Россию, КНДР, Южную Корею и Японию. По словам Владимира Путина, она включает в себя такие общие проекты, как «совместная дорога, связывающая Транссиб и Корейские железные дороги через Северную Корею, трубопроводный транспорт, освоение портов в Северной Корее и так далее».

Особое внимание в данном контексте в рамках ВЭФ привлекли планы сооружения газопровода из России в Южную Корею через КНДР, а также расширение железнодорожной сети. «Я хотел бы, чтобы Корейская железная дорога через Северную Корею была соединена с Транссибом, и на поезде, который отправился бы из Пусана, можно было доехать до Европы. И чтобы российский газ через Северную Корею, через газопровод мог быть доставлен до нашей страны. Я желаю именно так видеть будущее», - отметил президент Южной Кореи Мун Чжэ Ин на пленарной сессии ВЭФ. «Как в Европе есть экономическое сообщество, как и в других регионах есть экономические форматы сотрудничества, так и в Северо-Восточной Азии я хотел бы, чтобы была сформирована система многостороннего сотрудничества… Я думаю, что через энергетическое сотрудничество в форме электросети будет расширение и на другие сферы. Это будет расширение всеобщего экономического сотрудничества в регионе Северо-Восточной Азии в целом для всеобщего процветания. Во время своей деятельности в качестве президента я хотел бы начать эти проекты», - подчеркнул южнокорейский лидер. «Было бы хорошо во Владивосток поездом проехать, но для этого нужно укреплять взаимное доверие между нашими странами, чтобы сделать все проекты реализуемыми. Давайте мы соберем все умы, чтобы реализовать такой проект», - подтвердил свой интерес к проекту, способному навести железнодорожные и автомобильные мосты между Японией и Россией, японский премьер-министр Синдзо Абэ.

Что характерно – в Пхеньяне также проявили интерес к вышеуказанным проектам. Министр внешнеэкономических связей КНДР Ким Ен Дже заявил в интервью российским средствам массовой информации, что его страна «не возражает против трехстороннего сотрудничества» России, Южной Кореи и КНДР, но при этом добавил, что «сейчас не такая ситуация для реализации». (vestifinance.ru)

Еще одним важным узлом «встраивания» дальневосточного региона в глобальную транспортно-экономическую систему призван стать совмещенный железнодорожно-автомобильный мост на Сахалин, о строительстве которого Владимир Путин также заявил с трибуны ВЭФ. «Предметно изучаем возможность строительства железнодорожного перехода на остров Сахалин. Вместе с развитием Северного морского пути модернизация БАМа и Транссиба, реализация других проектов - все это позволит превратить российский Дальний Восток в один из важнейших логистических узлов мира», - отметил Путин.  Речь идет реализации проекта транспортного перехода «материк – Сахалин», разработка которого началась еще в 1999 году, с перспективным подключения Хоккайдо посредством строительства автомобильно-железнодорожного моста между этим японским островом и Сахалином. По свидетельству главы РЖД Олега Белозерова, проект, к которому до сих пор подходили «в далекой перспективе», теперь рассматривают как дело «недалекого будущего». (vestifinance.ru)

Примерная стоимость реализации проекта сооружения моста на Сахалин (проекта «абсолютно планетарного масштаба» по словам российского президента) может составить порядка 500 млрд рублей с учетом необходимости сооружения подъездной 500-километровой железнодорожной линии - и Россия рассчитывает в том числе на привлечение средств заинтересованных международных инвесторов. В этих целях Владимир Путин пообещал российским партнерам программу дополнительных льгот «для инвесторов Дальнего Востока», разработанную с учетом мирового опыта в создании привлекательных условий для бизнеса и касающуюся в том числе налоговых и страховых платежей по крупным инвестиционным проектам длительного цикла – к которым как раз и относятся энергетические и транспортно-инфраструктурные проекты. «Наконец, предлагаю для иностранных инвесторов, которые вложат в Дальний Восток 10 и более 10 миллионов долларов, предусмотреть упрощенный порядок предоставления российского гражданства», - озвучил еще одну неординарную идею Владимир Путин.

Однако у нынешнего Восточного экономического форума имеется еще один важный подтекст – наряду со стремлением экономическими мерами смягчить ситуацию вокруг ракетно-ядерных программ КНДР и укрепить взаимодействие Москвы, Сеула и Токио. Это – перспективы «подключения» соответствующих проектов к планам и инициативам Китая, в том числе по линии проектов «Нового «Шелкового пути». Как весьма справедливо отмечает в этой связи итальянская газета La Stampa, «Москва и Пекин все лучше ладят в вопросах международной политики и хотят заключить все больше взаимовыгодных соглашений». (lastampa.it)

Уже сейчас в Приморском крае функционируют более 20 крупных предприятий с южнокорейским капиталом с совокупными инвестициями свыше 2 млрд рублей (в первую очередь, в сферах сельского хозяйства, портовой инфраструктуры и проектов по рыбопереработке), а китайская компания «Мэн лань син хэ» владеет 90% акций Амурской энергетической компании, которая, в свою очередь, реализует проект по строительству в регионе завода по переработке нефти и производству нефтепродуктов стоимостью 123 млрд рублей.

Кроме того, для привлечения инвестиций из Китая создан Российско-китайский инвестиционный фонд с совокупным капиталом в 2 млрд долларов, пайщиками которого выступают Российский фонд прямых инвестиций (РФПИ) и China Investment Corporation. В свою очередь, РФПИ договорился с China Development Bank о создании Российско-китайского фонда инвестиционного сотрудничества с капиталом в юанях (общий объем – 68 млрд юаней, или около 10 млрд долларов). Одновременно развертывает свою деятельность Российско-японский инвестиционный фонд, созданный РФПИ и Japan Bank for International Cooperation (совокупный капитал – 1 млрд долларов) и призванный финансировать в регионе «стратегические проекты».

И если развитие взаимодействия России, Южной Кореи, Японии, Китая (а также в свою очередь представленной в формате ВЭФ Монголии) будет развиваться в этом направлении, - регион может стать не только сырьевой и производственной, но также и ключевой логистической базой глобального значения. А это, в свою очередь, превратит его в центр притяжения не только Азии, но и Европы – особенно учитывая изоляционистские торгово-экономические и финансовые тенденции в деятельности новой администрации США.

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати