ГЛАВНАЯ > Экспертная аналитика

Россия и Грузия: перспективы парламентского диалога

14:36 20.07.2017 • Андрей Торин, редактор журнала «Международная жизнь»

Встреча российских и грузинских парламентариев в Государственной думе России. Фото: ritmeeurasia.org.

Впервые за последние 25 лет   в России с официальным визитом побывала делегация парламента Грузии. Представители парламентской фракции «Альянс патриотов Грузии» - ее председатель Георгий Ломия, член фракции Ада Маршания и заместитель председателя комитета парламента Грузии по юридическим вопросам Нато Чхеидзе провели встречу с российскими коллегами, членами Комитета по делам СНГ Государственной думы Федерального Собрания России: Леонидом Калашниковым, Казбеком Тайсаевым и Артемом Кавиновым.  В ходе состоявшейся беседы  стороны договорились о создании неформальной парламентской группы дружбы, которая займется обсуждением вопросов двусторонней повестки грузино-российского диалога.

Министр иностранных дел России  Сергей Лавров положительно оценил контакты депутатов, но на родине грузинские парламентарии подверглись резкой критике со стороны коллег и части общества. Какие последствия для двусторонних отношений Москвы и Тбилиси будут иметь прошедшие консультации? На этот вопрос ответили  в ходе видеомоста «Москва-Тбилиси»  известные российские и грузинские эксперты.

Старший научный сотрудник Центра проблем Кавказа и региональной безопасности МГИМО (У) МИД России Николай Силаев считает, что  стороннему наблюдателю пока  сложно судить о том, какие цели грузинские политики  намеревались достичь своим визитом. Разрыв отношений между Россией и Грузией произошел в 2008 году, после признания Россией независимости Абхазии и Южной Осетии. С тех пор российские парламентарии и их грузинские коллеги встречались на различных международных площадках, включая такие как  Парламентская  Ассамблея Совета Европы, Парламентская  Ассамблея ОБСЕ, включая и сессию, которая состоялась в 2016 году в Тбилиси. «Приходится признать, что в настоящее время процесс российско-грузинской нормализации отношений, начатый после прихода к власти политического объединения  «Грузинская мечта - Демократическая Грузия», находится в кризисе, - заметил эксперт. - В этих условиях формат парламентских консультаций позволяет обеим сторонам обсуждать повестку дня, практически заблокированную на других уровнях».

Напомним, что после разрыва дипломатических отношений диалог между Россией и Грузией поддерживается в рамках Женевских дискуссий, а также регулярных встреч в Праге специального представителя премьер-министра  Грузии по урегулированию отношений с Российской Федерацией Зураба Абашидзе и заместителя Министра иностранных дел России Григория Карасина. Однако оба формата не удовлетворяют ни Москву, ни Тбилиси. В то же время активное сотрудничество Грузии с НАТО ведет к тому, что эта страна все больше становится элементом политического сдерживания России, что не может не вызывать беспокойства в Москве.

В то же время Н.Силаев считает, что визит грузинских депутатов в Москву может при определенных условиях стать полезным. «Разумеется, депутаты не могут  обеспечить достижение политической договоренности в обход ветвей власти, уполномоченных представлять свои страны во внешней политике, - заметил эксперт. – Однако они могут предложить набор продуктивных идей. Парламентарии обладают политической трибуной, которая нужна им для того, чтобы предложения к диалогу звучали более весомо и имели соответствующий политический статус».  Например, Москва предлагала провести консультации по безопасности в регионе Южного Кавказа в формате «Россия-Грузия-НАТО», однако Брюссель отклонил это предложение без каких-либо предварительных объяснений. Тем не менее, парламентская встреча в Москве позволила вернуться к этому вопросу.

По словам Николая Силаева,   многосторонний диалог в рамках Женевского формата остается очень важным для всех участвующих в нем сторон. Его результаты действительно скромны. Однако называть ее бессмысленным было бы опрометчиво: именно он помог решить целый ряд гуманитарных вопросов, среди которых -   судьба беженцев и перемещенных лиц.

Что касается формата «Карасин-Абашидзе», то на его перспективы существуют два не всегда совпадающих  взгляда -  дипломатический  и журналистский.  С точки зрения дипломатов, этот диалог развивается вполне плодотворно. Об этом свидетельствует и восстановление регулярного транспортного сообщения в сентябре 2014 года, и совместное обеспечение безопасности во время проведения Олимпийских игр в Сочи, и передача грузинских граждан, оказавшихся в российских тюрьмах, в распоряжение Тбилиси. «Другое дело, что, оценивая результаты этих контактов, Москва и Тбилиси исходят из своих национальных интересов», - пояснил Н.Силаев.

Эксперт по Ближнему Востоку и Южному Кавказу, журналист Надана Фридрихсон считает состоявшуюся в Москве встречу парламентариев закономерной. Известно, что отношения с Тбилиси находятся в фокусе интересов Европейского союза и НАТО. Кроме того, огромный интерес к сотрудничеству с этой страной проявляет лидер Турции Реджеп Эрдоган, установивший  с ней тесные контакты  еще во времена  президентства Михаила Саакашвили. В частности, по ряду косвенных свидетельств, Анкара поддерживает активное переселение турок в Аджарию и ведет на Южном Кавказе активную экономическую экспансию. Подобные меры не могут не приводить к побочным эффектам, главный из которых – возникновение в Грузии  столкновений на межконфессиональной почве.

По мнению Н.Фридрихсон, у России не может не вызывать беспокойство тесное сотрудничество России и НАТО, однако Москва пока  не может предложить перспективный проект диалога с Тбилиси, и в первую очередь потому, что Грузия отказывается признавать Абхазию и Южную Осетию в качестве независимых государств.  Кроме того, российская сторона должна активнее использовать  потенциал механизма «мягкой силы» и изучать грузинское политическое поле. Пока, по словам эксперта, взаимодействие с грузинскими коллегами проводится недостаточно успешно. Постоянным гостем в России стала  экс-спикер парламента Грузии, лидер партии «Демократическое движение – Единая Грузия»  Нино Бурджанадзе, однако этот политик не играет значительной роли в грузинской политической жизни.  Н.Фридрихсон добавила, что поездка  грузинских парламентариев в Москву состоялась  на фоне визита президента Украины Петра Порошенко в Грузию, который объективно имеет значительно больший вес для Южного Кавказа, поскольку Киев и Тбилиси  связаны взаимовыгодными контрактами в причерноморском регионе. 

Директор Центра глобальных исследований (Грузия) Нана Девдериани  считает, что, совершив поездку в Россию, оппозиционная фракция «Альянс патриотов Грузии»  сделала очень сложный и важный шаг. По словам эксперта, незначительное представительство этого объединения  в грузинском  парламенте не должно смущать. «Хорошо известно, что на протяжении долгих лет США поддерживали Республиканскую партию Грузии, реальный рейтинг которой  в обществе не превышал 1%», - отметила Н.Девдериани. 

Нана Девдериани также оспорила мнение Н.Фридрихсон об эффективности российской «мягкой силы» в Грузии. Известно, что в Грузии, как и в России, на законодательном уровне запрещено  поддерживать извне политические партии страны. Кроме того, большая часть современных неправительственных организаций выступает с ярко выраженной либеральной риторикой, которая вызывает значительно больший скепсис в Грузии, чем несколько лет назад. В этих условиях возникает вопрос: может ли Россия предложить своим партнерам в Евразии альтернативную систему ценностей? Как свидетельствуют события в Крыму, такой вариант вполне возможен. «Возвращение Крыма в Россию свидетельствует, что Россия учится и технологиям «мягкой силы», - заметила Н.Девдериани.  

Эксперт напомнила, что, при всей антироссийской риторике, активно использовавшейся режимом Михаила Саакашвили, значительная часть экономических активов Грузии  перешла в распоряжение российского бизнеса. Кроме того, в Тбилиси испытывают определенное беспокойство из-за экономической политики Анкары, активно поддерживающей свои предпринимательские круги и лоббирующей их интересы в республике. Неприятие значительной части населения вызывает и неконтролируемая миграция из стран Востока.  Именно против нее было направлено многотысячное шествие «Марш грузин», состоявшееся 14 июля 2017 года в Тбилиси  на проспекте Давида Агманешебели.

В сложившихся условиях эмоциональная реакция на существующие двусторонние проблемы российско-грузинских отношений никому не поможет.  «Встреча была необходима хотя бы потому, что необходимо снять табу с вопроса политического диалога между Россией и Грузией, - подчеркнула Н.Девдериани. -  И у России, и у стран Запада, и у Грузии есть интересы в регионе. В частности, Россию вполне устраивает сложившееся в 2008 году статус-кво. Любой реалистично мыслящий политик в Тбилиси  должен понимать,  что без договоренности с Москвой собрать государство воедино не получится. А если постоянно откладывать назревшие проблемы на потом, то Россия и Запад могут договориться за счет Грузии».

«Без договоренности Грузии с Россией собрать воедино государство не получится» (Нана Девдериани)

Аналитик, эксперт по международным вопросам Васо Капанадзе оценил  визит грузинских парламентариев однозначно положительно. «Очень важно, что стороны договорились о том, что Россия будет способствовать развитию диалога между грузинами, абхазами и осетинами, - отметил эксперт.  - Дети грузин, проживающих в Гальском районе Абхазии, получат возможность обучаться по грузинским учебникам».  Созданная по итогам встречи парламентская рабочая группа также будет вести  переговоры по облегчению визового режима.  Огромное значение имеет и полученное согласие на посещение грузинами  кладбищ родственников, похороненных на территории Абхазии и Южной Осетии.

Однако остается открытым вопрос об отношении «Грузинской мечты» к перспективам подобных переговоров. В.Капанадзе напомнил,  что в 2016 году Нино Бурджанадзе, побывав с визитом в России, привезла в Тбилиси, по ее словам, вполне рациональные  предложения, но правительственные круги отказались их рассматривать.

В Грузии, так же как и на Украине, остается актуальной проблема радикального национализма. Разумеется, речь не идет о масштабном внутриполитическом кризисе, аналогичном тому, с которым сейчас сталкивается Киев. Тем не менее, события украинского «евромайдана» и последующая гражданская война на Донбассе привели к некоторой активизации антироссийских движений. В частности, на юго-востоке Украины против самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных  республик воевал  «Грузинский национальный легион».  Позже он вошел в состав 25-го мотопехотного батальона Вооруженных сил Украины.  В 2014 году усилиями известного грузинского политолога, сторонника Саакашвили Гелы Васадзе неправительственная организация «Свободная зона» активно помогала волонтерам попасть на Украину и принять участие в военных действиях в поддержку Киева.

Все эти факты, разумеется, не могут не затруднять диалог между Москвой и Тбилиси. Тем не менее, в Грузии по-прежнему существуют политические силы, которые заинтересованы в доброжелательных отношениях наших стран. Важно, чтобы эти усилия не пропали даром. 

Читайте другие материалы журнала «Международная жизнь» на нашем канале Яндекс.Дзен.

Подписывайтесь на наш Telegram – канал: https://t.me/interaffairs

Версия для печати