ГЛАВНАЯ > Говорят послы

Рикардо Эрнесто Лагорио, Посол Республики Аргентина в России: «Надо больше России в Аргентине и больше Аргентины в России»

16:31 28.07.2017 • Юрий Немцев, обозреватель журнала «Международная жизнь»

В конце апреля 2017 года на должность посла Республики Аргентина в Российской Федерации был назначен человек, имеющий как насыщенную дипломатическую практику, так и широкий опыт в различных государственных ведомствах — Рикардо Эрнесто Лагорио. До назначения в Москву дипломат возглавлял Отдел планирования и анализа внешней политики МИД Аргентины. «Международная жизнь»: Уважаемый господин посол, Вы недавно приступили к своей миссии в России, у Вас богатый опыт карьерного дипломата. Расскажите нашим читателям о себе подробнее. Какой путь Вы проделали, прежде, чем стать послом Аргентины в России?

Рикардо Лагорио: За время государственной службы у меня сложилась интересная карьера: я был представителем Аргентины при Организации объединённых наций, а также работал в Вашингтоне. Затем я занимал другие государственные посты, в том числе в Министерстве обороны, был помощником вице-президента. Помимо этого, я был советником по международным вопросам кандидата в президенты Даниэля Сиоли, который проиграл действующему президенту Макри. И моё назначение весьма показательно: оно демонстрирует, что во внешней политике у нас достигнут консенсус. И это очень важно, потому что внешняя политика, пожалуй, одно из самых значимых направлений политики любой страны, тут важно иметь широкую поддержку. И она у президента Макри есть.

В Москву я приехал 1 июня. Хотя иногда мне кажется, что я нахожусь в России уже очень давно. Моя работа здесь была очень насыщенной, меня очень хорошо приняли. С профессиональной точки зрения, это честь для меня быть аргентинским послом в такой стране как Российская Федерация. И с личной — огромная радость: Россия - фантастическая страна и Москва - город, в котором я чувствую себя очень комфортно. Я очень доволен.

«Международная жизнь»: Большое спасибо! Какие ожидания Вы связываете с работой в нашей стране?

Рикардо Лагорио: Первое — хочется внести свой небольшой «кирпичик» в   развитие отношений между нашими странами и помочь в построении всеобъемлющего стратегического партнёрства. У наших стран давняя история взаимодействия: более 130 лет дипломатических отношений в различные периоды времени. И они всегда были очень хорошими, а в последние годы наблюдается качественный скачок. Я хочу внести свой вклад, чтобы наше укрепить партнерство, ведь оно строится на конкретном плане[i] из пятидесяти пунктов. И посольство работает, чтобы воплощать его в жизнь. Конечно я не Христофор Колумб, открывающий Америку. Я продолжаю внешнюю линию Аргентины и с такими установками прибыл в Россию.

«Международная жизнь»: Аргентина является одним из наиболее влиятельных политических и экономических игроков в Южной Америке, участвует в работе международных институтов. Сейчас в Вашей стране идут активные преобразования. Какие направления внешней политики Аргентины выделяются в настоящее время как приоритетные?

Рикардо Лагорио: Внешняя линия, проводимая президентом Макри, это прагматичная политика, основанная на наших интересах и ценностях. Я бы её охарактеризовал как многовекторную внешнюю политику, направленную на хорошие отношения со всеми странами мира. Но мы не только укрепляем Меркосур (Общий рынок стран Южной Америки, куда входят также Бразилия, Уругвай и Парагвай. Членство Венесуэлы временно приостановлено), но и развиваем диалог со странами, как со стороны Атлантики, так и Тихого океана. Речь идёт как о США, России, Китае, Евросоюзе, так и африканских и азиатских странах. То есть мы выстраиваем политику, которая отражала бы весьма ответственную и активную роль Аргентины в многостороннем взаимодействии. И мы не хотим жить в биполярном мире, мы хотим иметь возможность внести свой вклад (в его развитие), ведь проблемы надо решать сообща. Что же касается двусторонних отношений с Россией, мне нравится использовать следующую фразу: «хотелось бы, чтобы каждый раз было больше Аргентины в России и больше России в Аргентине».

«Международная жизнь»: По итогам переговоров с Владимиром Путиным 21 июня бразильский лидер Мишел Темер заявил о том, что будет способствовать подготовке соглашения между Меркосур и Евразийским экономическим союзом (ЕАЭС). Какая позиция у Аргентины в отношении перспектив укрепления связей между двумя объединениями?

Рикардо Лагорио: Та же, что уже сформулировал президент Темер. Аргентина в настоящее время председательствует в Меркосур, а деятельность объединения сейчас направлена именно на заключение наибольшего числа договоров с другими регионами. Страны Меркосур настроены на развитие отношений и подписание эффективных договоров с важнейшими с экономической точки зрения регионами. ЕАЭС — как раз один из них.

«Международная жизнь»: В ходе встречи Маурисио Макри и премьер-министра Португалии Антониу Кошты 13 июня стало известно о планах до конца 2017 года подписать между ЕС и Меркосур соглашение о зоне свободной торговли. Можно ли назвать стратегией современной внешней политики Аргентины то, что она все чаще выступает на переговорах не как отдельная страна, а представляет интересы всего объединения? Какие преимущества и трудности есть у Аргентины при таком подходе?

Рикардо Лагорио: Аргентина всегда выступала на переговорах с позиции Меркосур. Да, существуют договорённости внутри Меркосур о заключении новых договоров (о сотрудничестве). Позиция Аргентины такова: переговоры не должны проходить в одиночестве, ведь у нас есть соглашение об общем рынке, которое существует уже пару десятилетий и показало себя успешным. Сейчас все четыре страны понимают необходимость переговоров с другими игроками. И это важно, что есть твёрдая воля находить решения и (заключать) взаимовыгодные соглашения. Это может занять какое-то время, ведь нас четверо, а в Евросоюзе, например, 28. Но настроены мы решительно.

«Международная жизнь»: Члены Меркосур приняли решение о приостановке членства Венесуэлы в интеграционном объединении. Какие ещё меры принимаются, чтобы повлиять на урегулирование венесуэльского кризиса?

Рикардо Лагорио: Вопрос членства Венесуэлы в Меркосур не связан с венесуэльским политическим кризисом. Эти меры были приняты из-за расхождений и неисполнения Венесуэлой правил Меркосур. Это не связано с внутренней ситуацией в Венесуэле. Мы за решение внутренних проблем мирным путём, в рамках законодательства, с уважением конституции, прав человека, соблюдением гуманитарных и демократических принципов, без внешнего вмешательства. И это проблема, которую должны решать сами  венесуэльцы, а не Меркосур. Это, в том числе, и позиция президента Маурисио Макри.

«Международная жизнь»: На антарктические территории, которые Аргентина считает своими и включает в провинцию Огненная Земля и Антарктида, претендуют и другие страны. Как на Ваш взгляд будут решаться территориальные споры в Антарктике?

Рикардо Лагорио: Здесь нет серьёзных споров. У нас прошёл референдум с Великобританией относительно Мальвинских (по британской версии Фолклендских) островов. Однако решение этого вопроса происходит в рамках международных организаций: Специальный комитет по деколонизации ООН передал своё решение (по Мальвинским островам) в Генеральную ассамблею, а Организация американских государств призывает, чтоб стороны нашли решение по результатам референдума переговорным путём. Пока это единственный спорный вопрос. И позиция Аргентины — поиск дипломатических решений.

«Международная жизнь»: Какая роль отводится России в иерархии внешних связей Буэнос-Айреса? Какие сферы двустороннего сотрудничества России и Аргентины Вы бы выделили как наиболее важные?

Рикардо Лагорио: Как я уже отметил, у наших отношений богатая история. Если вы поедете в Аргентину, увидите культурное влияние России. В Аргентине от 200 до 300 тысяч славянских и русских выходцев, что занимает третье или четвёртое место среди миграционных потоков в Аргентине. Таким образом, русское сообщество принимает определённое участие в развитии нашей страны. Два года назад мы подошли к всеобъемлющему стратегическому партнёрству, и главный вызов на сегодняшний день заключается в том, чтобы наши отношения приобрели современное наполнение. Сегодня наши торговые отношения сосредоточены в основном на сырьевых продуктах. И это прекрасно, но одновременно надо стремиться к отношениям, отвечающим потребностям XXI века: наука, технологии, инновации, фармацевтика, инфраструктурные проекты, логистика. На сегодняшний день мы немного отстали.

«Международная жизнь»: Как обстоят дела с товарооборотом между Россией и Аргентиной?

Рикардо Лагорио: Сейчас он находится ниже той отметки, каким должен быть товарооборот между такими странами как Россия и Аргентина (в 2016 году составил чуть менее 850 миллионов долларов[ii]).

«Международная жизнь»: В прошлом году наши страны договорились о диверсификации торгово-экономического и инвестиционного сотрудничества. Данную тему Вы также обсуждали недавно на площадке Совета Федерации с сенатором Андреем Клишасом. Какие усилия планируется предпринять на данном направлении? Можно ли говорить сейчас о каких-то конкретных проектах?

Рикардо Лагорио: Конечно, проекты обсуждаются. В течение последних лет проходят регулярные заседания аргентино-российской межправительственной комиссии. Нам надо продолжать переговоры, потому что нужны новые инвестиционные и финансовые проекты. Самое главное, что есть осознание того, что надо диверсифицировать, расширять и модернизировать наши отношения. И мы будем искать формы и пути. Настал благоприятный момент, чтоб продвинуться в данном направлении посредством созданных механизмов. Предметно обсуждать данный вопрос планируется на предстоящем заседании межправительственной комиссии.

«Международная жизнь»: Не так давно Россия и Аргентина вышли на соглашение о стратегическом партнёрстве. Москва и Буэнос-Айрес взаимодействуют в политической, торгово-экономической, культурной сферах. В каких областях еще возможно нарастить сотрудничество?

Рикардо Лагорио: Говорить об этом сложно, потому что сейчас важны вопросы финансирования, исследования, развития, а на арене появляется всё больше игроков. Важно понять, что нынешний уровень торгового оборота не отвечает научному и технологическому потенциалу Аргентины и России. Мы говорим о России, третьей-четвёртой стране по уровню развития науки, технологий и инноваций, и такой стране как Аргентина, обладательнице пяти Нобелевских премий. У нас есть поле для деятельности далеко за сырьевыми продуктами, которое позволит существенно нарастить добавленную стоимость. Нам необходимо спланировать нашу торговую деятельность на ближайшие 10-15 лет. Каким будет развитие науки и технологии, рынок сырьевых продуктов? Нам всё надо предусмотреть, есть тенденции, на которые надо ориентироваться. Через 10-15 лет многие рабочие места попросту исчезнут, надо их заменить, наполнить чем-то. Мы не можем, подписывая договоры, думать, что мир через 10 лет останется прежним, это была бы серьёзная ошибка. Мы должны вести постоянный диалог относительно нашей торговли и товарооборота, следить за тем как он развивается, и думать, как его подстраивать под меняющийся мир. Мы должны сами подстраиваться под технологические изменения и использовать их во благо наших интересов. Не надо забывать, что за Россией стоит Евразийский экономический союз, за Аргентиной - Меркосур. Давайте поразмыслим стратегически на ближайшие 10 лет.

«Международная жизнь»: Наши страны активно взаимодействуют в области культуры. Немаловажную роль здесь играет и наибольшая русская диаспора среди стран Латинской Америки. Что необходимо предпринять в области культурного и гуманитарного взаимодействия наших стран?

Рикардо Лагорио: Надо развивать это направление, способствовать росту студенческих обменов, сотрудничать в культурной области: музыка, танцы, кино. Культурная индустрия создаёт множество рабочих мест и даёт массу преимуществ. Помимо этого, правительство Макри уделяет огромное внимание спорту. Нам нужно совместное развитие, образование, социальное сближение. Надо познавать и помогать друг другу, создавать совместные предприятия, производства и растить здоровое общество.

И вот такой пример: я себя чувствую очень комфортно в Москве. Я только учу русский язык, почти не говорю на нём. Но я без проблем объясняюсь «на пальцах». Давайте пользоваться такой возможностью. Подчеркну, что существует немного стран, где ты можешь чувствовать себя комфортно без знания языка. Потому я и говорю: «надо больше России в Аргентине и больше Аргентины в России».

«Международная жизнь»: Планируются ли в ближайшее время официальные контакты между Аргентиной и Россией?

Рикардо Лагорио: Да, например, в ближайшее время в Россию прибудет министр Эрнан Ломбарди, отвечающий за Федеральную систему средств массового вещания, который проведёт тут два дня активных переговоров. Будут и другие, остаётся открытым вопрос визита нашего президента. Но это задача двух администраций — договориться. У нас позитивный путь развития, надо следовать ему и углублять его.

«Международная жизнь»: Подводя итоги, что бы Вы хотели добавить?

Рикардо Лагорио: Вместе нашим странам необходимо работать над строительством нового глобального миропорядка, более справедливого и демократичного, где все мы сможем жить и развиваться мирным путём.

Я работаю в исключительном посольстве, плечо к плечу с профессионалами высшего уровня. Здесь аргентинцы и русские работают в одной команде, по правде говоря, мы единое целое. Вот чего надо добиваться в отношениях наших стран — быть едиными в решении глобальных вопросов.



[ii] По данным интернет-портала www.russian-trade.com

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати